Дочерние и зависимые общества, холдинги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 03:11, курсовая работа

Описание

Основные признаки и свойства дочерних и зависимых обществ, их взаимоотношения в холдинге.

Содержание

* Введение
o Глава 1. Понятие и виды холдинговых компаний
o 1.1 Понятие холдинговой компании
o 1.2 Виды холдинговых компаний
o Глава 2. Правовое положение холдинговых компаний
o 2.1 Состав (структура) холдинговой компании
o 2.2 Цели создания холдинговой компании
o 2.3 Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний
o Заключение
o Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик аналог н!!!!.docx

— 47.14 Кб (Скачать документ)

В вопросе о месте  управляющей организации  в корпоративных  отношениях важно  различать случаи: (1) когда автономное общество "приглашает" управляющую организацию  для осуществления  функций исполнительного  органа и в этом случае, как было показано выше, управляющая  организация не приобретает  контроля над этим обществом и (2) когда  основное общество, не желая непосредственно  осуществлять руководство  дочерними обществами, создает для этих целей подконтрольную (зачастую со 100% участием в  уставном капитале) управляющую организацию  и поручает ей осуществлять управление дочерними  обществами. В последнем  случае управляющая  организация является всего лишь "правовым механизмом" осуществления  основным обществом  контроля, в основе которого лежат отношения  экономической зависимости  между ним и  дочерними обществами, определяемые, например, владением контрольным  пакетом акций.

В современных условиях все больше основных обществ прибегает  к организации  управления в холдинге посредством управляющих  организаций, действующих  как единоличный  исполнительный орган  дочерних обществ. В  этом случае директор дочернего общества не назначается, а  влияние на должностных  лиц, осуществляющих от имени управляющей  организации полномочия по текущему руководству  дочерними обществами, у основного общества вполне весомое. Достаточно сказать, что эти  лица состоят в  трудовых отношениях с управляющей  организацией, которые  могут быть изменены или прекращены по инициативе ее руководителя, назначенного основным обществом.

3. Наличие иной возможности  определять решения  общества может  выражаться, например, в праве избирать  или существенным  образом влиять  на избрание определенного  количества членов  совета директоров, коллегиального исполнительного  органа, назначать  единоличный исполнительный  орган. К числу  "иных способов" установления контроля  относится распространенная  практика, когда генеральный  директор основного  общества избирается  председателем совета  директоров дочернего,  а руководители  основного общества  занимают также  руководящие должности  в дочернем. Основное  общество может  назначить управляющей компанией дочернего общества специально созданную для этих целей подконтрольную коммерческую организацию, о чем выше шла речь.

Зависимость, хотя и определяется количественным критерием, но связана с существенным влиянием одного хозяйственного общества на решения  другого и является как бы более "слабым" проявлением контроля, по сравнению с  тем, через который  определяется дочернее общество. Зависимые  общества могут входить  в структуру холдинговых  компаний, но их участие  в холдинге не является квалифицирующим  признаком этого  вида предпринимательского объединения.

При определении экономической  зависимости могут  быть: выделены следующие  степени контроля: 100% участие основного  общества в уставном капитале дочернего  обеспечивает полный контроль. Это "компания одного лица", руководство  деятельностью которой  во многом, реализуется  основным обществом; и от 75% участия  в уставном капитале в АО также обеспечивает полный контроль, поскольку  является квалифицированным, большинством голосов, необходимым на общем  собрании при решении  вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, о его реорганизации, ликвидации, об определении  количества, номинальной  стоимости, категории (типа) объявленных акций  и предоставляемых  этими акциями  прав, о приобретении обществом размещенных  акций в случаях, предусмотренных  Законом "Об акционерных  обществах". В ООО  владение 75% долей  в уставном капитале обеспечивает гарантированный, однако не полный контроль, поскольку по ряду вопросов уставом  общества может быть предусмотрено единогласие (внесение изменений в учредительный  договор, реорганизация, ликвидация общества и др.); от 51% участия  в уставном капитале общества обеспечивают гарантированный  контроль по всем вопросам повестки дня общего собрания, за исключением  требующих квалифицированного большинства голосов  в АО и/или единогласия  в ООО. Поскольку  результат голосования  на общем собрании подсчитывается от общего числа акционеров (участников) с правом голоса, присутствующих на собрании, при "распыленности" пакета акций (долей  участия) 51% голосов  может обеспечивать полный контроль и  при решении вопросов, требующих квалифицированного большинства. Владение 51% акций уставного  капитала, которое  в ранее действующем  законодательстве (до принятия первой части  Гражданского кодекса  РФ), было единственным критерием для  отнесения общества к категории дочернего  является в общепринятом значении "контрольным" пакетом акций (долей  участия); от 33% до 25% - "блокирующий" пакет акций или  долей участия, позволяющий  голосовать против и  отклонять выносимые  на общее собрание вопросы. В ООО  блокирующим может  быть минимальное  участие, например, владение одной долей уставного  капитала; 20% участие  в уставном капитале свидетельствует  о наличии отношений  зависимости.

2.2 Цели создания  холдинговой компании

Цели  при создании холдингов  напрямую зависят  от времени, места, способа  и задач, реализуемых  при образовании  холдинговых компаний. Нельзя, например, сравнить цели создания холдингов  при приватизации и акционировании государственных  предприятий и  цели организации  холдинговых компаний в рыночных условиях путем консолидации пакетов акций (долей  участия) либо в результате реструктуризации коммерческих организаций.

Эффект  объединения юридических  лиц в холдинговую  компанию заключается  в том, что преимущества от объединения достигаются  посредством умножения  возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга. Холдинговые компании как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с неинтегрированными коммерческими организациями, обладают следующими преимуществами:

реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе  возможностью привлечения  квалифицированного управленческого, научного, производственного  персонала;

минимизацией  для участников объединения  в сравнении с  обособленными производителями, не формирующими данную группу, отрицательного воздействия конкуренции, поскольку участники  объединения, как  правило, не допускают  взаимной конкуренции  на одном и том  же рынке;

значительной  централизацией капитала, который в зависимости  от экономической  конъюнктуры может "перетекать" из одной сферы  предпринимательской  деятельности в другую;

возможностью  создания самодостаточной  вертикально интегрированной  системы от добычи сырья до выпуска  законченной продукции  высокой степени  переработки;

возможностью  диверсификации производства для снижения предпринимательских  рисков и обеспечения  специализации отдельных  видов деятельности как условия их конкурентоспособности;

объединением  производства, технического опыта и научно-исследовательских  разработок, возможностью интеграции науки  и производства.

Холдинговые компании наряду с  общими для всех предпринимательских  объединений преимуществами имеют некоторые  специфические особенности  организации, положительно выделяющие эту форму  из ряда других. К  числу таких преимуществ  относятся:

возможность повышения устойчивости бизнеса, управления рисками, обеспечения  безопасности основных имущественных активов  предпринимательского объединения. Рискованные  операции могут быть перенесены в дочерние общества, поскольку, будучи самостоятельными юридическими лицами, они несут ответственность  по своим обязательствам только принадлежащим  им имуществом (за исключением  случаев привлечения  к ответственности  основного общества). Стратегия ограничения  рисков предусматривает  размещение основных ликвидных активов  холдинговой компании в специально созданных  для этих целей  структурах;

возможность централизации целого ряда функций и  тем самым экономии управленческих затрат. Как правило, функциональное распределение обязанностей между основным и  дочерними обществами происходит таким  образом, что в  сфере внимания основного  общества оказываются  такие полномочия, как планирование, организация финансовых потоков, централизованный бухгалтерский учет, правовое обеспечение, кадровая политика, информационное обеспечение, статистика, возможно маркетинг и организация  сбыта;

обеспечение единого внутри холдинговой  компании налогового и финансового  планирования. Корпоративные  схемы налогового планирования, направленные на снижение налоговых  потерь, могут быть основаны, в частности, на рациональном распределении  функций внутри холдинга, внутреннем ценообразовании, создании участниками  холдинга централизованных фондов (резервов);

обеспечение конфиденциальности контроля. В холдинговой  системе организации  предпринимательской  деятельности на верхушке "холдинговой  пирамиды" может  быть общество, созданное  отдельными лицами, чей реальный контроль, осуществляемый через  органы управления основного  общества, практически  скрыт и может  быть выявлен только через систему  аффилированных лиц. Кулагин М.И. Государственно-монополистический  капитализм и юридическое  лицо. Избранные труды. М.,1997, 315 с

Отдельные из названных преимуществ  в создании холдинговых  компаний оборачиваются  для других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например, контрагенты  по договорам) обратной стороной и могут  быть отнесены с точки  зрения реализации их интересов к недостаткам. Например, монополизация  отдельных сегментов  рынка или минимизация  налогообложения  за счет установления по внутреннему обороту  между участниками  холдинга "трансфертных" цен могут иметь  в целом для  экономики отрицательное  значение.

2.3 Правовое регулирование  деятельности холдинговых  компаний

Правовое  регулирование холдинговых  компаний в Российской Федерации существенным образом отстает  от предпринимательской  практики. Компании холдингового типа возникли в России не только в рамках приватизационного  законодательства в  соответствии с Временным  положением о холдинговых  компаниях, создаваемых  при преобразовании предприятий в  акционерные общества, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 "О мерах  по реализации промышленной политики при приватизации государственных  предприятий", но и в результате естественных интеграционных процессов концентрации производства и капитала, восстановления разрушенных  технологических  взаимосвязей хозяйствующих  субъектов, входящих ранее в промышленные и производственные объединения. Россия, по мнению некоторых  авторов Шиткина  И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М., 2003. С. 33., является страной  с традициями ведения  крупного бизнеса  в отличие от многих других европейских  стран, экономический  фундамент которых  составляет малое  и среднее предпринимательство.

Холдинги  возникли также и  в результате обратного  процесса - разукрупнения  организаций, когда  в результате реорганизации  или учреждения на месте одного юридического лица появляется группа хозяйственных обществ, включая основное и дочерние. Официальные  статистические данные о числе холдингов  в Российской Федерации  не публиковались. "Анализ курсирующих в  различных публикациях  сведениях, - пишет  А.Б. Фельдман, позволяет  сделать вывод, что  число фактических  холдингов достаточно велико (в угольной, нефтяной отраслях, сфере профессионального  фондового рынка)" Фельдман А.Б. Управление корпоративным капиталом. М., 2005, с. 111..

Правовое  регулирование холдингов, осуществляемое в  настоящий момент в рамках гражданского законодательства через  определение категорий  основного и дочерних хозяйственных обществ (ст.105, 106 ГК РФ, ст.6 Федерального закона "Об акционерных обществах"), явно отстает от требований предпринимательской практики, к тому же является по ряду аспектов противоречивым.

Около трёх лет в Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации  обсуждался проект Федерального закона "О холдингах". Принятый Государственной  Думой ещё в  декабре 1999 г., одобренный Советом Федерации  в июле 2000 г., он был  отклонен Президентом  РФ 20 июля 2002 г. с жесткой  формулировкой, что  при его разработке четко не была определена экономическая и  юридическая цели создания и регламентации  деятельности такого образования, как  холдинг, в результате чего законопроект, содержит большое  количество неясных  положений, применение которых затруднено, а отдельные положения  противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим федеральным законам. В законопроекте  совершенно не затрагивались  вопросы взаимоотношения  холдингов с антимонопольными, налоговыми органами, не рассматривались  аспекты внутренних взаимоотношений  в холдинге, не было уделено внимание вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля в этом предпринимательском  объединении. Шиткина  И.С. Холдинги. Правовой и управленческие аспекты. М.: Городец-издат. 2003. с. 45.

Одним из положительных  моментов в принятии законопроекта было бы введение консолидированной  отчетности участников холдинга, упрощение  налогообложения. Холдинги выступают сегодня  на рынке как закрытая система, подчиняясь в условиях чистого  правового поля своим  внутренним законам.

Правовую  основу создания холдингов  с участием государства  или муниципальных  образований создает  Федеральный закон "О  приватизации государственного и муниципального имущества" СЗ РФ. 2002. №4. Ст. 251. Закон вступил  в силу 26.04.02 г., в  частности ст.25 "Внесение государственного и  муниципального имущества  в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных  обществ" и ст.26 "Продажа  акций открытого  акционерного общества по результатам доверительного управления". Упоминание о холдингах содержится в Федеральном  законе "Об акционерных  обществах", в соответствии с подп.18 п.1 ст.48 которого принятие решения  об участии в холдинговых  компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях  и иных объединениях коммерческих организаций  относится к компетенции  общего собрания акционеров.

Информация о работе Дочерние и зависимые общества, холдинги