Государственное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:12, реферат

Описание

Цель моего исследования состоит в изучении понятия государственного принуждения и его видов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие государственного принуждения; рассмотреть виды государственного принуждения; определить значение государственного принуждения;

Работа состоит из  1 файл

ГоС.принуж..doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

     во-первых, необходимостью в  установленных  законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать и, в-третьих, предупреждать правонарушения. 7

     Административное  правонарушение (проступок) - негативное  социально-правовое явление, поскольку на носит вред охраняемым нормам административного права... общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов.  Поэтому целью применения мер административного принуждения является «защита охраняемых правом общественных отношений» .

     Меры  административного принуждения  могут применяться как при  наличии, так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что «административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями».  Также, Д.Н. Бахрах отмечает, что «всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав.... Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата» .

     Административное  принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе.  Он указывает, что как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка. Поскольку проступки менее вредны чем преступления той меры административного принуждения в общем менее суровы, чем уголовное наказание. 8

     что административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний .

     службе  тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

     Административное  принуждение осуществляется органами государственного управления и только в некоторых специальных случаях народными судами (судьями), органами общественных организаций (товарищеские суды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке, установленном номами административного права. Являются результатом реализации государственно-властных полномочий, и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических  обязанностей.

     Административное  принуждение - широкое понятие, формы  его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.

     Существует  мнение о том что государственное  принуждение по содержанию делится на:

  • психическое, или психологическое
  • физическое.

       Эти виды отличаются друг от друга по содержанию, но в то же время передают общую сущность. Сфера воздействия на объект определяет вид государственного принуждения .9

     Предмет психологического государственного принуждения  имеет сложную структуру. Психика  человека включает рациональную, эмоциональную и волевую сферы, причем эти сферы взаимодействуют друг с другом. Поведение людей в составе определенной группы или в индивидуальных поступках вызвано их внутренней психической деятельностью. Мысли и чувствами, взаимовлияющие друг на друга, порождают волевые акты психики.

     В то время как психологическое (психическое) государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека, меры физического воздействия обращены в сторону физической (личной или материальной) стороне существования субъекта.

     Физическое  принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может  быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случае оно “рассеивается” по индивидам.

     Воздействуя на разум и чувства извне, можно  предопределить волю человека, сформировать её “изнутри” и пробудить к проявлению в виде волевого действия. Задача психического принуждения состоит в возбуждении такого мотива поведения, который, вступая в борьбу с иными мотивами, должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому поведению. Как правило, это мотив страха перед неблагоприятными последствиями неповиновения, желания избежать их. С внешней стороны он выражается в воздействии на сознание и волю лица правовой нормы или акта ее применения, содержащих государственно-властный запрет или предписание определенного поведения. Функция психического государственного принуждения - предупреждения правонарушений. Психическое государственное принуждение тесно связано с убеждением.10

     Непосредственным  объектом физического принуждения является физическое бытие субъектов общественной жизни. Физическое государственное принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Юридическая ответственность  как вид

    государственного  принуждения

     Для правовой науки и практики очень  важно выяснить соотношение и  взаимосвязь юридической ответственности и государственного принуждения, их общие и отличительные черты. Тем белее, что в литературе они нередко либо отожествлялись, либо, напротив, противопоставляются.

     Юридическая ответственность чаще всего определяется через различные формы государственного принуждения. Это объясняется тем, что правовая ответственность, как правило, рассматривается лишь в позитивном аспекте. В результате вся проблема ответственности сводится в основном к борьбе с преступностью.

     Между тем государственное принуждение применяется только при негативной (ретроспективной) ответственности как вспомогательное средство, которое нельзя распространять на все разновидности ответственности.

     Ответственность есть форма реализации санкций правовых норм, реализация же санкций, предусматривающих меры наказания правонарушителей, невозможны без применения государственного принуждения. В следствии этого юридическая ответственность выступает в качестве правовой формы осуществления государственного принуждения.

     Юридическая ответственность является одним из видов социальной ответственности, всегда связанной с возможностью применения принудительной силы государства.

     Категория социальной ответственности исследуется  как юристами, так и философами. В философской литературе ответственность трактуется как один из элементов структуры личности, определяющий степень свободы и характер поведения человека. Философы рассматривают ответственность в двух аспектах: активном и ретроспективном. Ответственность в активном аспекте расценивается как осознание личностью своего долга перед обществом, классом, отдельным коллективом, другими людьми, осознание смысла своих поступков, согласование их со своими обязанностями, обусловленными общественными связями человека.

     Ответственность в ретроспективном смысле понимается как ответственность за прошлое поведение, которое выражается в поступках, нарушающих определенные социальные нормы; то есть ретроспективная ответственность - это ответственность за совершенные правонарушения. В этом и заключается смысл юридической ответственности.11

     Следует подчеркнуть, что в настоящей  работе юридическая ответственность рассматривается именно как специфическое правовое явление, представляющее собой один из видов государственного принуждения, обеспечивающих исполнение правовых норм.

     Целью настоящей главы является всестороннее освещение понятия “юридическая ответственность как вид государственного принуждения” в соответствии с его трактовкой в отечественной юридической литературе и современном законодательстве Российской Федерации, в том числе - в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Юридическая ответственность будет рассмотрена как вид государственного принуждения, а также принципы применения этого института в современной юридической практике.

     Значение, место юридической ответственности в правовой надстройке определяются ее функциями. Основная функция юридической ответственности обеспечение нормального действия механизма правового регулирования. Юридическая ответственность выступает как одна из юридических гарантий строгого, неукоснительного соблюдения и исполнения норм права, как эффективное средство обеспечения его реализации.

     Юридическая ответственность наступает как  ответная реакция государства на совершенное противоправное деяние. За совершение правонарушения государство осуждает правонарушителя, лишая его каких то благ; таким образом, совершение правонарушения переводит субъекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

     Юридическая ответственность это ответственность  правового характера, то есть, она подчинена общим принципам данной правовой системы, нормативно регламентирована (закреплена в нормах права), осуществляется через юридические механизмы (применение права) в развитых процессуальных формах.12

     Учитывая  указанные признаки правовой ответственности, ее особенности в обществе, можем дать определение общего понятия правовой (юридической) ответственности в обоих ее основных аспектах. Юридическую ответственность можно определить как обязанность всех лиц и организаций поступать (вести себя, строить свою линию поведения) строго в соответствии с предписаниями правовых норм (выбирая в их рамках наиболее оптимальный и рациональный вариант поведения), всегда быть готовыми отчитаться за исполнение своих правовых обязанностей перед государственными органами (или по их поручению перед органами общественности), а в случае неисполнения (нарушения) претерпеть предусмотренные правом меры государственного принуждения или (вместо них с санкции государства) иные меры государственного или общественного воздействия, применяемые с целью перевоспитания, предупреждения подобных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

     В зависимости от сферы социальной деятельности социальную ответственность, разделяют на ответственность политическую, юридическую, моральную, ответственность перед общественными организациями.

     Юридическая ответственность традиционно разрабатывалась  в правовой науке как ответственность ретроспективная, то есть она напрямую связывается с противоправным поведением. По отношению к субъектам права юридическая ответственность приобретает государственно-принудительный характер. Это происходит из-за того, что государство, закрепляя нормы права, определяет юридическую ответственность независимо от воли и желания правонарушителей. Государственное принуждение в жизни проявляется через различные формы, порой не связанные с юридической ответственностью. Таким образом, юридическую ответственность отличает не просто государственное принуждение, а лишь государственное принуждение к исполнению норм права. Последнее выражается в различных видах деятельности правоохранительных органов. Во-первых, в контроле за юридически значимым поведением субъектов права. Во-вторых, в деятельности компетентных органов по расследованию и установлению фактов правонарушений. В-третьих, в применении к правонарушителям предусмотренных законом санкций.

     Государственное принуждение к исполнению норм права  характеризуется также тем, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

     Юридическая ответственность проявляется в  процессе осуществления государственного принуждения, но возникает только после  установления факта правонарушения, особенно наличия в нем состава  правонарушения. Таким образом, состав правонарушения есть фактическое основание юридической ответственности, а норма права - правовое основание, без нее юридическая ответственность не существует.

     Некоторые ученые рассматривают юридическую  ответственность как правоотношение между государством и гражданином, при котором государство в лице своих органов имеет право наказать правонарушителя, а он обязан претерпеть это наказание. По этим взглядам, у правонарушителя возникает как бы обязанность претерпеть определенные лишения, установленные государственно-властным путем за правонарушение. Но это все же слишком формальное и идеализированное понимание юридической ответственности, т.к. не всякий правонарушитель, особенно преступник, принимает на себя обязанность “претерпеть” наказание, напротив, он всячески стремится его избежать.

Информация о работе Государственное принуждение