Договор транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить договор транспортной экспедиции и выявить его основные положения.
Задачи:
1. Определить понятие договора транспортной экспедиции.
2. Раскрыть содержание договора транспортной экспедиции.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа на тему договор транспортной экспедиции.docx

— 53.35 Кб (Скачать документ)

Мультимодальная транспортная накладная - необоротный документ; она является единым товаросопроводительным документом, используемым экспедитором, если он является оператором смешанной перевозки груза.

При организации перевозок грузов в международном сообщении экспедиторы  могут использовать экспедиторские документы, разработанные Международной  федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), в случаях прямого указания на их применение в договоре транспортной экспедиции.

 

3.Ответственность  сторон по договору экспедиции

3.1. Ответственность экспедитора  по договору экспедиции

Вопросам ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции посвящена отдельная статья 803 ГК, содержащая две нормы. Во-первых, данной статьей предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК ("Ответственность за нарушение обязательств").

Во-вторых, указанная статья содержит специальное правило: если экспедитор докажет, что нарушение  обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед  клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Таким образом, общие положения  об основаниях и размере ответственности  за нарушения гражданско-правовых обязательств распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

Что же касается единственного  исключения, когда ответственность  экспедитора подвергается специальному регулированию, то оно затрагивает  лишь те ситуации, когда по условиям договора транспортной экспедиции на экспедитора возложена обязанность  заключить договор (договоры) перевозки  от своего имени, поскольку только в  этом случае на перевозчика может  быть возложена ответственность  перед экспедитором. Если же договор  перевозки заключается экспедитором от имени клиента и по его доверенности, то лицом, располагающим правом привлечения  перевозчика к ответственности, будет являться не экспедитор, а  клиент, который является стороной в договоре перевозки.

Следовательно, если экспедитору  удастся доказать, что непосредственной причиной нарушения им своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, послужило неисполнение или ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательств по договору перевозки груза, который экспедитор заключил с ним от своего имени, то применение в этом случае правил об ответственности перевозчика может означать, что экспедитор будет либо привлечен к ограниченной ответственности, либо вовсе освобожден от ответственности16. Однако данный случай следует рассматривать в качестве исключения из общего правила, не забывая о том, что экспедитор, как и всякий должник, не исполнивший обязательства, должен возместить убытки, причиненные кредитору, в полном размере.

Итак, ответственность экспедитора  за неисполнение или ненадлежащее исполнение (кроме рассмотренного исключения) возлагается на общих основаниях. Поскольку обязательство экспедитора  по договору транспортной экспедиции связано с осуществлением им предпринимательской  деятельности, указанная ответственность  основывается на началах риска и  наступает независимо от наличия  вины экспедитора. Единственным обстоятельством, которое может служить основанием освобождения экспедитора от ответственности  за нарушение своих обязательств (если оно будет доказано экспедитором), может служить невозможность  их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК). К  этому следует добавить, что возложение исполнения обязательства на третье лицо также не освобождает экспедитора  от ответственности перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции (ст. 805 ГК).

В то время безответственность экспедитора (перед клиентами), которая  нередко имела место, объяснялась  особым положением экспедиторских организаций. Особенности ответственности экспедитора  заключаются в том, что он, выполняя транспортно-экспедиционные операции и не являясь участником договора перевозки, отвечает перед соответствующими транспортными организациями, а не перед клиентом за неисполнение обязанностей, вытекающих из договоров перевозки другим видом транспорта, как бы становясь по отношению к этому перевозчику в положение грузовладельца. При этом транспортно-экспедиционное предприятие несет самостоятельную гражданско-правовую ответственность перед другим видом транспорта за несвоевременный вывоз грузов со склада станции или порта, уплачивая им сбор за хранение или штраф за простой вагонов17.

В отличие от ранее существовавшего  порядка в настоящее время  экспедитор, заключая договор перевозки  с перевозчиком и совершая иные сделки с третьими лицами от своего имени  и тем самым возлагая на них  исполнение своего обязательства по договору транспортной экспедиции, берет  на себя всю ответственность за исполнение этого обязательства (в том числе  перевозчиком и иными лицами) перед  клиентом. Возможна и иная структура  ответственности, исключающая возложение неблагоприятных последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств со стороны перевозчика и иных третьих лиц на экспедитора, но для  этого договор транспортной экспедиции должен предусматривать, что с соответствующими перевозчиком и иными третьими лицами договор перевозки и другие сделки заключаются экспедитором не от своего имени, а от имени клиента и  по доверенности последнего.

В частности, в юридической  литературе поднят вопрос о необходимости  применения в подобных случаях к  требованиям клиента, предъявляемым  к экспедитору, сокращенного срока  исковой давности (один год), который  установлен (п. 3 ст. 797 ГК) по требованиям, вытекающим из перевозки груза18.

Для упрощения механизма  возмещения убытков, причиненных неисполнением  или ненадлежащим исполнением экспедитором своих обязательств, клиентом может  быть использовано страхование экспедируемых  грузов.

Экспедитор также может  использовать механизм страхования  для покрытия своих рисков, связанных  с исполнением договоров транспортной экспедиции. Такого рода споры встречаются  в судебно-арбитражной практике.

 

3.2. Ответственность   клиента по договору экспедиции

 

Что касается ответственности  клиента за нарушение обязательств по договору транспортной экспедиции, в главе 41 ГК содержится лишь одно специальное  правило на случай неисполнения или  ненадлежащего исполнения клиентом обязанности по предоставлению экспедитору  документов и другой информации о  свойствах груза, об условиях его  перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором  транспортной экспедиции. При этих условиях клиент несет ответственность  за убытки, причиненные экспедитору  в связи с нарушением обязанности  по предоставлению соответствующей  информации (п. 4 ст. 804 ГК)19.

Нарушение клиентом своей  обязанности по предоставлению информации о грузе и об условиях его перевозки, помимо возмещения экспедитору убытков, которое может иметь место  лишь в том случае, если экспедитор, несмотря на отсутствие или недостаточность  такой информации, все же приступит  к исполнению своих обязательств, может повлечь для клиента и иное неблагоприятное последствие: в случае не предоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей до предоставления такой информации (п. 3 ст. 804 ГК). Важно подчеркнуть, что законодательством не предусмотрены какие-либо негативные последствия на случай невыполнения указанной обязанности.

Отсутствие в главе 41 ГК каких-либо специальных правил об ответственности  клиента за неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязанностей по договору транспортной экспедиции (возмещение экспедитору понесенных им расходов и уплата ему суммы вознаграждения) свидетельствует о том, что такие  нарушения обязательств влекут для  клиента ответственность, применяемую  на основе общих положений об ответственности  за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств. В  данном случае клиент выступает в  роли обычного должника по просроченному  денежному обязательству. Поэтому  экспедитор вправе потребовать от клиента  уплаты просроченного денежного  долга (в размере понесенных им расходов и причитающегося экспедитору вознаграждения) с начислением процентов годовых  за пользование чужими денежными  средствами в порядке и размере, предусмотренных ст. 395 ГК, а в  части, не покрытой процентами, также  возмещения убытков, вызванных просрочкой уплаты денежного долга20.

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены поставленные цели и  задачи.

Договор транспортной экспедиции – это договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

С точки зрения общей характеристики гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным. В последнее время по поводу консенсуальности или реальности договора транспортной экспедиции нет единства. Отнесение его к консенсуальным или реальным зависит от характера совершаемых экспедитором действий: если он только организует выполнение услуг по экспедированию грузов, договор признается консенсуальным; при осуществлении действий с вверенным экспедитору грузом договор считается реальным.

 Содержание конкретного договора транспортной экспедиции представляет собой совокупность всех его условий. Однако, учитывая, что, как правило, условия договора определяют права и обязанности сторон, обычно и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.

Порядок заключения этого  договора должен определяться исходя из общих положений о заключении гражданско-правовых договоров (глава 28 ГК). Согласно ст. 432 ГК договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной и считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Как известно, к существенным условиям всякого договора относятся условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Кроме того, как уже отмечалось, договор транспортной экспедиции должен быть заключен в простой письменной форме.

Предусмотренную Законом  ответственность экспедитора можно  классифицировать на два вида: ответственность  экспедитора при оказании услуг  в международных сообщениях и  ответственность экспедитора при  оказании услуг во внутрироссийских сообщениях. При международных сообщениях ответственность в определенных случаях ограничивается предусмотренной  Законом определенной суммой расчетных  единиц, для внутрироссийских сообщений  подобного ограничения, выраженного  в условных единицах, Законом не установлено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно  правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ принят ГД ФС РФ 22.12.1995 // Российская газета, ред. от  20.02.2009.
  2. Федеральный Закон Российской Федерации от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" принят ГД РФ 11.06.2003 // Российская газета.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» принят ГД РФ 24.12.2002 // Российская газета.

Научная литература:

  1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: часть вторая, постатейный, / Под ред. С.П. Гришаева, 2007.
  2. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / Под ред   Брагинского М.И., Витрянского В.В., 2006.
  3. Гражданское право: учебник: том 2. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд. М.: Изд-во БЕК, 2008. – 544 с.
  4. Гражданское право: часть вторая: учебник для вузов / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2007. – 592 с.
  5. Гражданское право России: учебник для вузов. – М.: Юстицформ, 2008 – 560 с.
  6. Гражданское право: учебник: том 3 – 4-е изд., / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2006. – 784с.
  7. Гражданское право: учебник: том 2, / Под ред. О.Н. Садикова, Юридическая фирма "КОНТРАКТ", ИНФРА-М, 2007.
  8. Правовое регулирование транспортной экспедиции (Ю.А. Метелева) "Журнал российского права" N 6.,2007.
  9. Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях" (А.С. Кузьмичев, А.А. Малыгин)  "Журнал российского права"  N 5., 2007.
  10. Гражданское право РФ: учебное пособие, / Под ред. Корнеев И.Л.  –ИНФРА – М, 2008.
  11. Договор транспортной экспедиции: учебное пособие, / Под ред. Ю. Нестерчук. – М.: ЭЖ-Юрист", 2006.
  12. Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения  (И.Е. Данилина) "Транспортное право" N 2, 2005.
  13. Проблемы квалификации договора транспортной экспедиции (М.В. Жидкова) "Транспортное право"N 2, 2007.
  14. Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях (А.С. Кузьмичев, А.А. Малыгин) "Журнал российского права"N 5, 2007.
  15. Гражданское право: учебник для вузов, 3-е изд., / Под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия, А.Н. Кузбаларова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 895 с.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции