Договора в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование договоров в оптовой торговле. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение оптовой торговли;
- рассмотрение договоров применяемых в оптовой торговле;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1 ДОГОВОРЫ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ……………………………..4
ГЛАВА 2 ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ……………………………………...8
ГЛАВА 3 ДОГОВОР ПОСТАВКИ……………………………………………..18
ГЛАВА 4 ТОВАРООБМЕННЫЕ СДЕЛКИ……………………………………26
ГЛАВА 4 ДОГОВОР КОМИССИИ ……………………………………………32
ГЛАВА 5 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИИ НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ УЧАСТНИКАМИ ДОГОВОРА………………………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

договора в оптовой торговле.doc

— 86.76 Кб (Скачать документ)

Особый случай представляет реализация товара на ус­ловиях, более выгодных, чем предусмотрено поручением. По законодательству (ст. 882 ГК РБ) дополни­тельно полученная выгода делится сторонами поровну, если иное не предусмотрено договором комиссии. По зако­нодательству ряда западных стран в таких случаях вся выгода поступает комитенту как собственнику товара.

Комиссионеру может поручаться не только продажа, но и покупка товаров для комитента.

      В литературе о договоре комиссии отмечают в основ­ном отличительные черты этого вида договора. Однако не менее важно определение в договоре комиссии обще­торговых условий, касающихся поручаемой покупки или продажи товара: об ассортименте, о качестве, о сроках про­дажи и передачи, о допустимом снижении цены, о требо­ваниях к маркировке товара и тары, о сопроводительной документации. Здесь имеется много важных моментов.

     Так, значительно отличаются по содержанию догово­ры в зависимости от того, передается ли реализуемый товар комиссионеру или с товаром работает сам коми­тент, действующий во исполнение сделок комиссионера. В последнем случае сторонам приходится в договоре комиссии определять порядок отгрузки, согласовывать транспортные реквизиты, прохождение таможенных про­цедур. При передаче товара комиссионеру он одновре­менно становится хранителем и отвечает за целостность товара. На него может возлагаться страхование сохран­ности товара.

     Важной особенностью отношений по договору комис­сии является то, что комиссионер не отвечает перед ко­митентом за неисполнение сделки третьими лицами. Такое может иметь место, в частности, тогда, когда товар продан покупателю на условии последующей оплаты, а платеж от покупателя не поступил. Подобные ситуации актуальны для торгово-предпринимательской комиссии, в особенности для консигнации. Здесь риск возможных убытков ложится на комитента.

     Поскольку договоры с третьими лицами заключают­ся комиссионером от своего имени, а риск их неисполне­ния несет комитент, то для заявления комитентом требо­вания к третьим лицам комиссионер обязан передать комитенту права требования к третьим лицам. Поэтому в комиссионных договорах можно заранее предусмот­реть уступку комитенту прав требования к третьим ли­цам, а также установить сроки для передачи комиссио­нером необходимых документов комитенту для предъявления иска к третьим лицам. Если уступка права не производилась, то иски к покупателям заявляет сам комиссионер как кредитор по договорам.

В торгово-предпринимательских отношениях комиссио­неры нередко создают свою сбытовую сеть либо привле­кают для реализации товаров другие организации — субкомиссионеров. При заключении договоров с субко­миссионерами комиссионер остается ответственным пе­ред комитентом по всем предусмотренным в соглаше­нии между ними обязательствам.

Товар, поступивший к комиссионеру для продажи, ос­тается собственностью комитента.

     Как уже было сказано, во внешнеторговых отноше­ниях договор комиссии именуется консигнационным. В режиме консигнации продажа товаров обычно осуще­ствляется с консигнационных складов торгово-посреднических организаций. Договором на консигнатора воз­лагается более широкий круг обязанностей, чем во внутреннем торговом обороте. Консигнатор должен при­нять товар от транспортной организации, а в случае не ­сохранности получить коммерческий акт и иные доку­менты для обеспечения прав консигнанта, выполнить таможенные процедуры, уплатить сборы, пошлины и ак­цизы, вывезти товар на свой склад, осуществлять его хра­нение и организовать сбыт покупателям.

     Со своей стороны консигнант обеспечивает консигна­тора технической документацией на товар, сертификатом соответствия и гигиеническим сертификатом, рекламны­ми материалами. Он в необходимых случаях проводит обучение сотрудников организации-консигнатора, предо­ставляет своих квалифицированных специалистов для участия в переговорах с покупателями и в подготовке заключаемых консигнатором договоров.

    Стоимость товара перечисляется консигнанту частя­ми, по мере реализации, либо целиком после продажи всей партии. Непроданный в согласованный срок товар подлежит возврату по указанию консигнанта. В договор может включаться условие об обязанности консигнато­ра в случае не обеспечения продажи в установленный срок самому оплатить консигнанту полную стоимость товара, т.е. выкупить его. Это один из приемов внешне­торговой комиссии, который может применяться и во внутреннем обороте.

    Последствия неисполнения комиссионером обязанно­стей по продаже товара могут предусматриваться в до­говоре или определяться последующими соглашения­ми. Помимо обязанности выкупа нереализованного товара возможны и другие решения вопроса о судьбе товара, например:

• возврат нереализованного товара комитенту;

• передача товара для реализации другому комиссио­неру;

• продажа всей партии с торгов в аукционном порядке;

• распродажа по ценам, предлагаемым покупателями для уцененных товаров.

     Совершение сделок за счет комитента влечет обязан­ность комиссионера передать комитенту имущество или деньги, полученные по сделке. Вместе с тем комиссионер может оставить в своей собственности средства, переда­ча которых не предусматривается законом и договором. Таковы, например, суммы неустоек, взыскиваемых комис­сионером с третьих лиц за неисполнение ими обяза­тельств по сделке. Комитент не может претендовать на эти средства, поскольку не является стороной в догово­рах с третьими лицами.

    Выгода комиссионера состоит в получении комисси­онного вознаграждения. Его размер традиционно уста­навливается в виде процента от цены продажи (покуп­ки) товара. Обычно если стоимость проданного товара перечисляется комитенту частями, то и вознаграждение выплачивается по каждой части. В силу ст. 881 ГК РБ если порядок выплаты договором не определен, то воз­награждение уплачивается после полного исполнения до­говора комиссии, т.е. получения комитентом средств за весь товар. Вознаграждение выплачивается и в том слу­чае, если договор не был исполнен по причинам, завися­щим от комитента. Когда договор комиссии исполнен частично, то комиссионер может требовать уплаты воз­награждения лишь пропорционально выполнению пору­чения.

     Комиссионер имеет право также на возмещение ему всех необходимых расходов, которые он понес. Такие рас­ходы связаны с транспортировкой, выгрузкой, переоцен­кой, страхованием, если оно предусмотрено. Вместе с тем комиссионер не вправе требовать уплаты ему вознаг­раждения как хранителю товара, возмещаются лишь зат­раты по хранению. По принятой практике в расходы не включается заработная плата персоналу, которая выпла­чивается из вознаграждения, получаемого за исполнение договора.

     В случаях возложения на комиссионера обязанности оказания дополнительных услуг комитенту (проведение маркетинговых исследований, рекламных операций, осу­ществление предпродажной доработки товаров, гаран­тийного обслуживания покупателей и т. п.) плата за та­кие услуги должна определяться в договоре отдельно к ставке комиссионного вознаграждения.

    Комитент вправе в любое время отменить данное ко­миссионеру поручение. Это означает предусмотренную законом возможность одностороннего отказа от догово­ра. В случае отказа от договора комитент обязан возмес­тить комиссионеру лишь фактически понесенные пос­ледним затраты [7, c. 70-73].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 6

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИИ НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ УЧАСТНИКАМИ ДОГОВОРА

 

Договоры, особенно составленные на малых предприятиях, менеджеры которых не обладают достаточной правовой подготовкой, часто содержат многочисленные ошибки и неточности. Эти ошибки могут приводить к спорам между сторонами, значительным финансовым потерям или к признанию договора недействительным.

Преамбула. В преамбуле часто встречаются неточности в наименовании должностных лиц, подписывающих договор, и документов, на основании которых эти лица действуют. Указывается, например, что договор от имени одной из сторон подписан генеральным директором. Однако должность называется по-другому, или подписавший договор является заместителем генерального директора.

Указывается: "в лице торгового менеджера, действующего на основании устава". Как правило, на основании устава действует руководитель – генеральный директор (директор, председатель правления). Следует проверить, действительно ли в уставе оговорено право данного лица заключать подобные сделки именно на основании устава. В противном случае надо потребовать предъявить документы, подтверждающие полномочия. Как правило, такие полномочия удостоверяются доверенностью.

Если лицо, подписывающее договор, действует на основании доверенности, нужно прямо указать это в договоре, приведя номер доверенности и дату ее выдачи.

Предмет договора. В этом разделе ошибки встречаются наиболее часто. Самая распространенная – предмет договора определяется без указания конкретного вида, сорта, количества и цены, например как "продукты питания". Если это рамочный договор, а конкретные условия поставки определяются какими-либо другими документами (чаще всего спецификациями), необходимо указать, что спецификации являются неотъемлемыми частями настоящего договора.

Следует иметь в виду, что, если в договоре отсутствуют предмет и цена и определить их невозможно, договор может быть признан недействительным.

Часто допускается ошибка: в одном пункте договора отмечено, что ассортимент и количество определяются в дополнении к договору, а в другом - что цена определяется в спецификации. Нередко на вопрос, об одном ли документе идет речь в этих пунктах, следует положительный ответ. Если это так, то во всем договоре он должен указываться под одним названием.

Порядок расчетов. Довольно часто указывается, что продукция должна быть оплачена в течение, например, трех дней, но не уточняется, какие дни - календарные или банковские – имеются в виду. Когда в договоре отсутствует специальная оговорка о том, что речь идет о банковских днях, покупатель может попасть в очень неприятную ситуацию: ведь по умолчанию считается, что речь идет о календарных днях и, если срок платежа составляет два или три дня, а все два или три дня могут оказаться нерабочими для банка, у покупателя не будет возможности выполнить свои обязанности.

В такой ситуации, если строго следовать букве договора, для покупателя наступает ответственность за невыполнение обязательств по договору.

Порядок приемки продукции по количеству и качеству. Чаще всего при приемке продукции пользуются «Положением о приемке товара по количеству и качеству», утвержденным Постановлением Совета Министров РБ № 1290 от 03.09.2008г. Кроме того, необходимо учесть, что некоторые вопросы Положения отдаются на усмотрение сторон, поэтому их желательно особо оговорить в договоре [9].

Прочие разделы. В договорах часто опускаются некоторые пункты, а то и целые разделы, так как составители считают их пустыми формальностями. Например, отсутствует раздел "форс-мажорные обстоятельства". Однако когда такие обстоятельства наступают, бывает довольно сложно определить порядок действий сторон. Поэтому данный раздел в договоре должен быть обязательно. В нем следует указать виды этих обстоятельств, какими документами должно подтверждаться их наступление, в течение какого срока сторона, для которой наступили форс-мажорные обстоятельства, должна уведомить об этом контрагента, а также действия сторон, если такие обстоятельства длятся более установленного здесь же срока (обычно трех или шести месяцев).

Если в договоре установлен претенциозный порядок рассмотрения споров, надо установить для рассмотрения претензии минимальные сроки (одну-две недели).

Следует обращать также внимание на точность указания реквизитов сторон, на недопустимость сокращений, не являющихся общепринятыми, на четкость оттиска печати (должна стоять печать самого предприятия, заключившего договор).

Некоторые общие замечания и рекомендации. В документе не должно быть неточностей (например, в одном из договоров одно и то же лицо именовалось то продавцом, то поставщиком, то продавцом-поставщиком).

Если качество продукции определяется ГОСТами, они должны быть названы, причем точно.

Если в договоре указано, что качество определяется в спецификации, спецификация обязательно должна содержать эти требования.

Каждый лист договора должен быть подписан, чтобы исключить подмену листов. Если по каким-либо условиям договора должна быть достигнута устная договоренность, а также в случаях возникновения разногласий можно, предупредив партнера, записывать переговоры (в том числе телефонные) на магнитофон.

В договоре недопустимы зачеркивания, подчистки, поправки и т.п. Если же такое все-таки произошло, нужно написать на полях "исправленному верить". Эта надпись должна быть заверена подписями обеих сторон.

Если какой-либо договор предполагается использовать в качестве типового для многих контрагентов, он должен быть особо выверен, чтобы не тиражировать ошибки.

Информация о работе Договора в оптовой торговле