Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание

Как представительный орган Государственная Дума Федерального Собрания выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом. Поскольку, в правовом государстве выборы носят свободный характер, и не подчинены иллюзорной цели добиться участия в деятельности парламента всех социальных групп и слоев населения, в Государственной Думе Федерального Собрания представлены профессиональные политики безотносительно их национальности или социальному положению.

Содержание

Введение 3
1. Внутреннее устройство Государственной Думы Федерального Собрания РФ и ее полномочия. 4
2. Законодательная деятельность Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 11
3. Контрольная функция Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 19
Заключение 25
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственная Дума СФ РФ.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Согласно статьи 109 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ.

Конституция РФ содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1.                       Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2.                       Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, а она откажет Правительству РФ в доверии;

3.                       Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ[4].

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

1)                      в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;

2)                      с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3)                      в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

4)                      в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов (ст. 103 Конституции РФ):

                       дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

                       решение вопроса о доверии Правительству РФ;

                       назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

                       назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

                       назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

                       объявление амнистии;

                       выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

государственная дума власть депутат

 


2. Законодательная деятельность

Государственной Думы Федерального Собрания РФ

 

Юридическая сила принимаемых Федеральным Собранием законов неодинакова. Первое место в иерархии законов занимают законы РФ о поправках к Конституции РФ. Они имеют такую же юридическую силу, что и сама Конституция РФ. На втором месте стоят Федеральные Конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится Федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения РФ и к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить Федеральным Конституционным законам.

Конституция РФ в силу Федеративного характера государственного устройства России закрепляет принцип верховенства Федерального закона по отношению к законам субъектов Федерации. Так, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральному закону, принятому по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон. В тоже время Конституция РФ гарантирует верховенство закона субъекта Федерации, принятого по вопросам, не отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, принимают постановления.

Законодательная деятельность в Государственной Думе представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется принятие законов.

Законодательная деятельность в Государственной Думе состоит из следующих основных стадий:

1)                      законодательная инициатива;

2)                      предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах;

3)                      рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;

4)                      передача принятых или одобренных законов в Совета Федерации.

Наряду с основными стадиями в законодательной деятельности Государственной Думы могут присутствовать и дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

                       преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов:

                       повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ[5].

Первая стадия законодательной деятельности Государственной Думы - законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право. Субъекты, не наделенные Конституцией РФ правом законодательной инициативы (граждане, общественные объединения, государственные органы), могут вносить законопроекты через субъектов права законодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.

Статья 95 Регламента Государственной Думы предусматривает и другие формы реализации права законодательной инициативы, которые могут осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

                       проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов;

                       законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства СССР;

                       поправок к законопроектам[6].

После надлежащего оформления законопроекта субъектом права законодательной инициативы и направления его в Государственную Думу, документ поступает в Аппарат Государственной Думы, где производится его регистрация[7]. При регистрации на каждый законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в Государственную Думу, о прохождении законопроекта в Государственной Думе, об одобрении Государственной Думой Федерального Конституционного закона или о принятии федерального закона и рассмотрении указанных законов Советом Федерации и Президентом Российской Федерации. Затем секретариат Председателя Государственной Думы готовит проект поручения, который подписывает Председатель Государственной Думы. С указанным поручением законопроект направляется в комитет, который ведет работу по подготовке законопроекта к рассмотрению в Совете Государственной Думы. В комитете законопроект первоначально рассматривается на предмет правильности оформления и наличия всех необходимых сопроводительных документов[8].

Совет по предложению комитета определяет, этот ли или какой-либо другой комитет является ответственным исполнителем, могут определяться и соисполнители. В последнем случае основную работу проводит ответственный комитет, а другие готовят свое мнение в форме заключения комитета. Совет направляет законопроект депутатам, Правительству Российской Федерации и Президенту Российской Федерации.

В ответственном комитете председатель передает документ депутату (или депутатам) - члену комитета, который занимается данной проблематикой (в соответствии с распределением обязанностей внутри комитета между депутатами), а также специалисту (специалистам) аппарата данного комитета. В тех случаях, когда документ объемный либо представляет большую общественную значимость, создаётся рабочая группа из депутатов, специалистов аппарата соответствующего комитета, ученых, специалистов федеральных органов исполнительной власти и т.п. Решение о создании рабочей группы и о ее составе принимается на заседании комитета.

Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто и может освещаться в средствах массовой информации.

Срок работы над проектом закона зависит от разных причин. Конечно же, влияет качество подготовки внесенного проекта, объем текста, серьезное влияние оказывает политическая составляющая документа. Наряду с этими факторами существует зависимость срока прохождения законопроекта по инстанциям от профессионализма депутата, который несет ответственность за данный документ, его знания предмета проекта, регламента, а также умения убедить других парламентариев в необходимости принятия данного документа. Вместе с тем на практике предельные сроки работы над законопроектом устанавливаются не более 30 дней.

После того, как депутат, курирующий законопроект, либо рабочая группа посчитает, что документ можно выносить на первое чтение, законопроект направляется комитетом на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы, где документ подвергается юридической экспертизе, соответствующее заключение представляется комитету, затем рассматривается на заседании комитета и принимается одно из трех решении[9]:

                       Документ рекомендуется комитетом для принятия Государственной Думой в первом чтении, часто с замечаниями.

                       Документ рекомендуется комитетом для отклонения Государственной Думой.

                       Комитет рекомендует депутату или рабочей группе доработать проект заключения по проекту и представить на рассмотрение комитета.

После этого комитет направляет все документы по законопроекту, включая заключение комитета, если были соисполнители, то и их заключения, в Совет Государственной Думы для включения в повестку дня на конкретную дату и рассмотрения в первом чтении на заседании Государственной Думы (как правило, это одно из ближайших заседаний).

Цели первого чтения состоят в следующем. На этой стадии законодательного процесса предложенный законопроект проходит самую «грубую» и детальную чистку, решается вопрос о том, возможно ли дальнейшее рассмотрение предложенного проекта. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

При рассмотрении законопроекта в первом чтении первым докладывает представитель субъекта права законодательной инициативы, если же в качестве субъекта выступает депутат Государственной Думы, то, как правило, докладывает он сам. В качестве содокладчика выступает представитель комитета, который курировал данный проект. В тех случаях, когда субъектом права законодательной инициативы является депутат, и он работает в комитете, который несет ответственность за данный документ, то возможен один совместный доклад и от субъекта права законодательной инициативы, и от комитета.

После выступлений докладчиков им задают вопросы, и соответственно после ответов депутаты имеют право выступить по теме рассматриваемого законопроекта. Затем слово предоставляется представителю Правительства Российской Федерации, представителю Президента и заключительное слово - докладчикам. В итоге дискуссии председательствующий на заседании ставит законопроект на голосование. При этом предлагается принять законопроект не в смысле агитации - этого делать председательствующий не вправе, - а говорится: «Кто за то, чтобы принять данный законопроект?» Дело в том, что на пульте у каждого депутата есть кнопки «за», «против», «воздержался», поэтому постановка вопроса именно такая.

Если законопроект является проектом федерального закона, то для его принятия требуется простое большинство от общего числа депутатов, т.е. не менее 226 голосов, если же документ является проектом федерального конституционного закона, то необходимо так называемое конституционное большинство - две трети от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. не менее 300 голосов[10].

Законопроект, принятый в первом чтении, дорабатывается в комитете, его представляющем. Субъекты права законодательной инициативы вправе вносить поправки к законопроекту. При этом срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации - менее 30 дней (п. 5 ст. 119 Регламента). Поправки вносятся в форме изменений и дополнений статей документа либо изменения их редакции. Авторы поправок вправе уточнять их в ходе обсуждения в комитете. В случае признания комитетом поправок противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам указанный комитет сообщает об этом авторам поправок.

На основании п. 3 ст. 132 Регламента сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании комитета, о времени заседания которого уведомляются субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, либо его представитель, а также субъекты права законодательной инициативы, внесшие поправки к рассматриваемому законопроекту, либо их представители. Комитет может согласиться с поправками и включить их в текст представляемого законопроекта. В таком случае комитет рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для принятия.

Информация о работе Государственная Дума Федерального Собрания РФ