Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:42, творческая работа
Современное хозяйственное право рассматривается как самостоятельная отрасль права, определяющая правовые основы хозяйствования и регулирующая отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, связанной с изготовлением и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг для удовлетворения потребностей отдельных потребителей и общественных нужд. Нормативной основой хозяйственного права является хозяйственное законодательство.
Введение
1. Приостановление деятельности и прекращение субъектов предпринимательства
2. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
3. Процесс ликвидации юридических лиц
4. Восстановление платежеспособности субъекта предпринимательства
5. Банкротство и санация юридических лиц
Историография
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Донецкий институт туристического бизнеса
Индивидуальная творческая работа
по дисциплине: Хозяйственное право
на тему: «Характеристика ликвидации юридического лица—субъекта хозяйствования»
Выполнила:
Студентка III курса
Группы МО-09 А
Семенюта Юлия
Работу принял:
Донецк
2012
Содержание
Введение
Введение
Современное
хозяйственное право
При
этом хозяйственная деятельность как
предмет регулирования
Концепция
хозяйственного права основана на согласовании
частноправовых (горизонтальных) и
публично-правовых (вертикальных) отношений
в сфере хозяйствования, что предполагает
формирование соответствующих правовых
норм на основе сочетания рыночного
саморегулирования
Считается, что вне такого согласования частноправовые и публично-правовые отношения в сфере хозяйствования развиваются разнонаправлено, противоречат друг другу, сдерживая развитие экономических отношений и создавая коллизии в их правовом регулировании.
Хозяйственное право позволяет
охватить единством регулирования
не только коммерческие, но и некоммерческие
отношения в сфере
Процесс ликвидации
юридического лица можно подразделить
на несколько стадий.
Первая стадия - назначение ликвидационной
комиссии, установление порядка и сроков
ликвидации.
В соответствии со ст. 60 Хозяйственного
кодекса Украины ликвидация субъекта
хозяйствования осуществляется ликвидационной
комиссией, которая образуется собственником
(собственниками) имущества субъекта хозяйствования
либо его (их) представителями (органами),
или другим органом, определенным законом,
если иной порядок ее образования не предусмотрен
этим Кодексом. Ликвидация субъекта хозяйствования
может быть также возложена на орган управления
субъекта, который ликвидируется.
Орган (лицо), принявший решение о ликвидации
субъекта хозяйствования, устанавливает
порядок и определяет сроки проведения
ликвидации, а также срок для заявления
претензий кредиторами, который не может
быть менее двух месяцев со дня объявления
о ликвидации.
Законодательство детально регулирует
деятельность ликвидационной комиссии
(например ст.20 Закона Украины "О хозяйственных
обществах").
Вторая стадия - помещение в печати объявления
о ликвидации.
Ликвидационная комиссия или другой орган,
который проводит ликвидацию субъекта
хозяйствования, помещает в печатных средствах,
указанных в ч. 10 ст. 58 Хозяйственного кодекса,
сообщение о его ликвидации и о порядке
и сроках заявления кредиторами претензий,
а явных (известных) кредиторов уведомляет
персонально в письменной форме в установленные
этим Кодексом либо специальным законом
сроки.
Третья стадия - взыскание дебиторской
задолженности ликвидируемого предприятия
и удовлетворение требований кредиторов.
Ликвидационная комиссия принимает необходимые
меры к взысканию дебиторской задолженности
ликвидируемого субъекта хозяйствования
и выявлению претензий кредиторов, с письменным
уведомлением каждого из них о ликвидации
субъекта хозяйствования (ч.4 ст. 60 ХКУ).
В первую очередь погашается задолженность
перед лицами, которые работают на правах
найма, затем - перед бюджетом, а потом
- перед остальными кредиторами, и только
после погашения всех заявленных претензий
и разрешения всех возникших в процессе
ликвидации споров оставшиеся средства
распределяются между участниками общества
(ст. 21 Закона Украины "О хозяйственных
обществах").
Четвертая стадия - составление ликвидационной
комиссией ликвидационного баланса.
Согласно ч. 5 ст. 60 ХКУ ликвидационная
комиссия составляет ликвидационный баланс
и подает его собственнику или органу,
назначившему ликвидационную комиссию.
Достоверность и полнота ликвидационного
баланса должны быть проверены в установленном
законодательством порядке.
Пятая, заключительная стадия - внесение
записи о ликвидации предприятия в Реестр
субъектов предпринимательской деятельности.
Ликвидация юридического лица - субъекта
предпринимательства может быть связана
с отменой его государственной регистрации,
которая осуществляется органом государственной
регистрации путем исключения его из Реестра
субъектов предпринимательской деятельности
после осуществления ликвидационной комиссией
мер по ликвидации субъектов предпринимательства
и представления в орган государственной
регистрации соответствующих документов.
В последнее время многие субъекты предпринимательской
деятельности используют реорганизацию
для улучшения своего экономического
положения и привлечения инвесторов. Для
обозначения процессов реорганизации,
которые нацелены на усиление самостоятельности
структурных подразделений предприятий
привлечение новых инвестиций для модернизации,
выпуск новых видов продукции, уменьшение
себестоимости, а в конечном итоге, восстановление
эффективности и конкурентоспособности,
используется термин "реструктуризация
предприятий".
Согласно ч.3
ст. 104 Гражданского кодекса Украины порядок
прекращения юридического лица в процессе
восстановления его платежеспособности
устанавливается законом.
Таким законом является Закон Украины
"О восстановлении платежеспособности
должника или признании его банкротом"
от 30.06.1999 г. (новая редакция Закона Украины
"О банкротстве" от 14.05.1992 г.) (далее
- Закон)
Закон устанавливает условия и порядок
восстановления платежеспособности субъекта
предпринимательской деятельности - должника
или признания его банкротом и применения
ликвидационной процедуры, полного или
частичного удовлетворения требований
кредиторов. В этом его отличие от ранее
действовавшего Закона, основной задачей
которого является определение условий
и порядка признания юридических лиц -
субъектов предпринимательской деятельности
- банкротами с целью удовлетворения претензий
кредиторов.
Закон различает понятия - "неплатежеспособность"
и "банкротство".
Неплатежеспособность - неспособность
субъекта предпринимательской деятельности
выполнить после наступления установленного
срока их уплаты денежные обязательства
перед кредиторами, в том числе по заработной
плате, а также исполнить обязательства
по уплате налогов и сборов (обязательных
платежей) не иначе как путем восстановления
платежеспособности.
Методические рекомендации по выявлению
признаков неплатежеспособности предприятия
и признаков действий по сокрытию банкротства,
фиктивного банкротства или доведения
до банкротства утверждены приказом Министерства
экономики Украины от 17.01.2001 г. № 10.
Текущей неплатежеспособностью, согласно
Методическим рекомендациям, может характеризоваться
финансовое положение любого предприятия,
если на конкретный момент из-за случайного
совпадения обстоятельств временно суммы
имеющихся у него средств и высоколиквидных
активов недостаточно для погашения текущего
долга, соответствующего законодательному
определению неплатежеспособности. Экономическим
показателем признаков текущей платежеспособности
при наличии просроченной кредиторской
задолженности является разница между
суммой имеющихся у предприятия денежных
средств, их эквивалентов и других высоколиквидных
активов и его текущих обязательств.
В соответствии с Методическими рекомендациями,
признаки критической неплатежеспособности,
соответствующие финансовому положению
потенциального банкротства, имеют место,
если на начало и в конце отчетного квартала,
предшествующего подаче заявления о возбуждении
дела о банкротстве, имеются признаки
текущей неплатежеспособности, а коэффициент
покрытия и коэффициент обеспечения собственными
средствами в конце отчетного квартала
меньше их нормативных значений - 1,5 и 0,1
соответственно.
Меры по восстановлению платежеспособности
должника:
- реструктуризация предприятия;
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- отсрочка и (или) рассрочка платежей или
прощение (списание) части долгов, о чем
заключается мировое соглашение;
- ликвидация дебироской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- обязательство инвестора о погашении
долга (части долга) должника, в частности
путем перевода на него долга (части долга)
и его ответственность за неисполнение
взятых не себя обязательств;
- исполнение обязательств должника собственником
имущества должника и его ответственнность
за неисполнение принятых на себя обязательств;
- продажа имущества должника как целостного
имущественного комплекса (для негосударственных
предприятий);
- получение кредита для выплаты выходного
пособия работникам должника, которые
увольняются согласно плану санации;
- увольнение работников должника, которые
не могут быть задействованы в процессе
реализации плана санации;
- другие способы восстановления платежеспособности
должника.
Общие
правила признания субъекта предпринимательства
банкротом определены в главе 23 Хозяйственного
кодекса Украины, Законе Украины "О
восстановлении платежеспособности должника
или признании его банкротом"
от 30.06.1999 г. (новая редакция Закона Украины
"О банкротстве" от 14.05.1992 г.) (далее
- Закон)
Согласно ч.3 ст. 104 Гражданского кодекса
Украины порядок прекращения юридического
лица в процессе банкротства устанавливается
законом.
Банкротство - признанная хозяйственным
судом неспособность должника восстановить
свою платежеспособность и удовлетворить
признанные судом требования кредиторов
не иначе как путем применения ликвидационной
процедуры. Должник определен Законом
как субъект предпринимательской деятельности,
неспособный исполнить свои обязательства
перед кредиторами, в том числе обязательства
по уплате налогов и сборов (обязательных
платежей), в течение трех месяцев после
наступления установленного срока их
уплаты.
Участники производства по делам о банкротстве:
стороны по делу о банкротстве (кредиторы,
представитель комитета кредиторов и
должник (банкрот), арбитражный управляющий
(распорядитель имущества, управляющий
санацией, ликвидатор), собственник имущества
(орган, уполномоченный управлять имуществом
должника), а также в случаях, предусмотренных
Законом, другие лица, которые принимают
участие в производстве по делу о банкротстве,
Фонд государственного имущества Украины,
государственный орган по вопросам банкротства,
представитель органа местного самоуправления,
представитель работников должника.
К досудебным процедурам решения проблемы
несостоятельности Закон относит, в частности
досудебную санацию.
Санация - система мер, осуществляемых
при производстве по делу о банкротстве
в целях предупреждения признания должника
банкротом и его ликвидации, направленная
на оздоровление финансово-
Досудебная санация государственных предприятий
проводится за счет средств государственных
предприятий и других источников финансирования
в соответствии с законодательством.
К числу судебных процедур банкротства,
которые применяются в отношении должника,
Закон относит:
- распоряжение имуществом должника;
- мировое соглашение;
- санацию (восстановление платежеспособности)
должника;
- ликвидацию банкрота.
При этом Закон содержит специальное указание
в отношении санации и ликвидации банкрота
- они производятся с соблюдением требований
антимонопольного законодательства Украины.
Производство по делам о банкротстве регулируется
Законом Украины " О восстановлении
платежеспособности должника или признание
его банкротом", Хозяйственным процессуальным
кодексом Украины, другими законодательными
актами.
Основные этапы санации должника:
- представление распорядителю имущества
физическими и (или) юридическими лицами,
которые изъявят желание принять участие
в процедуре санации должника, заявления
об участии в санации должника (после опубликования
кредиторами в официальном печатном органе
объявления о возбуждении дела о банкротстве);
- внесение комитетом кредиторов предложения
в хозяйственный суд о санации должника;
- вынесение хозяйственным судом по ходатайству
комитета кредиторов определения о проведении
санации должника и назначении управляющего
санацией;
- разработка управляющим санацией плана
санации должника;
- принятие плана санации комитетом кредиторов;
- продажа имущества должника как целостного
имущественного комплекса или части его
имущества (не обязательный этап);
- представление управляющим санацией
собранию кредиторов письменного отчета;
- вынесение решения собранием кредиторов.
Информация о работе Характеристика ликвидации юридического лица—субъекта хозяйствования