Гражданский служащий и его правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:20, реферат

Описание

Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение административно – правового статуса госслужащих, а также их классификация позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Понятие государственного служащего и классификация госслужащих………………………………………………………………..…….4

2. Правовой статус государственного служащего……………………..............13

2.1. Права государственного служащего………………………………………13

2.2. Обязанности государственного служащего………………………………15

2.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой……….16

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

гражданский служащий и его правовой статус.docx

— 46.17 Кб (Скачать документ)

     Для гражданского служащего установлены  запреты, связанные с гражданской  службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:

  1. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  2. замещать должность гражданской службы в случае:

     а) избрания или назначения на государственную  должность;

     б) избрания на выборную должность в  органе местного самоуправления;

     в) избрания на оплачиваемую выборную должность  в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном  органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной  службе, что обеспечивает ее эффективность. Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени;

  1. осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода;
  2. приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  3. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ);
  4. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий;
  5. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;
  6. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  7. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  8. принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  9. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество «внешних врагов», с которыми они призваны «бороться»: катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т. д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства появится «внутренний враг», способный в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно;
  10. использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что государственные служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут придерживаться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов и некоторых иных органов общественной самодеятельности.

     Таким образом, государство накладывает  на госслужащего ограничения и запреты, связанные с тем, чтобы государственный  служащий более эффективно использовал  свое служебное время в интересах  государства и общества.

 

Заключение.

     Таким образом, на основе всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что административно  правовой статус государственного служащего  нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь с повышением прозрачности его деятельности со стороны общества. К повышению ответственности чиновников за свои действия.

     До  сих пор не урегулированы законом  такие разновидности государственной  службы как правоохранительная (полицейская), и военная служба (в новом для  нее законодательном обличии). Совокупность норм, регулирующих взаимоотношения  чиновника и государство можно  назвать особой отраслью права –  служебным правом. Служебное право  является базовым для государственного служащего и определяет его административно  – правовой статус. Относительно новый  закон о государственной гражданской  службе некоторые исследователи  даже называют «трудовым кодексом чиновников»  во многом благодаря тому, что некоторые  его положения во многом дублируют  соответствующие нормы Трудового  кодекса. Те взаимоотношения, которые  не урегулированы служебным правом, регулируются нормами трудового  законодательства.

     Не  следует забывать, что характерной  чертой современной бюрократической  системы, сформировавшейся в период «первичного накопления капитала»  присущи существенные пороки, которые  при отсутствии к ним должного внимания со стороны власти могут  существенно снизить международный  авторитет России, замедлить экономическое  развитие.

     Наиболее  острыми проблемами, которые требовали  в те годы срочного решения и остаются во многом нерешенными в настоящее  время являются следующие:

  • Организационная нестабильность государственных структур;
  • Слабая профессиональная подготовленность, некомпетентность значительной части государственных служащих;
  • Значительная коррумпированность государственного аппарата;
  • Снижение престижа государственной службы;
  • Резкое снижение дисциплины в государственном аппарате;
  • Недостаточность и несистемность нормативно правового регулирования;
  • Недостатки в организационном обеспечении, укомплектовании и техническом оснащении органов, занятых вопросами государственной службы.

     Таким образом, государственная служба как  современный государственно-правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство  с обществом.

     Вместе  с тем, сегодня организация государственной  службы и ее кадровая основа требуют  реформирования, так как не соответствуют  полностью целям и задачам  социально-экономического развития государства  и общества, что отрицательно проявляется  практически во всех сферах: в экономической  и финансовой деятельности, в решении  социальных вопросов, в научной и  культурной жизни, обороне, внутренней и внешней политике.

     Построение  демократического правового федеративного  государства требует создания адекватной системы органов государственной  власти и соответствующей ей целостной  системы государственной службы, обеспечивающих реализацию функций  государства в новых экономических, политических и социальных условиях, повышение эффективности экономики  и развитие гражданского общества. Основными целями реформирования государственной  службы в Концепции обозначены: кардинальное повышение ее эффективности в  интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной  службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ. В Концепции подчеркнуто, что  реформирование государственной службы должно стать приоритетным направлением в области государственного строительства.

     В дальнейшем положения данной концепции  были развиты и дополнены в  Указе Президента от 16 июля 2004 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления»[8].

     По  мнению автора сейчас настал тот момент, при котором промедление в  решении вопросов государственной  службы может привести к катастрофическим результатам, так как может свести на нет результаты начатых административной, судебной, социальной реформ власти, подорвать  доверие народа к самой власти и спровоцировать её на неадекватные действия.

     От  того насколько эффективным окажется наш государственный аппарат, насколько  взвешенные и продуманные решения  будут принимать госслужащие, будет  во многом зависеть будущее нашей  страны, наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба. Необходимо заново переосмыслить имеющийся отечественный  и международный опыт в сфере  регулирования государственной  службы и сделать соответствующие  выводы.

 

     

     Список  литературы.

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004г.  № 79-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  2. Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ "О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  3. УКАЗ Президента РФ от 16 июля 2004 г. № 910 (ред. от 21.09.2004) "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 29. – Ст. 3019.
  4. Административное право: Учебник для вузов / Под ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, М, НОРМА, 2008.
  5. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журнал российского права. - 2003.
  6. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание / Под. Ред. В.А. Козбаненко. – М.: ИПК госслужбы,2003.

Информация о работе Гражданский служащий и его правовой статус