Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:51, контрольная работа
Механизм правового регулирования нацелен на достижение определенного социального результата, получение того эффекта, к которому законодатель сознательно стремился при введении в действие соответствующей правовой нормы. Поэтому, рассматривая вопрос о механизме правового регулирования, нельзя не остановиться хотя бы в самых общих чертах и на проблемах его эффективности.
1. Эффективность правового регулирования. …………….……………...3стр
2.Проблема эффективности правового механизма правового регулирования.……... ……………………………………………………….4 стр.
3. Эффективность правоприменительных актов в
правовом регулирование ………………………………………………….7стр
Список использованной литературы………………………………………10стр
Министерство
образования и
науки Республики
Казахстан
Костанайский
государственный университет
имени А. Байтурсынова
Контрольная
Работа
Факторы,
влияющие на эффективность
правового регулирования
специальность 050301
– Юриспруденция
Костанай 2012
Содержание
1. Эффективность правового регулирования. …………….……………...3стр
2.Проблема эффективности правового механизма правового регулирования.……... ……………………………………………………….4 стр.
3. Эффективность правоприменительных актов в
правовом регулирование ………………………………………………….7стр
Список использованной
литературы………………………………………10стр
1.Эффективность правового регулирования.
Механизм правового регулирования нацелен
на достижение определенного социального
результата, получение того эффекта, к
которому законодатель сознательно стремился
при введении в действие соответствующей
правовой нормы. Поэтому, рассматривая
вопрос о механизме правового регулирования,
нельзя не остановиться хотя бы в самых
общих чертах и на проблемах его эффективности.
Следует подчеркнуть, что, говоря об эффективности
механизма правового регулирования, видимо,
прежде всего надо исходить из того, что
речь идет о свойстве, присущем его нормативной
основе, которое может либо реализоваться
с помощью соответствующих правовых средств
в процессе правового регулирования, либо
нет.
2.Проблема
эффективности правового
Проблема эффективности механизма правого регулирования является частью более широкой проблемы - эффективности права. В целом под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется прежде всего отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.
В этом определении отражен лишь тот общий подход, на основе которого ведутся исследования эффективности права.
В различных конкретных разработках вопрос об эффективности права раскрывается с разных сторон.
Так, вопрос об эффективности права может быть рассмотрен с точки зрения его социальной эффективности. В целом оценка социальной эффективности права исходит из характеристики права с "качественной" стороны. С этой точки зрения эффективность права выражается в том, в какой мере достигается стратегическая цель права как регулятора - обеспечиваются организованность и порядок в общественной жизни. Общим показателем социальной эффективности права выступает здесь его социальная результативность, его ценностный эффект в организации социальной жизни и под этим углом зрения состояние законности, уровень правопорядка.
Возможна ли количественная оценка социальной эффективности права?
Такая
оценка возможна, когда в качестве
исходного момента при
В этом
случае речь идет о фактической эффективности,
которая выражается соотношением между
фактически достигнутым, действительным
результатом и той
Сопоставляя непосредственные цели правовых норм с фактическим результатом их действиям, можно количественно, математически измерить их эффективность. Причем полученный количественный математический результат может быть как положительным, так и отрицательным. Последний свидетельствует об отсутствии социальной эффективности права.
Без определения
фактической эффективности
Для характеристики
эффективности права с
Обоснованность и целесообразность - это условия и требования, осуществление которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее содержание правовых норм, тем более они эффективны. Эта сторона оценки социальной эффективности касается прежде всего правотворчества - какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общественного развития, своевременность их издания; степень учета общественного мнения; учтены ли законодателем все возможные последствия разрабатываемых норм и т.д.
Экономичность
- это положительная
Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние юридической практики, выявленные в ней недостатки и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении.
Проблема
эффективности права
Например,
решение какого-то экономического вопроса
требует предоставления тем или
иным лицам субъективных прав. В
каком порядке их эффективнее
предоставить - общедозволительном или
разрешительном? Какой метод регулирования
- административный или гражданский - в
данном случае наиболее оптимален? Важно
также нахождение оптимальных средств
и приемов юридической техники, всемерное
использование кодификаций, передовых
способов обработки законодательных текстов,
юридическая точность и доступность нормативных
актов.
3.Эффективность
правоприменительных актов в
правовом регулирование
Результативность правового регулирования во многом зависит от эффективности правоприменительных актов. Включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую работу. Правоприменительные акты являются важным средством для достижения тех целей (конкретных и перспективных), которые стоят перед нормой права. Таким образом, у правоприменителя не может быть каких-либо иных, не предусмотренных правом целей.
Отсюда
измерять эффективность
Вместе с тем не во всех случаях можно говорить о социальной эффективности актов применения права. Все зависит от применяемой нормы, ее содержания. Так , многие нормы содержат императивные веления, требующие от правоприменителя принятия однозначного решения. Например, предоставить отпуск несовершеннолетнему ровно на 1 месяц. Здесь роль правоприменителя сводится к пассивному проведению в жизнь воли законодателя. От него не требуется творческого подхода к реализации данной нормы, лишь качественное ее применение.
Следовательно, качественное применение подобных норм способно обеспечить лишь их юридическую эффективность, но не повлиять на их социальную эффективность, на степень достижения социальных целей норм. Правоприменение здесь в основном сливается с такой формой реализации права, как исполнение, с той только разницей, что предполагает в данном случае издание правоприменительного акта.
Иную ситуацию можно наблюдать при применении норм, дающих свободу усмотрения правоприменителю (относительно-определенных, диспозитивных норм). В этом случае результаты индивидуального регулирования могут существенно отразиться на степени достижения целей применяемых норм, внести определенный вклад в общую эффективность правового регулирования.
Так, конкретизируя
наказание, расширительно или
Эффективность
правоприменительных актов
Измерение социальной эффективности права должно прежде всего исходить из оценок права с качественной стороны.
Вместе с тем существуют особенности в показателях эффективности права в зависимости от того, какие функции - регулятивные или охранительные - подвергаются оценке. Эффективность регулятивных функций права тесно связана с результативностью социально-экономических, политических мероприятий, облекаемых в правовую форму. Здесь количественное измерение эффективности может получить выражение в точных экономических и иных социальных показателях. Необходимо только вычленить из этих показателей тот эффект, который достигнут именно с помощью юридических средств.
Эффектность правоохранительной функции права выражается главным образом в показателях, характеризующих состояние правопорядка - динамика правонарушений, результативность санкций и т.п.
Данные,
получаемые в результате изучения эффективности
права, являются основой для его
дальнейшего совершенствования. По
своему значению эти данные служат
важнейшим каналом обратной связи
между законодательством и
Задача определения эффективности той или иной правовой нормы может быть решена еще на стадии ее разработки. Для этого нередко прибегают к ее опытной проверке, к постановке правового эксперимента. Его конечная цель заключается в выработке оптимального, наиболее эффективного варианта правового регулирования.
Проведение правового эксперимента предполагает издание компетентными органами экспериментальных правовых норм. Их действие опробуется на экспериментальных объектах. Выделяют следующие признаки экспериментальной нормы: она во всех случаях имеет ограниченную сферу применения, является временной и носит поисковый характер.
Применение
правового эксперимента имеет определенные
границы. Так, ни при каких условиях
не могут быть допущены эксперименты,
ограничивающие конституционные права
и свободы граждан, попадающих в
сферу опыта, отрицательно влияющие
на их материальные, духовные и иные
интересы.
Информация о работе Факторы, влияющие на эффективность правового регулирования