Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:06, курсовая работа
Договор контрактации относится к сложившимся гражданско-правовым договорам. Он начал применяться перерабатывающими предприятиями для обеспечения себя сельскохозяйственным сырьем еще в 20-х годах прошлого века. Возникнув в форме договора, контрактация сельскохозяйственной продукции претерпевала серьезные изменения на различных этапах своего развития, вплоть до замены договорных отношений обязательными поставками.
Введени……………………………………………………..…….3
I.Понятие договора контрактации, характерные
особености, отличия от смежных договоров . ………………...4
II.Порядок заключения, изменения, расторжения
договора контрактации ; стороны и содержание договора…..…9
III.Ответственность сторон договора; порядок
рассмотрения споров, возникших по договору контрактации…22
IV.Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора контрактации……………………………………27
Залючение…………………………………………………………29
Приложение ………………………………………………………30
Список используемой литературы……………….…………..….38
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Юридический факультет
«К защите допускаю»
__________________
« »_________2003г.
Курсовая работа
по дисциплине_______Гражданско
на тему__________Договор контрактации__________________
Студент_____________Каленчук Антон Владимирович_____________
______4______курс
_дневная_форма обучения Специализация_Хозяйственно - правовая_
Руководитель______Доцент Шульга Н. Я._________________________
2003
СОДЕРЖАНИЕ
особенности, отличия от смежных договоров . ………………...4
договора контрактации ; стороны и содержание договора…..…9
рассмотрения споров, возникших по договору контрактации…22
Залючение………………………………………………………
Приложение …………………………………………………
Список используемой литературы……………….…………..….38
Договор контрактации относится
к сложившимся гражданско-
В настоящее время
договор контрактации является основной
правовой формой реализации произведенной
сельскохозяйственной продукции. Он наилучшим
образом соответствует
Понятие договора контрактации, характерные особенности, отличия от смежных договоров.
В ст. 505 Гражданского Кодекса РБ дается следующее понятие договора контрактации : это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю. Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки вышеназванной продукции для переработки или продажи. В обязанность производителя входит передача продукции в количестве ассортименте, предусмотренных договором контрактации, что закреплено в ст. 507 ГК РБ. Заготовитель же, согласно ст. 506 ГК РБ, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения, а также обеспечить ее вывоз. Также естественной обязанностью заготовителя является уплата денег за продукцию.
Два положения, имевших
место в Основах : на заготовителя
уже не возлагается обязанность
содействовать производству сельскохозяйственной
продукции и производитель
Рассматривая положения о договоре контрактации , можно сделать предположение , что существует два вида данного договора :
- договор, который
заключается между
- договор, заключаемый
между любыми юридическими
Но все же реально договор контрактации действует лишь в первом виде, что проистекает из практики его применения. Следовательно, можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации - это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого обязательно выступает государство. В свете сказанного деятельность коммерческих структур по закупке сельскохозяйственной продукции следует рассматривать в качестве обычной предпринимательской деятельности. Договоры же, заключаемые без участия государства как стороны, следует рассматривать как обычные договоры поставки . Более того, в самом тексте ГК РБ (ст. 505 ч.2) указана возможность применения правил о договоре поставки (статьи 476 - 496).
Из вышеуказанного следует нижеследующее, что нынешний договор контрактации несколько не соответствует требованиям времени, а именно развивающимся в стране рыночным отношениям со множеством действующих в них разнообразных субъектов.
Логично , что по поводу этого института гражданского права сегодня ведутся дискуссии, что договор контрактации в том виде , в котором он существует ныне, является антирыночным, что он в принципе не имеет права на существование, так как был задуман и вводился в действие в 30 - х годах именно в качестве меры для принудительного изъятия у производителей сельскохозяйственной продукции, либо ее покупки за бесценок , то есть играл роль антирыночного механизма - следовательно, он противоречит нынешней экономической политике государства и является наследием отжившего строя. Все же, несмотря на многостороннюю и небеспочвенную критику и споры по поводу необходимости существования данного института, разработчики нового Гражданского Кодекса включили положения о контрактации во вторую часть закона, причем без существенных изменений как в части формулировок, так и в части содержания по сравнению с ранее действующими принципами .
Говоря о характерных чертах договора контрактации, следует указать , что он является:
- формальным , то есть
заключается в письменной
- срочным
- возмездным
- двусторонним
- консенсуальным (считается
заключенным с момента
Для того, чтобы четче вырисовывались особенности договора контрактации, важно выяснить его отличия от других, смежных с ним, договоров. Бесспорно, они весьма схожи, что доказывает факт возможности применения правил договора поставки, а в соответствующих случаях правил о поставке товаров для государственных нужд к отношениям по рассматриваемому договору, не урегулированным правилами отведенного для него параграфа - это законодательно закреплено в ст.505 ГК РБ. Но все-таки особенности есть, и состоят в следующем:
Во-первых, имеются различия по составу субъектов. Согласно закону, договор контрактации заключается непосредственно с сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и фермерскими хозяйствами и т.п., которые являются непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции. Второй стороной данного договора выступают государственные заготовители. В договорах же поставки, купли - продажи второй стороной может быть не обязательно государственный заготовитель , но и любой иной субъект.
Во-вторых, существует различие смежных договоров по предмету их заключения, предметом вышеназванного договора является продукция в сыром виде или прошедшая первичную, только самую необходимую обработку. Если же сырье прошло промышленную обработку, речь уже идет о продовольственном товаре, который выступает в качестве предмета договора поставки или купли - продажи.
В-третьих, отличаются и виды реализуемой продукции. По договору контрактации реализуется продукция, вошедшая в государственный заказ, по другим договорам сбывается не только сельскохозяйственная продукция, но и другие ее виды.
В- четвертых, есть особенности во времени заключения договоров. Чаще всего договор контрактации предшествует договору поставки или купли - продажи. Заготовители заключают с хозяйствами договор контрактации сельскохозяйственной продукции, а уже затем реализуют ее по договорам поставки или купли - продажи.
В-пятых, можно отметить, что договор контрактации определен как заключаемый в письменной форме, а договор купли - продажи может быть заключен и в устной форме, то есть имеет место отличие по форме договора.
После освещения особенностей договора контрактации, его отличия от схожих договоров, хотелось бы вернуться к вопросу о природе данного договора. Выше уже отмечалось, что рассматриваемый институт Гражданского права вызывает споры и имеются негативные мнения по его поводу, в том числе некоторые специалисты считают контрактацию отжившей свой век. Попытаюсь рассмотреть этот вопрос несколько подробней.
Ранее контрактация связывалась
с выполнением государственного
плана закупки
Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что договором контрактации оформляются закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в основном же действуют договоры поставки или купли - продажи , которые более соответствуют духу времени и общим правовым принципам.
Порядок заключения, изменения , расторжения договора контрактации ; стороны и содержание договора.
Обеспечение интересов общества, а также и интересов государства требует правового регулирования отношений по договору контрактации, по поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Имеющим самое важное значение является параграф 4 ГК РБ (ст.495 – 504). В свете изменений политики государства в сфере экономики, смены приоритетов и повышения роли ранее не существовавших или практически бесправных субъектов Гражданского права, контрактация не обладает большой сферой применения вследствие своего специфического характера, но все-таки нельзя говорить о полном отмирании этого института, а следовательно, акты, регулирующие отношения по контрактации, должны быть упорядочены и приведены во взаимное соответствие - к сожалению, на сей день ситуация такова, что в законодательстве существуют некоторые противоречия. Эта несогласованность норм часто и ощутимо мешает реализации прав субъектов правовых отношений, тормозя нормальное развитие экономических связей. В соответствии со ст.5 вышеназванного Закона, государственные заказчики определяют объем закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, а затем сообщают об этом поставщикам. Отсюда следует, что предполагается последующее заключение контрактов, причем обязательное для всех субъектов, до которых доведены объемы поставок. Здесь видится явное противоречие: государственный заказ определяют государственные органы , а органы власти и управления не имеют права давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров ( ст. 402 ГК РБ ). Следовательно, существуют исключения из принципа « свободы договора «, который провозглашается в ст. 391 ГК РБ.
1. Колхозы и совхозы ;
2. Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке понимается положение хозяйствующего субъекта , доля которого на рынке определенного товара составляет 35 % и более ); предприятия - монополисты и предприятия, в объеме производства которых государственный заказ составляет более 70%.
Учитывая факт, что
договор контрактации в основном
связан с государством , важно сделать
замечание по поводу понятия «
государственные нужды « : это
потребности республики, а также
ее субъектов в
Переходя конкретно
к вопросу заключения договора ,
следует отметить , что « договор
считается заключенным , если между
сторонами в требуемой в