Институ брака в римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:49, реферат

Описание

Целью моей работе служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака как способа ее создания в древнем Риме.
Общий план введения требует сказать несколько слов об источниках по данной теме. На мой взгляд, литературы по теме предостаточно. Вопросы семьи и брака освещены в них достаточно полно. Конечно, я не могла использовать все известные научные труды в работе над рефератом, но постаралась выбрать наиболее общепризнанные.

Содержание

Введение
Основная часть………………………………………...……………………4
1. Заключение и расторжение брака в римском праве…………………..6
1.1.Заключение брака в римском праве…..………………….….6
1.2.Расторжение брака в римском праве………………………..8
2. Брак и конкубинат………………………………………………….…..10
Заключение……………………………………………………………..….14
Библиография………………………………………………………….…..15
Приложения………………………………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

Институ брака в римском праве.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

              Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению  одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.

              Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

              Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется:

1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили,   

    безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;

2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

3. Согласием партнера;

4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;

5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз;

6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. 

              Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании  не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.

              Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие  одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.

              Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо ) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

              Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония.               Обручение  обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

 

Конкубинат

 

КОНКУБИНАТ — (лат. cocubiatus - от co - вместе и cubo - лежу, сожительствую), в римском праве фактическое сожительство мужчины и женщины с намерением установить брачные отношения. Вопросы конкубината регулировались законом

Исследователи римского права видят обычно в конкубинате форму брака "с меньшими юридическими последствиями", чем законный брак, как бы "полубрак". Действительно, мужчина при конкубинате не считал свою сожительницу женой; женщина при конкубинате не пользовалась гражданскими правами и общественным положением жены, а дети от конкубината считались незаконными и принадлежали к роду своей матери. Но так как других юридических последствий конкубинат не имел, то правильнее видеть в нем не институт гражданского права, а простое явление римских нравов. Законы им занимаются лишь для того, чтобы отграничить его от брака, с одной стороны, и от преступного полового сожития, stuprum, с другой. В Риме формы вступления в брак были установлены религией и нравами; юридически обязательных форм не было, и от простого полового сожития брак отличался только фактическими признаками: affectio maritalis, honor, dignitas uxoris. Поэтому всякий раз, когда мужчина открыто называл свою сожительницу не женой, а наложницей, налицо был конкубинат., а не брак. Нравы позволяли мужчине не стыдиться своих любовных связей, но к женщине, вступившей в незаконную связь, общественное мнение относилось пренебрежительно. Даже на саркофагах мужчины встречается перечисление его любовниц; для женщины же положение конкубинки считалось позорным и потому недозволенным для римской матроны, т. е. дочери римского гражданина, любовная связь с которой составляла уже преступление, stuprum. Положение конкубинок занимали вольноотпущенные и иностранки; конкубинка обязана была хранить верность своему сожителю, но не как жена, а как бывшая рабыня, обязанная ему благодарностью за отпущение на волю.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti - или, буквально, «брак с рукой») и неформальной (sine manu mariti - «брак без руки»).
             Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.
             В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились.
             Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза - развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения (тем более - утратой свободы) или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права).
             Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.


                                                БИБЛИОГРАФИЯ

 

Источники

 

1.        Гай. Институции / Под ред. Л.Л. Кофанова, В.А.Савельева. - М., 1997.

2.        Гай. Институции. - М., 1998. - Кн. 1-4.

3.        Дигесты Юстиниана. - М., 2002. - Т. 1. - Кн. I-IV.

4.        Законы XII таблиц. - М., 1996.

5.        Институции Юстиниана / Под ред. Л.Л.Кофанова, В.А. Томсинова. - М., 1998.

6.        Памятники римского права: Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана. - М., 1998.

7.        Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. - М., 1997.

8.        Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садыков; Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1998. - С. 41-66.

9.        Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М., 2000. - С. 72-236.

10.   Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). - М., 2000. - С. 105-216.

 

Основная литература

 

1.        Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. - М., 1989.

2.        Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник: 1-3-е. Изд. - М., 1996, 1997, 1999.

3.        Косарев А.И. Римское частное право. - М., 1998.

4.        Новицкий И.Б. Римское право. - М., 1998.

5.        Покровский И.А. История римского права. - СПб., 1998.

6.        Пухан Иво, Поленак-Акимовская Марьяна. Римское право: Учебник. - М., 1999.

7.        Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. (Любое издание).

8.        Хвостов В.М. Система римского права: Учебник. - М., 1996.

9.        Черниловский З.М. Римское частное  право. Элементарный курс. - М., 1997.

 

Дополнительная литература

 

1.        Аннерс Э. История европейского права. - М., 1994.

2.        Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., 1994.

3.        Дождев Д.В. Римское наследственное право. - М., 1993.

4.        Иоффе О. Основы римского гражданского права. - М., 1974.

5.        Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме: долговой вопрос (VI – IV в.в. до н.э.). - М., 1994.

6.        Ковнарёва Н.Р. Римское наследственное право. - М., 2001.

7.        Моммзен Т. История Рима. - СПб., 1993.

8.        Ниссенбаум М.Е. Via Latina ad Jus. - М., 1996.

9.        Омельченко О.А. Римское право: Учебник. - М., 2000.

10.   Орлов Г.В. Римское частное право: теоретический курс. - М., 1993.

11.   Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. - М., 1956.

12.   Римское право // Культура Древнего Рима. - М., 1985. - Т. 1.

13.   Рудоквас А.Д. Сборник задач и проверочных вопросов по римскому частному праву. - СПб., 1996.

14.   Савельев В.А. Римское частное право. - М., 1995.

15.   Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. - М., 1997.

16.   Современные исследования римского права: Реферативный сборник. - М., 1987.

17.   Томсинов В.А. Юриспруденция в духовной культуре Древнего Рима (древнейший период) // Вестник Московского университета. - М., 1995. -№ 1.

18.   Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме (классический период). // Вестник МГУ. - 1995. - № 2.

19.   Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. - М., 1999.

20.   Харитонов В.А. Рецепция римского права. - Одесса, 1996.

21.   Хаусманингер Г.О. О современном значении римского права // Советское государство и право. - 1991. - № 5.

22.   Халаджан Г.А. Римское право: теоретический курс. - М., 1993.

23.   Хутыз М.Х. Римское частное право. - М., 1994.

24.   Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. - М., 1991.

25.   Щёголев А.В. Библиография русской литературы по римскому праву с 1860 по 1996 гг. // Древнее право. - 1997.-  № 2.

26.   Энтони М., Грэхем Т. Римляне / Пер. с англ. - М., 1994.

27.   Юриспруденция в Древнем Риме // Вестник МГУ. Право. Сер. 11. - М., 1985.

 


Приложения

 

 

Словарь терминов, использованный в работе:

 

 

1.        Семья - это ячейка общества, группа родственников, иногда живущих вместе, но однозначно общающихся между собой. Каждая отдельная семья – это равноправный союз женщины и мужчины, подразумевающий взаимные обязательства и обязанности.

 

2.        Брак – это кропотливый, каждодневный, тяжелый труд, но если трудятся оба и с любовью.

 

3.        Конкубинат – это неузаконенная форма длительных брачных отношений.

 

4.        Супруг – это муж или жена в браке.

 

5.        Имущество - материальный объект, права собственности, совокупность имущественных прав и обязанностей, принадлежащих определенному лицу.

2

 



Информация о работе Институ брака в римском праве