Граждане как субъект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является изучение особенностей данного явления обоснованного регулирования данного института.
Исходя из цели определены следующие задачи исследования:
- дать понятие и определить стороны правоспособности и дееспособности;
- раскрыть содержание правоспособности и дееспособности;
- выявить права и обязанности граждан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
I. Понятие гражданской правосубъектности. Правоспособность физических лиц……………………………………………………………………………………...4-8
II. Дееспособность граждан………………………………………………………….9-21
III. Признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление гражданина умершим……………………………………………………………………………..22-25
Заключение…………………………………………………………………………..….26
Список используемой литературы…………………………………………………27-28

Работа состоит из  1 файл

Гражданское право Граждане как субъекты гражданского права.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Однако ограниченный в дееспособности гражданин самостоятельно отвечает как по мелким бытовым, так и по сделкам, совершенным им с согласия попечителя. Кроме того, он полностью деликтоспособен, т. е. самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность за причиненный его действиями вред.

Правовые последствия ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, не исчерпываются ст. 30 ГК. По нормам Семейного кодекса они не вправе быть усыновителями, опекунами, попечителями, могут быть лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах или ребенок может быть у них отобран.

Ограничение дееспособности отменяется, если отпадут обязательные условия применения ст. 30 ГК - злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами (например, в случае излечения от алкогольной зависимости); тяжелое материальное положение семьи и обязанность доставлять семье средства на ее содержание (например, в случае смерти супруга, развода, разделения семьи). На основании решения суда отменяется и попечительство[15].

Дееспособность граждан, признанных недееспособными.

Гражданин, страдающий психическим расстройством, признается недееспособным, если вследствие этого недостатка он не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК). Для признания лица недееспособным необходимо сочетание юридического и медицинского критериев: отсутствие у лица способности понимать значение своих действий и руководить ими (юридический критерий) должно быть обусловлено психическим расстройством (медицинский критерий).

Законом установлен судебный порядок признания недееспособным. Этому должна предшествовать судебно-психиатрическая экспертиза, которая дает заключение о возможности данного лица понимать смысл своих действий или разумно руководить ими. В компетенцию судебно-психиатрической экспертизы не входит обязанность давать заключение об отсутствии дееспособности; этот вопрос разрешается только судом[16].

Сделки за недееспособного в его интересах и от его имени совершает назначенный органами опеки и попечительства опекун. Ответственность по этим сделкам также несет опекун. Действия лица, признанного недееспособным, не влекут для него никаких юридических последствий. Совершенные им сделки ничтожны. Однако по требованию опекуна суд может признать сделку недееспособного гражданина действительной, если она совершена им к своей выгоде (ст. 171 ГК)[17]. В силу ст. 177 ГК недействительной может быть признана сделка психически больного гражданина до признания его недееспособным в том случае, когда при ее совершении он не понимал значения своих действий или не мог ими руководить, и этот факт судом установлен. В случае причинения имущественного вреда действиями лица, признанного недееспособным, обязанность возмещения полностью возлагается на опекуна. Если гражданин выздоровел, и отпали основания, в силу которых он был признан недееспособным, суд признает его дееспособным при наличии об этом соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы. С таким требованием обязан обратиться его опекун (п. 5 ст. 36 ГК); его могут заявить и лица, по ходатайству которых гражданин был признан недееспособным (члены семьи, прокурор, орган опеки и попечительства, психиатрическое учреждение и др.). Опека, установленная над недееспособным, отменяется в этом случае также по решению суда.

 

Опека и попечительство

Опека и попечительство традиционно рассматривались в теории как комплексный институт семейного и гражданского права, в рамках которого осуществляется правовое регулирование отношений, направленных на восполнение недостающего объема дееспособности граждан. Кроме того, опека и попечительство являются формой воспитания детей, лишившихся родительской заботы.

Соответственно разграничивается и правовое регулирование отношений по опеке и попечительству по новому гражданскому и семейному законодательству: права и обязанности опекунов и попечителей, установленные в целях воспитания несовершеннолетних детей, переданных под опеку (попечительство), определяются семейным законодательством, тогда как гражданско-правовым регулированием опосредуются в целом отношения, возникающие по поводу приобретения, осуществления и исполнения, гражданских прав и обязанностей в интересах других граждан. С этой точки зрения гражданское, семейное и гражданско-процессуальное законодательство рассматривают опекунов и попечителей наряду с родителями (усыновителями) в качестве законных представителей малолетних и несовершеннолетних детей, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан (ст. 26, 28-30 ГК, ст. 48 ГПК, ст.145-146 СК)[18].

Целями опеки и попечительства, таким образом, являются: защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, их представительство во всех учреждениях и организациях, в том числе в судах, без специального полномочия (ст. 31 ГК), а в отношении детей, которым опека (попечительство) избраны в качестве формы воспитания, - и содержание, воспитание, образование подопечных[19].

В отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривающего опеку над имуществом, новый ГК установил институт его доверительного управления (ст. 38 ГК). В рамках данного института орган опеки и попечительства определяет управляющего имуществом и заключает с ним договор о доверительном управлении.

Другим имуществом подопечного распоряжается опекун (попечитель) по правилам ст. 37 ГК. Опека и попечительство различаются объемом возлагаемых на опекуна и на попечителя полномочий, исходя из объема дееспособности их подопечных: опека устанавливается над малолетними (до 14 лет) и недееспособными гражданами, а попечительство - над несовершеннолетними (в возрасте от 14 до 18 лет) и гражданами, ограниченными в дееспособности по суду. Разновидностью попечительства является патронаж (ст. 41 ГК), устанавливаемый по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять, защищать свои права и исполнять обязанности. Полномочия попечителя в рамках патронажа определяются договором поручения или доверительного управления имуществом. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, самостоятельно определяющие свою структуру. Функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, как правило, возлагаются на отделы (управления) образования либо специально созданные с этой целью отделы (комитеты) семьи и детства, опеки и попечительства. В отношении недееспособных и ограниченно способных граждан функции по опеке и попечительству возлагаются на отделы (управления) здравоохранения либо уполномоченные ими учреждения. Функции по опеке и попечительству несовершеннолетних и нетрудоспособных граждан могут быть возложены и на органы социальной защиты населения[20].

Функциональные обязанности соответствующих органов и должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих подбор кандидатов в опекуны (попечители), доверительных управляющих, подготовку необходимых документов для назначения опекунов (попечителей), надзор и контроль за их деятельностью, определяются законодательством субъектов РФ, правовыми актами, издаваемыми органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Назначение опекуна или попечителя производится постановлением главы администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства (ст. 35 ГК).

В отдельных случаях опека или попечительство могут быть назначены по месту жительства опекуна (попечителя). Если в течение месяца опекун (попечитель) не назначен, исполнение его обязанностей временно возлагается на соответствующий орган опеки и попечительства. Назначение (не назначение) опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

Прекращение опеки и попечительства возможно в трех формах (ст. 39-40 ГК).

1. Освобождение опекунов (попечителей) от исполнения ими своих обязанностей производится органом опеки и попечительства в случае возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления; при помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное и аналогичное им учреждение; по просьбе опекуна (попечителя) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее выполнение им своих функций не по его вине.

2. Отстранение опекуна (попечителя) возможно в случае ненадлежащего выполнения им своих обязанностей, в том числе, если он использовал опеку (попечительство) в корыстных целях или оставил подопечного без надзора и необходимой помощи. В подобных случаях орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры для привлечения бывшего опекуна (попечителя) к ответственности: возбудить уголовное дело, предъявить иск о возмещении ущерба, причиненного подопечному, и др.

3. Прекращается опека (попечительство) по достижении установленного законом возраста, при вступлении несовершеннолетнего в брак, его эмансипации (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК), а также по решению суда о признании подопечного дееспособным или об отмене ограничений его дееспособности. Прекращение опеки и попечительства в любой из трех форм оформляется постановлением главы администрации.

 

 

 

III. Признание гражданина безвестоноотсутствующим. Объявление гражданина умершим

 

Длительная неопределенность в гражданских правоотношениях, связанная с безвестным отсутствием, нарушает интересы и права граждан, а также государства. Для устранения этой неопределенности суд компетентен, признать лицо безвестно отсутствующим или объявить отсутствующего умершим.

Принятие таких решений возможно лишь при наличии юридического состава, слагающегося из таких фактов, как: а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного жительства; б) отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получить всеми доступными средствами; в) истечение установленных законом сроков (ст. 42, 45 ГК) с момента получения последних известий о месте нахождения данного лица. Действующее законодательство не возлагает на заинтересованное лицо обязанность розыска отсутствующего. Для признания лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим достаточно названных выше юридических фактов. Вместе с тем практика применения закона исходит из того, что при наличии определенных данных, свидетельствующих о преднамеренном характере отсутствия (например, имеются сведения о том, что лицо скрывается в связи с совершенным преступлением, нежеланием платить алименты, возместить причиненный ущерб и др.), лицо не должно быть признано безвестно отсутствующим или объявлено умершим. Но если в результате длительного розыска соответствующими органами место его нахождения не установлено, соответствующее решение принимается[21].

Признание лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим не умаляет правосубъектности гражданина, если он жив.

Основания признания лица безвестно отсутствующим. Безвестно отсутствующим может быть признан гражданин, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Годичный срок исчисляется со дня получения последних сведений о нем. Если этот день установить невозможно, за точку отсчета принимается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить месяц - первое января следующего года.

Признание гражданина безвестно отсутствующим производится по заявлению заинтересованных лиц, организаций, прокурора в порядке, предусмотренном главой 28 ГПК. Со дня вступления в силу решения суда гражданин считается безвестно отсутствующим.

Последствия признания лица безвестно отсутствующим. У отсутствующего гражданина может оставаться имущество, требующее охраны и управления. Статья 43 ГК предусматривает:

а) до признания гражданина безвестно отсутствующим орган опеки и попечительства по заявлению заинтересованных лиц либо по постановлению судьи вправе принять меры к охране его имущества и назначить управляющего этим имуществом;

б) одновременно с признанием гражданина безвестно отсутствующим либо после этого его имущество при необходимости постоянного управления передается (согласно решению суда) лицу, которое определяет орган опеки и попечительства.

Он же заключает с этим лицом договор о доверительном управлении[22].

Наступление других правовых последствий связано с необходимостью охраны интересов лиц, состоявших с отсутствующим в тех или иных правоотношениях; из принадлежащего ему имущества выдается содержание гражданам, которых он по закону обязан содержать; погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего; супругу такого лица предоставляется право требовать расторжения с ним брака в органе загс; иждивенцы приобретают право на пенсию так же, как в случае потери кормильца; прекращается действие доверенности и договора поручения.

Если признанное безвестно отсутствующим лицо явится (или будет обнаружено его место пребывания), суд отменяет свое решение. На этом основании отменяется и управление имуществом гражданина. Предусмотрена и возможность для восстановления его брака по совместному заявлению с другим супругом в органы загс, если не заключен новый брак.

Основания объявления лица умершим. Последствия явки лица, объявленного умершим.

Когда в месте постоянного жительства гражданина не имеется сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, суд может объявить его умершим. В случае пропажи гражданина без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель, объявление умершим может быть произведено спустя шесть месяцев со дня несчастного случая или иных обстоятельств, угрожавших смертью.

Если пропажа без вести военнослужащего или иного гражданина связана с военными действиями, то он может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Дата вступления в законную силу решения суда считается днем предполагаемой смерти лица. Днем смерти может быть признана и дата предполагаемой гибели гражданина, если он объявляется умершим вследствие пропажи без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В этом заключается одна из особенностей объявления гражданина умершим по безвестной пропаже.

По своим правовым последствиям объявление умершим равно смерти. В силу ст. 256 ГПК на основании решения суда загс вносит запись о смерти гражданина в книгу регистрации актов гражданского состояния. Однако объявление гражданина умершим юридически закрепляет лишь предположение о его смерти, которое необходимо отличать от судебного установления факта смерти гражданина. Последнее производится по правилам гл. 27 ГПК только при наличии доказательств смерти лица в определенное время при конкретных обстоятельствах, когда событие смерти налицо, но органы загса отказывают в его регистрации (например, при утрате необходимых документов и невозможности их восстановления).

Информация о работе Граждане как субъект гражданского права