Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа
С развитием общества, права и цивилизации, интеллектуальная собственность приобретает уже более существенное значение среди всех других видов собственности. Вопросы ее реализации, охраны и использования в современных условиях играют важную роль в коммерческой, предпринимательской, производственной, а также во внешнеэкономической деятельности организаций всех форм собственности. Все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального, творческого и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на реализацию творческой деятельности, с правом на интеллектуальную собственность.
Введение
Глава 1. Творческая деятельность, как объект гражданского права. Место творческой деятельности в гражданском праве
§1. Понятие и значение творческой деятельности
§2. Результат творческой деятельности как объект гражданских прав. Понятие и признаки
§3. Роль гражданского права в регулировании творческой деятельности
Глава 2. Гражданско-правовые способы регулирования творческой деятельности. Способы защиты отношений, связанных с творческой деятельностью
§1. Нормативно-правовое регулирование творческой деятельности
§2. Общие способы защиты творческой деятельности
§2.1. Предупреждение и защита от контрафакции
§3. Гражданско-правовые способы защиты отношений, связанных с творческой деятельностью
Глава 3. Проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования творческой деятельности
Заключение
Список литературы
В настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и внесудебном порядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора. Применительно к рассматриваемой сфере используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения.
К общегражданским способам относятся:
1) признание права ;
2) восстановление права ;
3) пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения ;
4) возмещение убытков ;
5) признание сделки (договора) недействительным ;
6) взыскание особой неустойки при несвоевременной оплате.
Особые (дополнительные) способы защиты, предусмотренные специальным (авторским) законодательством :
1) взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав ;
2) выплата компенсации (конкретный размер определяется судом).
Закрепленные в гражданском законодательстве нормы, регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских личных неимущественных прав и нарушение исключительных правомочий на использование и распоряжение произведениями, охраняемыми авторским правом. В ГК нормы, посвященные защите гражданских прав, содержатся в ст. 12 ГК, однако применяться они могут с учетом особенностей главы 70 ГК. В частности, речь идет о применении ст. 1250 ГК «Защита интеллектуальных прав», ст. 1251 ГК «Защита личных неимущественных прав», ст. 1252 ГК «Защита исключительных прав».
Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Например, при нарушении права на неприкосновенность произведения автор может потребовать восстановления нарушенного права. Однако если искажение было допущено в процессе издания, но до его распространения, то автор может потребовать внесения соответствующих изменений в тираж произведения. Если же этот тираж уже разошелся, то автор имеет право требовать соответствующей публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом. При необходимости автор может требовать запрещения выпуска произведения в свет. Восстановление нарушенного права может также включать в себя внесения исправлений в произведение.
В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать компенсации морального вреда. Ч. 4 ГК не содержит специальных норм, посвященных компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому необходимо руководствоваться положениями ст. 150 - 152 ГК и 1099 - 1101 ГК.
На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность. Согласно ст. 1267 ГК авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.
При нарушении личных неимущественных прав автор может требовать восстановлены нарушенного права путем внесения соответствующих исправлений, сообщения в печати или иным способом о допущенном нарушении.
Пресечение действий нарушающих права автора, достигается запрещением выпуска произведения в свет либо прекращением его распространения. Независимо от требований автора, связанных с защитой его личных неимущественных прав, согласно ст. 499 ГК, может ставиться вопрос о защите имущественных прав автора[22].
Что касается имущественных прав, то речь идет о нарушении исключительного права на использование произведения и распоряжения им. При этом следует иметь в виду, что право требовать защиты нарушенного права имеют не только авторы, но и другие правообладатели. Наиболее распространенными случаями нарушения исключительных прав на произведение являются: использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения, отказ в выплате авторского вознаграждения, нарушения исключительных прав правообладателей, в тех случаях, когда лицензиат вышел за рамки использования произведения[23].
В случае невыплаты авторского вознаграждения автор или иной правообладатель имеют право на взыскание такого вознаграждения, т.е. на возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов обязано лицо, нарушившее права автора. Право на взыскание гонорара не зависит от вины лица, нарушившего это право.
Нарушение имущественных прав может быть связано с нарушением других имущественных прав автора. Например, права собственности на объект, в котором материализовано произведение (картина, рукопись, клавир и т.п.). Возмещение стоимости утраченной или поврежденной вещи не лишает автора права на возмещение убытков, связанных с нарушением авторского права[24].
Из общих мер защиты гражданских прав не применяется к авторским правам присуждение к исполнению обязанности в натуре. Невозможно заставить автора написать произведение по договору заказа, если он не выполнил взятого на себя обязательства. Право на авторство, право на авторское имя, на неприкосновенность произведения защищаются независимо от истечения срока исковой давности.
Глава 3. Проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования творческой деятельности
Суд есть инстанция, применяющая закон к казусам, встречающимся в действительности. Но в силу невозможности для законодателя предвидеть все разнообразие казусов, судебная практика поневоле не может ограничиваться одним только применением закона к ситуациям, возникающим из окружающей действительности. В жизни общества встречаются случаи, законом не предусмотренные и нормами права неурегулированные. Разрешая споры, основанные на таких случаях, именно суд призван играть творческую роль. Суд, разбирая находящиеся в его производстве дела, нередко сталкивается с не нашедшими отражение в законодательных актах обстоятельствами. В результате чего он просто вынужден создавать для них новые нормы и правила. «Решение суда – разрешение конкретной жизненной ситуации, которое устанавливает правило поведения, обладая принудительной силой».[25]
Следует отметить, что на отсутствие четких и однозначных дефиниций правовых понятий, используемых в законодательстве об интеллектуальной собственности, обращали внимание многие юристы задолго до принятия части четвертой ГК РФ, к сожалению, в нормах части четвертой Гражданского кодекса, посвященной правовому регулированию интеллектуальной собственности, вступившей в силу с 1 января 2008 г., указанные дефиниции и правовые конструкции остались неизменными.
Так, например, «автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (исполнение)», однако определение понятий «творчество» и «произведение» законом не раскрывается, что, как мы укажем далее, приводит к сложностям при практическом применении.
Еще один пробел в том, что нет такого понятия как "фонограмма" нормы нового Кодекса не дают, вместе с тем, анализируя ст. 1322 ГК РФ, можно сделать вывод, что фонограмма - есть "запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков". Такое определение нельзя признать удачным, поскольку понятия "исполнения" и "звука" не тождественны друг другу, а в современной музыкальной сфере оперируют такими понятиями, как "семплеры" и "семплы" - представление звуков в виде цифрового ряда. В результате "появление новых творческих возможностей за счет получения промежуточных высот звука между тонами и любых звуковых оттенков ставит вопрос о пересмотре критерия оригинальности в отношении музыкального произведения", что в правоприменительной практике при разрешении конкретного дела имеет значение для правильной квалификации совершенного правонарушения, и ошибочное толкование существа нарушения в сфере интеллектуальной собственности может привести к неверной мотивировке принимаемого решения.
В этой связи следует отметить, что цитирование - включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора может иметь свои нюансы не только в сфере музыкальной индустрии. Так, например, нормы ст. 1274 ГК РФ, перечисляя разрешенные законом случаи свободного использования произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, не указывают возможности так называемого цитирования произведений изобразительного искусства, графики, дизайна и других объектов творчества авторов, что также является упущением законодателя. Вместе с тем на практике такие случаи возникают. Так, С.Ю. Андреев, зарегистрированный кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Адмиралтейскому одномандатному избирательному округу № 206 Санкт-Петербурга, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации Ю.А Рыбакова - кандидата по тому же избирательному округу в связи с допущенными нарушениями п. 1 ст. 64 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" - нарушением законодательства об интеллектуальной собственности. В обоснование заявления указал на то, что 28 октября 2003 г. в типографии ООО "Фирма курьер" тиражом 70 000 экземпляров по заказу Ю.А. Рыбакова был изготовлен агитационный печатный материал "Право и милосердие", на второй странице которого помещена статья "Лишнее звено. Домкомы Сергея Андреева". В качестве иллюстрации к этой статье помещено изображение первой страницы его, С.А. Андреева, агитационного печатного материала. Оригинал-макет листовки является произведением, авторские права на которое принадлежат ему, и является его интеллектуальной собственностью. Делая справедливый вывод о правомерности свободного использования Ю.А. Рыбаковым части агитационной листовки С.Ю. Андреева и отсутствии в его действиях нарушения законодательства об интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 19, ст. 21 Закона об авторских и смежных правах, действующего на момент рассмотрения дела, в частности, агитационная листовка С.Ю. Андреева была обнародована. Имя автора листовки и источник заимствования в статье Рыбакова приведен), суд отказал в удовлетворении иска. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ решение суда первой инстанции оставила в силе, указав, что "под цитированием понимается включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора... по мнению суда, применительно к настоящему делу изображение титульного листа агитационной листовки С.Ю. Андреева, помещенное в статье "Лишнее звено. Домкомы Сергея Андреева", может рассматриваться как цитата". Таким образом, Верховный Суд РФ в своем Определении, восполнив пробел законодателя, указал, что "как цитату следует рассматривать графическое воспроизведение части произведения изобразительного искусства, к которым отнес произведения живописи, графики, дизайна".
И это лишь некоторые из проблем. Одной из основных проблем регулирования творческой деятельности является создание правовых, имущественных и иных условий для эффективной творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства, обеспечение реальных возможностей автору для признания и защиты его права на созданное его творческим трудом произведение.
Наряду с этим не менее значимой проблемой является создание правовых, материальных и иных условий для использования произведения науки, литературы и искусства максимально широким кругом лиц.
То есть решается проблема разумного сочетания прав автора на произведение с возможностью использования его обществом!
Не стоит забывать и тот факт, что число понятий, охватываемых творческой деятельностью с каждым днем все растет и для этих новый понятий не существует своего правового регулирования. Законодательство не успевает меняться также динамично, как меняется вся творческая деятельность.
Заключение
В последние годы интеллектуальная собственность приобретает все более существенное значение среди всех других видов собственности. Вопросы ее охраны и использования в современных условиях играют важную роль в коммерческой, производственной, предпринимательской, а также во внешнеэкономической деятельности организаций всех форм собственности, интеллектуальная собственность является объектом охраны во всем мире.
Интеллектуальная собственность является объектом охраны во всем мире. В Российской Федерации, в условиях развития рыночных отношений, права на интеллектуальную собственность постепенно становятся одними из самых конкурентоспособных товаров на внешнем и внутреннем рынке[26].
В связи с этим возрастает актуальность формирования эффективного механизма правовой охраны интеллектуальной собственности. Всем тем, кто непосредственно связан с использованием результатов творческой деятельности, необходимо иметь четкое представление о том, что такое интеллектуальная собственность, в чем заключается ее сущность, как она охраняется, а также к каким серьезным материальным потерям может привести нарушение прав на нее.
Гражданско-правовые способы защиты распределены по группам в зависимости от того, для защиты каких видов авторских и смежных прав (а также объектов творческой деятельности) они могут применяться:
- способы, которые могут применяться при защите любых прав (признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; возмещение убытков; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления);
- способы, применяемые для защиты лишь абсолютных прав (публикация решения суда о допущенном нарушении, использование технических средств защиты);
- способы, применяемые только при нарушении личных неимущественных авторских или смежных прав (компенсация морального вреда);
- способы, которые могут применяться лишь при защите исключительного права (компенсация за нарушение исключительного права; изъятие контрафактных материальных носителей, изъятие оборудования, устройств и материалов; ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя);
- способы, применяемые лишь для защиты относительных авторских прав (присуждение к исполнению обязанности в натуре, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами).
Изучив и исследовав гражданско-правовое регулирование творческой деятельности в РФ, можно сделать вывод о том, что предметом правового регулирования таких прав являются не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы.
Гражданское законодательство активно способствует развитию инициативы в области науки, литературы, техники, искусства и других сферах творческой деятельности. Ее роль не ограничивается охраной готовых результатов творчества. Оно влияет также на отношения по организации производства и использования этих результатов, например, в рамках договоров на создание (передачу) научно-технической продукции, авторских, лицензионных и иных договоров.
Поэтому можно говорить о гражданских правоотношениях, связанных с творческой деятельностью, а не только с ее результатом.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
Учебники:
Информация о работе Гражданско-правовое регулирование творческой деятельности