Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа
В условиях рыночного хозяйства возможность эффективного использования договора подряда возрастает. Увеличивается сфера применения договора подряда, как одного из наиболее часто возникающего основания, возникновения обязательства: договор строительного подряда в бытовых и в промышленных условиях, масштабные соглашения, направленные на реализацию крупных инвестиционных проектов, финансируемых частными лицами и небольшие договоры на выполнение мелких бытовых услуг - все это является сферой возможного применения договора подряда. Цель исследования состоит в выявление основных особенностей правового регулирования договоров на выполнение работ.
Статья 741 Кодекса не регулирует вопрос о риске случайной гибели или случайного повреждения материалов и оборудования, переданных для переработки или обработки вещи (например, для реконструкции здания). Это означает, что данная проблема урегулирована п. 1 ст. 705 (в частности, соответствующий риск несет сторона, предоставившая материалы).
Специальная норма, не имеющая аналога в общих положениях, закрепленная в п. 2 ст. 741 Кодекса, указывает на последствия гибели или повреждения объекта вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала (деталей, конструкций) или оборудования либо исполнения ошибочных указаний заказчика.
Вопросы распределения между сторонами обязанностей по обеспечению строительства материалами и оборудованием решаются в ст. 745 в принципе так же, как и в общей норме - ст. 704 ГК. Предполагается, что данная обязанность лежит на подрядчике, если обязанность обеспечить строительство материалами и оборудованием полностью или частично не возложена договором на заказчика. Более полно урегулирован вопрос об ответственности стороны, предоставившей материалы и оборудование: она отвечает за обнаружившуюся невозможность их использования без ухудшения качества выполненных работ. От этой ответственности сторона освобождается, если сможет доказать, что негативные последствия, о которых идет речь, возникли из-за обстоятельств, за которые отвечает другая сторона (например, если оказывается, что материалы, переданные заказчиком, нельзя использовать только по причине отсутствия у подрядчика необходимого оборудования).
Пункт 3 ст. 745 Кодекса наделяет подрядчика правом отказаться от договора в случае, если предоставленные заказчиком материалы и оборудование невозможно использовать, а заказчик отказывается их заменить. Однако это право, как уже отмечалось при освещении общих положений, является при определенных условиях и обязанностью подрядчика со всеми вытекающими последствиями (если подрядчик принял на себя риск продолжения работ при описанных обстоятельствах).
В других главах настоящей работы мы еще столкнемся с вопросами обязанности сторон, поэтому сейчас остановимся только на отдельных моментах.
Подрядчик обязан, если иное не предусмотрено договором, выполнить всю указанную в технической документации и смете работу. При этом не имеет значения, кто именно - заказчик или подрядчик - их предоставил.
Подрядчик вправе, а при определенных обстоятельствах и обязан требовать изменения проектной документации и сметы. В случаях, указанных ГК, аналогичным правом обладает и заказчик.
На подрядчика возлагается обязанность при обнаружении в ходе строительства необходимости выполнить дополнительные, то есть не учтенные в технической документации, работы ставить об этом в известность заказчика, отмечая одновременно, каким изменениям должна подвергнуться проектная документация и смета.
Заказчику предоставляется срок в 10 дней для дачи ответа, после чего он обязан, если иное не предусмотрено договором, приостановить работы. Если подтверждается, что такие работы были действительно необходимы (а это в случае спора предполагается), подрядчик вправе требовать возмещения вызванных приостановлением работ убытков.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК).
Предметом договоров на выполнение проектных и изыскательских работ является разработка технической документации и сама эта документация, а также выполнение изыскательских работ. Впрочем, последние могут быть предметом самостоятельного договора, не предполагающего разработку технической документации. В качестве технической документации обычно выступают проекты зданий, сооружений, оборудования, технологических линий, машин и механизмов, землеустроительных работ, а также технологическая документация.
Редакция норм, посвященных договорам на выполнение проектных и изыскательских работ, позволяет утверждать, что эти нормы предназначены законодателем для применения к таким заказам, предметом которых являются работы, выполнимость и реальность которых не вызывает сомнений, результат в целом вполне может быть определен сторонами и охарактеризован в договоре или задании на проектирование.
Эти качества предмета
данного договора отличают его от
такого договора, как договор на
выполнение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Эту группу договоров образуют обязательства по строительству, ремонту, реконструкции, проектированию или изысканиям, т. е. все те, которые включены в круг договоров строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, с тем лишь отличием, что заказчиком в таких договорах - государственных контрактах - выступают государственные органы или иные организации, наделенные государственными органами правом распоряжаться инвестиционными ресурсами.
Понятие инвестиционных ресурсов подразумевает инвестиции как в виде денежных средств, так и в виде иных материальных ресурсов, например, это могут быть строительные материалы из государственных ресурсов.
Есть существенная особенность и в оплате работ, выполненных по государственному контракту: п. 2 ст. 763 установил, что заказчик в этих договорах может либо сам оплатить принятые работы, либо обеспечить их оплату. Так, если заказчик - государственные орган, не участвующий в коммерческом обороте и не имеющий в своем самостоятельном распоряжении каких-либо средств для оплаты выполняемых для него по государственному контакту работ, он, опираясь на соответствующие акты управления, например, распоряжения центральных или местных органов управления, может указать в договоре, что оплата работ будет осуществлена не им самим, а тем государственным органом, который выделил соответствующие суммы централизованного финансирования и будет производить оплату непосредственно подрядчику.
Содержание государственного контракта должно отвечать требованиям ст. 766 ГК, согласно которой договор должен включать условия об объеме и стоимости работ, о сроках ее начала и окончания, о размере и порядке финансирования и оплаты, а также о способах обеспечения исполнения обязательств контрагентов.
Специфический характер финансирования работ, выполняемых по государственным контрактам, обусловил включение специального правила об обязанности сторон изменить условия договора, если уменьшился объем средств, выделяемых из соответствующего бюджета для финансирования данного государственного заказа. В этих случаях следует изменить сроки, а при необходимости - и иные условия договора. При этом подрядчик может требовать от государственного заказчика возмещения лишь тех убытков, которые возникли в связи с изменением срока выполнения работ.
Договоры на
выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, а также
технологических работ
Основное отличие этих договоров от, казалось бы, близких к ним договоров на выполнение проектных и изыскательских работ заключается в том, что в НИОКР предметом являются научные исследования или создание образцов новых изделий, технологий или конструкторских документации. Принципиально важным здесь является условие о новизне создаваемого в рамках таких договоров результатов.
Не случайно поэтому п. 4 ст. 770 ГК указывает не необходимость соответствия условий договоров на выполнение НИОКР нормам об исключительных правах: ведь предметом этих обязательств является результат, который, как правило, может быть отнесен к числу объектов интеллектуальной собственности. Так, это могут быть результаты научных исследований, а также конструкторских или технологических разработок, программы для ЭВМ и т. д.
Особенность подобного предмета обязательства - творческий характер деятельности, осуществляемой для исполнения заключенных договоров, новизна результата, т. е. выполнение такого рода задач впервые, - все это диктует необходимость учета в правовых нормах риска случайной невозможности исполнения таких договоров. Поскольку предметом выступает создание новых объектов, предполагается творческий характер деятельности исполнителя, существует неизвестность относительно самой возможности получения положительного результата, дающие основание законодателю установить диспозитивную норму об отнесении такого риска на заказчика. И только условия конкретного договора могут распределить этот риск иначе, например, отнести его на исполнителя.
Итак, в заключении курсовой работы на тему «Договор подряда» хочется выделить наиболее важные и яркие по смыслу моменты.
Во-первых, именно гражданское законодательство (Гражданский кодекс) закрепляет и регулирует в части 2-ой, главе 37 ГК сущность договора подряда.
Во-первых, договор подряда представляет собой такой договор, в силу которого одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В-третьих, как и у каждого договора, у договора подряда есть свои элементы:
В четвертых, у договора
подряда существует ряд признаков,
которые уже упоминались в
работе, например, регламентация достижения
и передача результата труда заказчику,
независимость подряда от заказчика
при определении способа выполн
Также, хочется отметить
в заключении, что за нарушение
договора подряда наступает ответственно
Кроме выше сказанного, наиболее существенным для правового регулирования являются такие разновидности договора, как:
Все эти виды договора имеют свои определения и особенности, которые также закреплены в ГК.
И, наконец, стоит подчеркнуть свой взгляд на договор подряда. Изучив этот договор, сложилось такое мнение, что договор подряда представляет собой довольно сложную структуру. Ведь не зря у него существует такое разделение на виды. Возможно, это было сделано законодателем для того, чтобы участники договора подряда осознали всю серьезность договора и могли защищать свои права или даже понесли ответственность по договору в судебном порядке.
1 Коммерческое право. Под ред. В.Ф.Попондопуло, В.Я.Яковлевой. СПб. 1998. С.285.
2 Гражданское право. Часть 2. Обязательственное право. Под ред. В.В.Залесского. М., 1998. С.232.
3 Гражданское право. Т.2. Под ред. А.П.Сергеева., Ю.К.Толстого. М., 2000. С.308.
4 Гражданское право. Часть 2. Обязательственное право. Под ред. В.В.Залесского. М., 1998. С.233.
5 Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный). М., 1996. С.364.
6 Гражданское право. В 2 т. Том 2. Полутом 1. Под ред. проф. Е.А.Суханова. М. 2000. С.503.
7 Гражданское право. В 2 т. Том 2. Полутом 1. Под ред. проф. Е.А.Суханова. М. 2000. С.505-506.
8 Гражданское право. В 2 т. Том 2. Полутом 1. Под ред. проф. Е.А.Суханова. М. 2000. С.507.
9 Гражданское право. Т.2. Под ред. А.П.Сергеева., Ю.К.Толстого. М., 2000. С.317.
10Постановление Правительства РФ от 25 марта 1996 г. N 351 "Об утверждении Положения о лицензировании строительной деятельности"//СЗ РФ, 1 апреля 1996 г., N 14.
11 Коммерческое право. Под ред. В.Ф.Попондопуло, В.Я.Яковлевой. СПб. 1998. С.302.