Договор купли-продажи

Автор работы: p******************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Гражданское право - одна из основных фундаментальных учебных дисциплин изучаемых в юридических вузах. При переходе к рыночной экономике, реформированию социально-экономических отношений нашего общества резко возрастает роль гражданского права, как основного регулятора товарно-денежных отношений и иных отношений, складывающихся в рыночном хозяйстве. Сегодня купля-продажа - это самый распространенный договор гражданского оборота. Перемещение материальных благ в товарной форме составляющее основу любого обязательства, в договоре купли-продажи выступает в наиболее чистом виде, является его непосредственным содержанием. Особое значение этого института в современном праве обусловлено большой гибкостью, широтой сферы его применения.

Содержание

I. Введение.
II. Понятие и значение договора купли-продажи.
III. Заключение договора купли-продажи.
IV. Обязанности сторон.
1. Права и обязанности продавца.
2. Права и обязанности покупателя.
Законодательство о защите прав потребителей.
Безопастность товара.
Срок службы (годности).
Последствия продаж товара с недостатками.
Способы защиты прав потребителей.
VI. Заключение.
VII. Список использованной литературы и нормативных актов.

Работа состоит из  1 файл

KURSOVIK.DOC

— 176.00 Кб (Скачать документ)

     Положением  о Госстандарте России, утвержденным постановлением правительства России от 25.12.95г. Этим документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации межу Госстандартом России и другими центральными органами федерально исполнительной власти регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.

     Каждый  из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные  ему полномочия в закрепленной области или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией, установленные законодательством. 

     Закон “О защите прав потребителей” устанавливает порядок проверки соответствия изготовленной продукции упомянутым требованиям, а также меры, направленные на предотвращение поступления опасной продукции к потребителю. Для указанной цели предусматривается введение обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям безопасности.

     Законом установлено, что за нарушение требований по безопасности товаров (работ, услуг) предусмотренных п.5 ст.5, а также за необоснованную выдачу сертификата ответственность определяется п.2 ст.41 Закона (до 3-х должностных окладов на руководителей и органов сертификации). Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что:

     Изготовитель  обязан:

  • обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству;
  • представить продукцию на сертификацию;
  • разработать специальные правила использования продукции;
  • установить срок службы (годности) продукции;
  • обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой информации;
  • в установленных случаях приостановить производство и реализацию продукции либо снять ее с производства, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
  • в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный ущерб;

     Продавец  обязан:

  • обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности;
  • обеспечить доведение до потребителя необходимой информации;
  • в установленных случаях приостановить реализацию, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
  • в установленных случаях возместить в полном объеме починенный ущерб.

     Если  изготовитель (исполнитель) не обеспечит  безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствие со ст.13 Закона. 
 

     2. СРОК СЛУЖБЫ (ГОДНОСТИ)

     Согласно  п.2 ст.5 Закона на товары (результаты работ), использование которых по истечении определенного срока представляет опасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды или может причинить вред имуществу потребителей устанавливается срок службы (годности).

     Сущность  этих сроков состоит в том, что  использование соответствующих  товаров по прямому назначению за их пределами недопустимо или даже невозможно ввиду достижения предельного технического состояния или приобретения каких-либо вредных качеств в результате их использование становится опасным.

     Согласно  Закона продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. Своеобразной разновидностью срока годности является срок реализации, который устанавливается для ряд скоропортящихся товаров (молоко и молочные изделия и т. д.).Предельный срок реализации указывается на упаковке, таре, в накладной.

     Товары  с истекшим сроком реализации считаются  утратившими свои потребительские  свойства и не могут быть реализованы  потребителю. Но Закон не устанавливает, кем определяется срок годности.

     Договорами  могут устанавливаться гарантийные  сроки, если они не предусмотрены стандартами или техническими условиями, а также гарантийные сроки более продолжительные чем предусмотренные ГОСТ и ТУ.

     Статьей 248 ГК указанные положения по существу, распространены на договор розничной купли-продажи.

     В соответствие с Законом гарантийный срок это - удлиненный (по сравнению с установленным в законе) срок для выявления недостатков товаров (работ, услуг) которые не могут быть обнаружены при его обычной приемке (скрытые недостатки).

     Гарантийные сроки и сроки службы (сроки, установленные Законом) исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляться со дня изготовления товара.

     Для сезонных товаров (обувь, одежда и т. п.) такие сроки исчисляются с  момента наступления соответствующего сезона, определяемого правительствами  РФ и республик в его составе исходя из территориальных климатических условий местонахождения потребителя. 
 
 
 
 
 

     3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДАЖ ТОВАРА С  НЕДОСТАТКАМИ. 

     Под товаром с недостатками понимается товар ненадлежащего качества, не соответствующий требованиям ст.14 Закона.

     Ст. 18 Закона установлено что потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на исправление недостатков потребителем ибо третьим лицом;
  • заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторгнуть договор и возместить убытки.

     Упомянутые  требования могут быть предъявлены  потребителем по своему выбору продавцу или торговому предприятию, по месту  нахождения потребителя, которое создано  продавцом или выполняет соответствующие  функции на основе договора с ним.

     Потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном устранении недостатков  товара и по истечении гарантийных  сроков. Такое требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если он не установлен - в течение 10 лет, когда в товаре выявлены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если требование не удовлетворено в предусмотренный срок 10 дней, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, установленные ст. 17 Закона.

     При расторжении договора расчеты с  потребителем производятся в случае повышения цены исходя из стоимости  товара на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - из стоимости товара на момент покупки.

     Все обязанности которые возлагает Закон на продавца некачественного товара, могут быть выполнены им непосредственно, за исключением одной - устранения недостатков товара. В связи с этим необходимо рассмотреть не только вопрос о субъекте, несущем ответственность перед потребителем, а также обязанности третьих лиц, предусмотренные Законом.

     Должники  несут перед потребителем солидную ответственность. В случае, если изготовитель полностью или частично отказался  удовлетворить требование третьего лица о возмещении расходов и уплате вознаграждения, спор должен решаться в судебных органах в общем порядке по иску третьего лица. 
 

  1. СПОСОБЫ ЗАШИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
 

Согласно  статье 17 Закона защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом.  Иски предъявляются в суд по месту жительства истца либо по  месту  нахождения ответчика,  либо по месту причинения вреда.

Если  дело связано с нарушением прав потребителя,  то он  освобождается от уплаты пошлины по искам.

За соблюдением  законов и иных правовых актов  Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей осуществляет государственный контроль федеральный антимонопольный орган.Этот орган направляет:

в пределах своей компетенции предписания  изготовителям о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены , и о приостановлении продажи товаров;

материалы о нарушении прав потребителя  в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии. 

       Федеральный антимонопольный орган  дает официальные разъяснения  по вопросам применения  законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

      Федеральный антимонопольный орган  вправе обращаться в суд в защиту прав потребителя в случаях обнаружения нарушений прав потребителей. Может быть привлечен судом к участию в процессе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

В целях  обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган  по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора при  Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации и другие органы государственного  управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах своей компетенции:  устанавливают обязательные  требования  по  безопасности  товаров (работ, услуг),  снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров (работ,  услуг),  отзыве их от потребителей, а также информировании об этом потребителей; предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по  безопасности товаров (работ, услуг).

     Координация действий органов  в этой области деятельности  возлагается на Госстандарт России.

  В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования (ст.44) органы местного самоуправления вправе:

      рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

      анализировать договоры, заключаемые продавцом  с потребителями, в целях выявления  условий, ущемляющих права потребителей;

      при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров;

      в случаях выявления продажи  товаров не сопровождающихся  достоверной и достаточной информацией, или просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров до представления  информации  или прекращать продажу товаров;

      обращаться  в суды в защиту прав потребителей.

      Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры. 
 
 
 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

       В настоящее время в российской  экономике восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 года. Взаимоотношения предприятий все более формитуется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой, которая является институтом гражданского права.

       Самым распростроненный договор  гражданского оборота - договор  купли-продажи. Он охватывает  все сфоры жизни: предпринимательскую  деятельность, приватизацию жилья,  рынок ценных бумаг... По существу  купля-продажа есть универсальная форма товарно-денежного оборота.

        Закон «О защите прав потребителей»  является одним из важнейших  нормативных актов. Он дает  возможность гражданину-потребителю  не только приобрести статус  равноправного субъекта на рынке  товаров, работ и услуг, но и грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права.  
 
 
 

Информация о работе Договор купли-продажи