Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:01, реферат
Гражданское общество считается инструментом политического, экономического и социального развития и поэтому данное понятие является одним из распространенных словосочетаний при обсуждении проблем современного общества
Судьба современного общества в мире определяется в конечном счете формированием зрелого гражданского общества. Это краеугольный камень фундамента демократических преобразований. Большое оживление интереса к понятию «гражданское общество» особо заметно в посткоммунистических странах Восточной Европы.
ПОНЯТИЕ "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО": СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Гражданское общество считается инструментом политического, экономического и социального развития и поэтому данное понятие является одним из распространенных словосочетаний при обсуждении проблем современного общества
Судьба современного общества в мире определяется в конечном счете формированием зрелого гражданского общества. Это краеугольный камень фундамента демократических преобразований. Большое оживление интереса к понятию «гражданское общество» особо заметно в посткоммунистических странах Восточной Европы.
Современные представления о гражданском обществе сложились в итоге длительной эволюции, отражавшей эволюцию политических систем и социальных отношений. Следовательно, изучение истории формирования идеи гражданского общества является необходимой предпосылкой для понимания ее современного состояния.
Понятие «гражданское общество» восходит к античной мысли. У античных мыслителей понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов: «polls» и «роlitea» у древних греков, «res publica» и «societas civilis» у древних римлян. Они охватывали важнейшие сферы жизни людей. Для греческого полиса характерно слияние гражданского коллектива с государством. Гражданам полиса чужда идея неприкосновенности частной сферы. Приверженность духу гражданского коллективизма выражалась в том, что общие интересы полиса сливались с частными интересами отдельных граждан, а в случае их столкновения приоритет бесспорно отдавался первым. Констатируя данный факт, Аристотель подчеркивал, что если для одного человека благом является то же самое, что для государства, более важным и более полным представляется благо государства, его достижение и сохранение. Прекрасно и божественно благо народа и государства (по сравнению с благом одного человека) - таков главный тезис Аристотеля.
Человек, сколь бы значительным он ни был, всецело зависел от государства-полиса. Показательно, что однокоренное со словом politikon древнегреческое прилагательное переводится как гражданский, общественный. Знаменитая формула Аристотеля «Zoon politikon» переводится на современные языки по-разному: «человек - существо политическое», «человек - существо общественное», «существо, живущее в полисе». Политический человек не мыслил себя вне экономической, социальной, религиозной сфер. Основополагающие аспекты жизни человек античности и средневековья воспринимал в целостности, не делая различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Миросозерцание людей характеризовалось нерасчлененностью. Также оценивалось социальное окружение. Это не говорит о гармоничности жизни, отсутствии в ней противоречий и конфликтов. Государство-полис отождествлялось с обществом как таковым, обеспечивающим жизнедеятельность людей во всех ее формах, проявлениях.
Корни понятия «гражданское общество» также исходят к трудам Цицерона. При этом, если античные мыслители под гражданским обществом имели в виду преимущественно само государство и общество как целостность, то в политико-правовом учении Цицерона сочетается развитие ряда новых положений в сторону его юридизации.
Государство (respublica) Цицерон определяет как, достояние народа (res populi). При этом подчеркивает, что народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.
Таким образом,
Цицерон стоит у истоков
Современным эквивалентом понятия «полис» корректнее считать не «государство», а «страна», «сообщество» или какое-либо иное понятие, адекватно выражающее реальное содержание исторического феномена. Такой подход в почти неизменном виде сохранился вплоть до Нового времени. Еще во французской теории административной монархии XVII в. общество слито с государством, воплощается в нем. Там отсутствуют понятия права, предшествующего политическому строю, стоящего выше него, и прав личности, ограничивающих государственную власть. Конфликт между отдельным индивидом и государством еще не обнаруживается в то время именно потому, что мысль противопоставить их друг другу не получила признания.
Современное представление о гражданском обществе возникло в конце ХVIII в. Такие теоретики, как Томас Пейн или Гегель рассматривали гражданское общество как близкую к государству (имея в ввиду правовое государство), но отделенную от него сферу, в которой граждане объединяются в соответствии с собственными желаниями и интересами. Хотя в отношении данного подхода можно представить ряд возражений. Гражданское общество не олицетворяет общество в принципе. Оно формируется исторически, на определенном этапе развития человеческого общества.
Особый подход
к проблеме гражданского общества прослеживается
в марксизме. Вслед за Гегелем
К.Маркс рассматривал гражданское
общество как исторический феномен,
результат исторического
В.И.Ленин вообще
не пользовался понятиями
Однако общественные и политические последствия промышленной революции ослабили внимание к понятию гражданского общества, привели к его временному забвению.
После второй мировой войны оно было возрождено со стороны Антонио Грамши, который рассматривал гражданское общество как базу для независимых политических действий против диктаторских режимов. Хотя А. Грамши был марксистом и занимался исследованием диктатур правого толка, его идеи оказывали влияние на диссидентов и правозащитников как в Восточной Европе, так и в Латинской Америке.
В основе современных
понятий о гражданском обществе
лежат три идеи: присутствие в
мире некоторой имманентной
Гражданское общество
является противоположностью обществу
традиционному. Традиционное общество
основано на отождествлении властных
отношений и отношений
Процесс создания объективных предпосылок гражданского общества в незападных ареалах можно отнести лишь к самым последним десятилетиям, когда туда пришли и закрепились элементы эгалитарного правосознания и правопорядка, рыночных экономических связей и некоторые понятия об универсальном характере человеческого достоинства.
Итак, гражданское
общество - это социокультурное
Гражданское общество есть лишь один из механизмов личной свободы, прокладка между личностью и государством. Государство, впрочем, тоже когда-то было механизмом свободы, но механизмы свободы затвердевают и нуждаются в постоянном развитии и дополнении. Такое отставание механизмов свободы от свободы - не дурной, а замечательный признак. Значит, свобода принесла свой плод: изменился человек, стал более личностью, и уже мало ему того, что когда-то было достаточно.
"Гражданское
общество" в истоке своём - всего
лишь союз горожан. Но в
"Гражданское
общество" современное, европейское
обычно возводит себя к
"Гражданское
общество" ещё Локк понимал
как общество граждан,
Не стоит "определять" гражданское общество. Важнее помнить, что в нём граждане свободно торгуют друг с другом. Правительство может следить за этим, наблюдать и пр., но буржуа - это человек, а не чиновник, и чиновник бизнесом заниматься не может. Здесь непереходимая пропасть между нормой гражданского и общество и многочисленными имитациями - в том числе, российской. Гражданское общество - это механизмы свободного общения личностей, и свобода тут прежде всего - от государства. Вера, торговля, культура, - по разному можно классифицировать коммуникации между людьми, но нельзя позволять государству вмешиваться в эти коммуникации. Оно и само вмешается, это уж неизбежно.
Информация о работе Гражданское общество: сущность и содержание