Государство как субъект гражданского права

Автор работы: Лена Карасева, 19 Августа 2010 в 19:37, реферат

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государство в целях реализации своих функций активно вовлечено в гражданский оборот, при этом статус государства как субъекта гражданского права имеет свою специфику, для подтверждения особого положения государства, законодатель выделил нормы о нём в особый раздел. В перечне субъектов гражданских правоотношений наряду с гражданами и юридическими лицами закон называет также Российскую Федерацию, субъектов Федерации и муниципальные образования (ст. ст. 2, 124 ГК).

Работа состоит из  1 файл

Государство как субъект гражданского права и особенности правовою статуса органов государственной власти2.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

       В отдельных случаях российское законодательство допускает возможность отказа государства  от иммунитета при оформлении конкретных договоров с иностранными участниками. Так, отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения может быть предусмотрен в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами (см. ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции")29.

       Следует иметь в виду, что в зарубежном праве распространен иной подход к принципу иммунитета государства. В законах и судебной практике ряда зарубежных государств закреплена доктрина функционального (ограниченного) иммунитета, согласно которой иностранное государство, осуществляя коммерческую деятельность, действует уже не как суверен, а как частное лицо и поэтому отказывается от иммунитета по требованиям, вытекающим из такой деятельности30. Положения этой доктрины выражены в законах США, Великобритании, Канады, Австралии и др., в международных договорах (например, в Европейской конвенции об иммунитете государства 1972 г., в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных судов), в судебной практике зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии, Франции, Бельгии и др.)31. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

        Государство является особым субъектом гражданского права:

        · государство участвует  в гражданском обороте не в  своих частных интересах, а для  наиболее эффективного отправления  публичной власти в целях, провозглашенных  его основным законом;

        · государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

        · государство пользуется иммунитетом во внешнеэкономической  деятельности, т. е. неподсудностью в  отношениях с иностранными субъектами права.

        Особенности правоспособности государства:

        · правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;

        · некоторые элементы гражданской правоспособности могут  принадлежать только государству такие  как государственная монополия  на определенные виды деятельности и  др.;

        · некоторые элементы гражданской правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

        Особенности дееспособности государства:

        · государство участвует  в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности;

        · государство участвует  в гражданском обороте не как  единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых  друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

        Непосредственное  участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов  государственной власти, действующих  не как юридические лица, а как  законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции.

        От имени государства  в гражданском обороте согласно ст. 124 ГК могут выступать как исполнительные, так и представительные органы РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных  образований. Согласно п. 3 ст. 125 ГК в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государственные, муниципальные органы, юридические и физические лица.

        Опосредованное участие  государства в гражданском обороте осуществляется путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих от своего имени и приобретающих себе права и обязанности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах.

        Несмотря на формальную самостоятельность таких юридических  лиц как субъектов гражданского права, государство, оставаясь собственником  их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с  имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы их управления.

        Участие государства  как собственника в гражданском  обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством  которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество:

        · государственные  и муниципальные органы по управлению имуществом во главе с Минимуществом  РФ, которые передают имущество унитарным  предприятиям и контролируют его  использование, вносят имущество в  уставные капиталы хозяйственных обществ, сдают его в аренду и т. п. ;

        · государственные  и муниципальные фонды имущества  во главе с Российским фондом имущества  основном получают доходы от сделок с  имуществом.

        Допускается участие  государства в любых сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:

        · приватизация госимущества;

        · финансирование и  кредитование капитального строительства предприятий;

        · краткосрочная  финансовая поддержка для перестройки  производства;

        · выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции  для федеральных нужд;

        · сделки по использованию  природных ресурсов, в т. ч. соглашения о разделе продукции;

        · эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.

        Государство является субъектом гражданско-правовой ответственности.

        Следует различать  договорную и внедоговорную гражданско-правовую ответственность государства.

        Согласно ст. 126 ГК в отношениях по исполнению сделок публичными субъектами действует следующий принцип имущественной ответственности: федерация, ее субъекты, муниципалитеты не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключения из этого правила:

        · субсидиарная ответственность федерации по долгам федерального казенного предприятия;

        · субсидиарная ответственность  публичных субъектов по долгам созданных  ими учреждений;

        · ответственность  публичных субъектов по выданным им гарантиям.

        Внедоговорная ответственность государства выражается в следующем: согласно ст. 53 Конституции РФ, вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т. ч. издания акта, несоответствующего законодательству, подлежит возмещению из соответствующей казны.

        Ответчиком в суде при предъявлении иска о возмещении такого вреда являются Министерство финансов РФ и соответствующие финансовые органы на местах.

        Участие государства  во внешнеторговом обороте заключается  в выступлении его в качестве заемщика, кредитора, гаранта, эмитента ценных бумаг при заключении сделок, другой стороной которых является иностранный субъект гражданского права: международная организация, иностранное государство, юридическое или физическое лицо.

        Такие сделки от имени  Российской Федерации заключает Правительство РФ в лице его профильных министерств:

        по денежным обязательствам — Минфин;

        по инвестиционным соглашениям — Минэкономики;

        по распоряжению имуществом — Минимущество.

        Особенности участия  государства во внешнеэкономической  деятельности:

        Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие  отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства  или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные  полномочия;

        За государством как субъектом внешнеэкономической деятельности в общем случае согласно ст. 127 ГК признается иммунитет. Различают несколько видов иммунитета:

        · судебный, когда  без согласия государства оно  не может быть привлечено к суду другого государства;

        · от предварительного обеспечения иска, когда без согласия государства нельзя арестовать его имущество;

        · от принудительного  исполнения решения, когда без согласия государства нельзя осуществить  принудительное исполнение решения, вынесенного  против него: обратить взыскание на его имущество и т. п.

        Иммунитет основывается на том, что государство обладает суверенитетом, который не позволяет  предпринимать в его отношении  какие-либо принудительные меры. Государство  вправе дать согласие на применение к  нему принудительных мер, которое должно быть явно выражено дипломатическим или иным путем, а также отказаться от иммунитета при заключении международных договоров.

        Так наложить арест  на имущество России пытались французские  власти по скандальному иску швейцарской  фирмы «Нога», вынося решение об аресте барка «Крузенштерн» и коллекции Эрмитажа во время нахождения этого имущества на территории Франции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 24.07.2008)
  2. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1370 // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5011
  3. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. – 428 с.
  4. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильева. М., 2002. – 483 с.
  5. Гражданское и торговое право капиталистических стран / Под ред. В.П. Мозолина и М.И. Кулагина. М., 2004. – 329 с.
  6. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Т. 1. М., 2007. – 482 с.
  7. Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. – 687 с.
  8. Гражданское право: Учебник / Под ред. С. П. Гришаева. – М.: Юристъ, 2007. – 484 с.
  9. Комментарий к Гражданскому кодексу  Российской  Федерации  (часть первая) (под ред. О.Н. Садикова) М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА М, 2007
  10. Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 2003.
  11. Пятков Д.В. О гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований // Журнал российского права. 1999. N 10. С. 78 – 80
  12. Бараненков В. В. Понятие юридического лица в гражданском праве современной России // Государство и право. - 2003. - N 11. - С. 53-59
  13. Кантор Н. Цели и принципы создания юридических лиц публично-правовыми образованиями // Хозяйство и право. - 2004. - N 5. - С. 36-43
  14. Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // ВВАС РФ. 2001. N 3. С. 124
  15. Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. N 1.
  16. Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // ВВАС. 2001. N 3.
  17. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // "Журнал российского права". – 2007. - N 1. – С. 18-21
  18. Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве России // "Юрист". – 2006. - N 9. – С. 31

Информация о работе Государство как субъект гражданского права