Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение фирменного наименования в российском законодательстве и его гражданско-правовой защиты.
Исходя из поставленной цели, в настоящей работе предпринята попытка решить следующие основные задачи:
Определить содержание понятия "фирменное наименование" и его функциональное назначение;
Исследовать законодательную сторону регулирования отношений по поводу фирменных наименований;
Раскрыть содержание правомочий обладателей права на фирменное наименование;
Определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
Рассмотреть обстоятельста, которые служат основаниями для прекращения прав на фирменное наименование;
Проанализировать современное развитие законодальства в данной сфере.
Введение
Глава 1. Юридическая природа фирменных наименований
§1. Фирменное наименование как на средство индивидуализации
§2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Фирменное наименование как объект гражданско-правового регулирования
§1. Субъекты прав на фирменные наименования
§2. Возникновение права на фирменное наименование. Содержание и структура фирменных наименований
§3. Порядок прекращения права на фирменное наименование
§4. Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Заключение
Список использованной литературы
1) в связи с прекращением
2) при изменении самого фирменного наименования.
Фирменное наименование состоит из двух частей:
1) указания на организационно-
2) собственно наименования.
Проблема сочетания указанных элементов фирменного наименования неоднократно вызывала споры у правообладателей.
ЗАО "Энергис" обратилось с исковым требованием к ООО "Энергис" признать за ним исключительное право на фирменное наименование и обязать ООО внести изменения в учредительные документы.
Отказывая ЗАО в иске, ФАС пояснил, что толкование понятия "фирменное наименование" применительно к коммерческой организации как наименование, содержащее лишь произвольную (оригинальную) часть и не включающее обязательную (указание на организационно-правовую форму), является ошибочным17.
Следует особо отметить, что в отношении второй части фирменного наименования - собственно оригинального наименования - предусмотрено существенное ограничение: оно не может ограничиваться лишь простым указанием на род деятельности организации (п.2 ст.1473 ГК РФ). То есть, к примеру, ООО "Капитальное строительство" с 2008 г. вряд ли будет возможно зарегистрировать.
Организация обязана иметь полное фирменное наименование на русском языке, без него ее государственная регистрация состояться не сможет. С 2008 г. фирма не может называться, к примеру, "КОРПОРАЦИЯ РОС-BRI OIL" LTD. Чтобы это название стало соответствовать закону, оно должно выглядеть примерно так: ЗАО "КОРПОРАЦИЯ РОС-БРИ ОЙЛ ЛТД".
Хотя и в этом случае нет полной ясности, можно ли по смыслу п.3 ст.1473 ГК РФ в данном названии использовать слова "корпорация" и "ЛТД"?
Так что любителям громких
Одновременно организация
сокращенное фирменное наименование на русском языке;
полное и/или сокращенное
полное и/или сокращенное
При этом нужно учитывать, что сокращенные фирменные наименования, а также наименования на языках народов РФ и иностранных языках защищаются исключительным правом, только если они включены в ЕГРЮЛ. В противном случае какой-нибудь торговый "оппонент" вполне сможет, к примеру, воспользоваться иностранной транскрипцией названия вашей фирмы.
Но главной новеллой ГК РФ остается вновь установленный порядок осуществления исключительного права на фирменное наименование.
Исключительное право
правом владения (п.1 ст.1473 ГК РФ);
правом пользования (п.1 ст.1474 ГК РФ).
Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается (п.2 ст.1474 ГК РФ).
Это означает запрет на любое предоставление своего фирменного наименования другому лицу.
Неотчуждаемость фирменного наименования привела к исключению его из состава имущественного комплекса предприятия (ч.2 п.2 ст.132 ГК РФ, п.11 ст.17 Вводного закона). То есть фирменное наименование само по себе больше не признается имуществом, имеющим какую-либо стоимостную оценку: оно может оцениваться только в составе других нематериальных активов (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания) 18.
Данную новеллу следует
Кстати, возможность законной передачи фирменного наименования (в том числе и по договору концессии) сторонним организациям законодатель все же оставил.
Так, согласно ст.1476 ГК РФ фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения, в товарном знаке и знаке обслуживания. При этом фирменное наименование охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения, товарного знака или знака обслуживания.
Иной подход к разрешению подобных дел противоречит общим принципам охраны средств индивидуализации и не защищает интерес добросовестных правообладателей фирменных наименований в сегодняшних условиях развития рыночных отношений и формирования конкурентной среды в России.
Фирменным наименованием признается наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно выступает в коммерческом обороте. Это наименование - обязательный атрибут учредительных документов названных юридических лиц.
Общие правила о фирменном
Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям. В его структуру включены две основные составляющие: сведения об организационно - правовой форме юридического лица, объем которых конкретизируется в соответствующих нормативных актах (в частности, для определенных видов организаций требуется указание предмета деятельности, других характеристик), и собственно наименование. Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа и т.п.
Фирменное наименование как средство индивидуализации юридического лица отнесено ГК РФ к объектам интеллектуальной собственности. Исключительное право на охраняемое фирменное наименование действует на всей территории РФ. В качестве такого наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями, касающимися, например, таких наименований, как Россия, Российская Федерация, Москва и образованных на их основе слов и словосочетаний, применение которых требует соблюдения специальных правил либо вообще запрещено.
Вместе с тем следует иметь в виду, что исключительное право юридического лица на фирменное наименование ограничивается предметом его деятельности. Следовательно, организации, занятые в различных областях хозяйственной деятельности или выпускающие различную продукцию, могут выступать в обороте под одним и тем же наименованием.
В целях более полной защиты фирменного наименования (практика тому подтверждение) оно может быть одновременно и защищено как товарный знак в качестве словесного знака - логотипа, повторяющего фирменное наименование, и включено в состав охраняемого товарного знака. Последний имеет более надежную защиту, поскольку его регистрация предусматривает обязательную проверку на новизну, которая включает сравнение со всеми тождественными и сходными до степени смешения обозначениями, охраняемыми на территории России.
Фирменное наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, определяется в его учредительных документах и регистрируется путем включения в Государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации самого юридического лица (ст.51 п.1 ГК РФ).
Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента регистрации юридического лица и действует на всей территории РФ (прекращается с его ликвидацией).
Особый режим использования фирменных наименований (в отличие от товарных знаков) выражается в том, что передача права на фирменное наименование другим лицам не допускается, за исключением случаев, установленных ГК РФ (ст.1027, 1031).
Нормативно-правовые акты:
Специальная и учебная литература:
Материалы юридической практики:
1 Тимонин Д.А. О сущности фирменного наименования [Текст] // Юрист. – 2006. – № 5. – С. 23.
2 Закурдаева О.Ю. Формирование понятия "товарный знак" в российском законодательстве [Текст] // Законодательство и экономика. – 2006. – № 11. – С. 24.
3 Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 40. – Ст. 3961.
4 Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (часть I). – Ст. 3431.
5 Охрана интеллектуальной собственности в России: Сб. законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями [Текст] / Отв. ред. Трахтенгерц Л.А. – М., Норма. 2005. – С. 575.
6 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. [Текст] – М., Волтерс Клувер. 2005. – С. 170; Гражданское право [Текст] / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. Т. 3. – М., Проспект. 2006. – С. 265.
7 Орлова В.В., Добрынин О.В. Что происходит с товарным знаком в процессе банкротства и при наследовании? [Текст] // Патенты и лицензии. – 2006. – № 7. – С. 23.
8 Коммерческое право: Учебник. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Под ред. Попондопуло В.Ф., Яковлевой В.Ф. – М., Юристъ. 2005. – С. 97.
9 О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439 [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 630 от 16.10.2003 г., по состоянию на от 13.12.2005] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 43. – Ст. 4238.
10 Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 40. – Ст. 3961.
11 Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 26. – Ст. 2585.
12 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 28. – С. 16.
13 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. [Текст] – М., Волтерс Клувер. 2005. – С. 144.
14 Вестник ВАС РФ. – 1992. – № 1. – С. 24.
15 Еременко В.И. О правовой охране фирменных наименований в России [Текст] // Законодательство и экономика. – 2008. – № 2. – С. 19.
16 Постановление Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г № 13421/05 // Вестник ВАС РФ. – 2006. – № 7. – С.36.
17 Постановление ФАС Поволжского округа от 1 октября 2006 г. Дело № А55-12411/06 // Вестник ВАС РФ. – 2007. – № 2. – С. 36.
18 Мельников В. Знаки фирмы священны и неприкосновенны [Текст] // Бизнес-адвокат. – 2008. – № 3. – С. 12.
Информация о работе Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана