Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 09:46, контрольная работа
Цель работы: выяснить правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе исследования темы были поставлены следующие задачи:
* Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, касающиеся данной темы;
* Изучить и проанализировать специальную литературу.
Введение
1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения роди-
телей
1.1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
родителей
2 Формы устройства (воспитания) детей, без попечения родителей
2.1 Усыновление (удочерение) детей
2.1 Опека и попечительство над детьми
2.3 Приемная семья
Заключение
Библиографический список
Детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (далее – воспитательные учреждения), опекуны (попечители) не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК, п. 1 ст. 147 СК). Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на указанные учреждения, а именно на администрацию этих учреждений. Разграничить функции воспитательного учреждения по воспитанию, образованию ребенка и осуществлению над ним опеки (попечительства) весьма сложно.
Законодательством РФ предусмотрены меры по социальной адаптации и материальному обеспечению выпускников воспитательных учреждений. В частности, при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования им выдается воспитательным учреждением комплект сезонной одежды и обуви по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременное денежное пособие в размере, установленном Федеральным законом (п. 4 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В случае трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности они обеспечиваются за счет средств воспитательных учреждений одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в размере, установленном Федеральным законом. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Администрации воспитательного учреждения предоставлено право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Кроме того, выпускники воспитательного учреждения, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в учреждения в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут по решению Совета воспитательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном учреждении (п. 7 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения совершеннолетия, а потому имеют прямое отношение и к выпускникам воспитательных учреждений. В основном эти льготы касаются поступления и обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Во
время обучения во всех типах государственных
или муниципальных учреждений начального,
среднего и высшего профессионального
образования они зачисляются
на полное государственное обеспечение
до окончания ими образовательного
учреждения (п. 3 ст. 6 Закона о дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей).
При условии успешной сдачи всех экзаменов
и зачетов в период экзаменационной сессии
студентам образовательных учреждений
из числа данной категории лиц в обязательном
порядке назначается государственная
(муниципальная) социальная стипендия.
С 1 января 1998 г. размер стипендии, выплачиваемой
обучающимся из числа детей-сирот и детей
оставшихся без попечения родителей (помимо
полного государственного обеспечения),
увеличен не менее чем на 50% по сравнению
с размером стипендии, установленной для
обучающихся в данном образовательном
учреждении. Кроме того, им также должно
выплачиваться 100% заработной платы, начисленной
в период производственного обучения
и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона
о дополнительных гарантиях по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей).
2.3 Приемная семья
Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость поиска формы, которая бы позволила сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения, усыновления.
Помимо
Семейного Кодекса
От обычного детского учреждения приемная семья отличается значительно меньшим количеством детей, что позволяет обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителей с каждым из детей. Минимальное количество детей, которые принимаются на воспитание, законодательством не установлены. Поэтому в принципе приемная семья может включать одного ребенка. Максимальное количество детей не должно превышать восьми человек. Основное отличие отношений, складывающихся в приемной семье, от отношений, складывающихся при опеке, выражается в том, что приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Между детьми и приемными родителями возникают более тесные связи, чем между опекаемыми и опекунами и попечителями, на что указывает даже само название «приемные родители».
Основанием возникновения приемной семьи служит договор между приемными родителями органами опеки и попечительства. Лица, имеющие право на заключение такого договора, определяются ст. 151 и 153 СК. Приемными родителями должны быть совершеннолетними и дееспособными. Право стать приемными родителями предоставляется как лицам, состоящим в браке, так и одиноким гражданам.
Требования к личности приемных родителей практически те же, что и требования к личности усыновителей. Приемными родителями не могут быть:
а) лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
б) лица, отстраненные от обязанностей опекунов или попечителей;
в) бывшие усыновители, в отношении которых усыновление было отменено по их вине;
г) лица, которые по состоянию здоровья не могут воспитывать детей.
При заключении договора с приемными родителями, органы опеки и попечительства учитывают также их нравственные качества, материально-бытовые условия, возраст и другие обстоятельства.
Дети, независимо от возраста, в заключение договора не участвуют. В приемную семью передаются дети, оказавшиеся лишенными родительского попечения. Органы опеки и попечительства предоставляют будущим приемным родителям возможность подобрать детей, которые будут затем воспитываться совместно. Запрещается разъединять братьев и сестер, если до этого они воспитывались вместе. Как и при усыновлении, такое разъединение допустимо, если это отвечает интересам детей. Чаще всего необходимость разъединения братьев и сестер обусловлена тем, что один из них страдает заболеванием, которое препятствует его передаче в приемную семью. В этом случае соблюдение запрета означало бы, что и второй ребенок оказался бы обреченным до совершеннолетия оставаться в детском учреждении.
При решении вопроса о передаче ребенка в приемную семью учитывается его желание. Если ребенок достиг возраста десяти лет, он может быть помещен в приемную семью только с его согласия.
Обязательными условиями договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, являются условия о сроке, на который ребенок помещается в приемную семью, а также о порядке воспитания, образования и содержания детей в приемной семье и обязанности по отношению к приемной семье органов опеки и попечительства. В договоре предусматриваются формы контроля, осуществляемого органами опеки и попечительства за выполнением приемными родителями своих обязанностей, и основания прекращения договора.
Приемные родители принимают на себя по договору обязанности по воспитанию ребенка и обеспечению ему получения основного общего образования. Для осуществления своих прав и обязанностей приемные родители наделяются в отношении детей правами и обязанностями опекунов и попечителей (в зависимости от возраста детей).
Приемные родители, как и опекуны, не обязаны содержать приемных детей. Между ними и детьми не возникает и алиментных обязательств. Дети, переданные в приемную семью, сохраняют право на алименты, пенсии и пособия, которые они получали ранее.
Органы опеки и попечительства ежемесячно выплачивают на каждого ребенка денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и иных предметов обихода в размере, установленном для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (п. 2 Положения).
Кроме
того, в договоре с приемными родителями
предусматриваются те льготы и преимущества,
которые органы опеки и попечительства
обязаны предоставить приемной семье.
В частности, орган опеки и попечительства
может принять на себя обязательства по
обеспечению приемной семьи жильем, предоставлению
мебели, специального оборудования, транспортного
средства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношение государства к детям, находящимся в опасной жизненной ситуации, к которым в первую очередь, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества.
Приоритеты
государственной политики в области
социального сиротства
В России к настоящему времени стала складываться определенная система помощи таким детям. За последнее десятилетие приняты основополагающие документы (Семейный Кодекс РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и многие другие) определяющие целый комплекс прав, свобод, дополнительных льгот для этой категории детей. Сформулированы требования к условиям психологической помощи, профессиональному уровню специалистов. Стали появляться новые образовательные учреждениядля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, негосударственные учреждения, инновационные формы устройства детей в семью. В настоящее время существует огромное количество общественных организаций, которые помогают в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и просто спонсоров – организаций и частных лиц.
В настоящее время в РФ в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
Усыновление
как форма социального
Самыми
распространенными формами
Приемная семья является новым институтом семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа, где сочетаются признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья – это форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая содержит в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления. Они являются приоритетными в Российской Федерации и основной формой устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за рубежом.
Информация о работе Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей