Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:42, реферат
Цель данной работы – дать характеристику и провести исследование функций и основных направлений деятельности органов прокуратуры.
Введение
1. Понятие и виды функций прокуратуры
2. Характеристика функций прокуратуры
2.1 Надзор за исполнением законов
2.2 Уголовное преследование за совершение преступлений
2.3 Участие в правотворческой деятельности
2.4 Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью
Заключение
Список использованных источников
План работы
Введение
1. Понятие и виды функций прокуратуры
2. Характеристика функций прокуратуры
2.1 Надзор за исполнением законов
2.2 Уголовное преследование за совершение преступлений
2.3 Участие в правотворческой деятельности
2.4 Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью
Заключение
Список использованных источников
Введение
Место и роль прокуратуры в государственном механизме находят свою реализацию в ее функциях. Правильное установление места и роли прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точным определением состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач.1
Функция прокуратуры – это определяемая потребностями государства специфическая правовая деятельность, основу которой составляет надзор за соблюдением законов в Российской Федерации, действующих на её территории. Предмет надзора – исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. 2Данная деятельность осуществляется в определенной системе, т.е. в конкретном государстве, на конкретном историческом, экономическом, политическом этапе его развития совместно с другими государственными органами – законодательными, исполнительными, судебными, контрольными и иными.3
Цель данной работы – дать характеристику и провести исследование функций и основных направлений деятельности органов прокуратуры.
Прокуратура не должна подменять другие государственные органы, а должна осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их компетенция. Акцент делается на надзор за исполнением всеми органами, организациями и должностными лицами их конституционной обязанности по обеспечению законности в деятельности подконтрольных и подчиненных им структур и на то, как они обеспечивают права и свободы граждан.
Поэтому к числу постоянных приоритетных направлений относится надзор за исполнением законов прежде всего государственными органами, на которые возложено осуществление функций вневедомственного контроля за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов (различные инспекции и другие контролирующие органы). Эти органы наделены многообразными полномочиями по выявлению правонарушений, применению различных, в том числе административных мер воздействия (наложение штрафа, приостановление определенной деятельности и т.п.).
Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Поскольку данное направление деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина касается многих сфер правовых отношений, в различные периоды, с учетом состояния законности, выделяются отдельные сферы правовых отношений, на которых акцентируется внимание (трудовые, жилищные, пенсионные и иные права граждан).
В этой связи к числу постоянно приоритетных относятся права и свободы несовершеннолетних граждан. В различные периоды повышенную актуальность приобретает соблюдение законодательства о приватизации в сфере налоговых, банковских, кредитно-финансовых и иных отношений.
С учетом особенностей социально-экономической, криминогенной и иной ситуации в различных регионах страны могут выделяться разнообразные приоритеты деятельности органов прокуратуры. Зачастую это находит отражение в нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации.
Решение задач укрепления законности и правопорядка обеспечивается правовыми средствами всех функций прокуратуры.
Предназначение прокуратуры закреплено в Конституции РФ: «В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). Соответственно эту обязанность государство выполняет с помощью всех органов государственной власти, в т.ч. и прокуратуры.
Цели деятельности прокуратуры РФ закреплены в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения:
1) верховенства закона;
2) единства и укрепления законности;
3) защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) охраняемых законом интересов общества и государства.
На достижение этих целей направлена вся деятельность органов и учреждений российской прокуратуры.
Анализ норм Закона о прокуратуре позволяет установить исчерпывающий перечень функций прокуратуры:
– надзор за исполнением законов;
– уголовное преследование;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– участие в рассмотрении дел судами;
– участие в правотворческой деятельности;
– международное сотрудничество;
– участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
– рассмотрение и разрешение прокуратурой заявлений, жалоб и иных обращений.
Ниже некоторые из
названных функций будут
Следует подчеркнуть, что
важнейшим условием эффективности
деятельности прокуратуры служит внутренняя
взаимосвязанность и
2.1. Надзор за исполнением законов
Прокурорский надзор
состоит в наблюдении за законностью
решений должностных лиц
Наряду с общим предметом каждая из отраслевых функций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения, или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений.
Это обстоятельство нашло свое закрепление в законе о прокуратуре5, в котором в соответствующих главах о надзорных функциях выделяются специальные нормы, определяющие особенности предмета надзора при осуществлении соответствующей надзорной деятельности (ст. 21, 26, 29, 32).
В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации6.
Еще профессор Санкт-Петербургского университета И. Я. Фойницкий (1849-1913) указывал на то, что по содержанию деятельность прокурора в суде распадается на законоохранительную и обвинительную. В этом он видел не только интересы обвинения, но главным образом интересы правосудия и законности7. Впоследствии подобную позицию занимали многие процессуалисты, в частности проф. В. М. Савицкий8.
Полномочия прокуроров при осуществлении надзорных подфункций имеют во многом общие по форме правовые средства: требования, протесты, постановления, представления, которые при решении вопроса об ответственности (уголовной, материальной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной) получают соответствующие форму и содержание.
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением конституций, уставов субъектов Федерации, а также за исполнением законов субъектов Федерации, принятых ими в соответствии со своей компетенцией и не противоречащих Конституции и федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ). Конституцией установлено, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой статьи 76, т.е. по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. В таких случаях прокурор осуществляет надзор за исполнением законов субъекта РФ.
Положение Закона о прокуратуре (ст. 1) определено в общем виде о том, что надзор осуществляется за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Специально выделяется указание о надзоре за соблюдением Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением официально опубликованных законов. В соответствии со ст. 4 федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"9, официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации конституций республик, уставов (основных законов) иных субъектов Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и субъектов РФ.
Органы прокуратуры
2.2 Уголовное преследование за совершение преступлений.
Каждая государственно-правовая структура,
наделенная функцией предварительного
расследования преступлений и имеющая
для этого соответствующий
В ее состав включено расследование преступлений, как правило, наиболее тесно связанное с содержанием и характером ее надзорной деятельности. Особенности полномочий прокуроров в этой сфере деятельности проявляются в том, что прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и их кадрового обеспечения в целом, иные обстоятельства.
Самостоятельность функции предварительного
расследования преступлений обусловлена
исчерпывающим перечнем субъектов
его производства, установленным
в законе, исключительно процессуально-
В числе субъектов, осуществляющих предварительное расследование преступлений, полномочия прокурора по расследованию носят наиболее универсальный характер. Они не ограничены специальной подследственностью. При выполнении следственных действий прокурор полностью самостоятелен. При этом, приняв к своему производству расследование уголовного дела, прокурор обладает всеми полномочиями следователя и сохраняет свои прокурорские полномочия по организации расследования, направлению поручений органу дознания и другие.
2.3 Участие в правотворческой деятельности.
Конституция РФ 1993 г. упразднила право законодательной инициативы Генерального прокурора РФ, которой он наделялся в течение длительного времени. Однако ст. 9 в существенной мере компенсирует отсутствие такого права. Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов. Отличие данного права прокурора от права законодательной инициативы состоит, прежде всего, в правовых последствиях такого обращения. Обращение с законодательной инициативой субъектов, наделенных таким правом, перечисленных в п. 1 ст. 104 Конституции, влечет определенные последствия, в частности, обязанность законодателя рассмотреть внесенный законопроект и в любом случае принять по нему соответствующее решение согласно Регламенту и установленным процедурам.