Институция Гая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:18, реферат

Описание

В самых первых статьях Гай говорит о разделении гражданского права и естественного (ст.1), выделяет виды источников права, к коим он относит: законы, решения плебеев, постановления сената, указы императора, эдикты магистратов, а также к источнику относятся ответы различных юристов. Каждому источнику дается свое определение, раскрывается структура и содержание институций.
Правовое положение перегринов и рабов. Правовое положение вольноотпущенников.

Работа состоит из  1 файл

институция гая.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Если  совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действенности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 - 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.[8;67]

На дееспособность физического лица влияли также всякого  рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности. Например, так как договор стимуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совершать ни немые, ни глухие и т.п.

Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение; кроме того, расточитель признавался ответственным за деликты (правонарушения). Сделки, связанные с уменьшением имущества или установлением обязательства, расточитель мог совершить только с согласия попечителя. Составлять завещание расточитель не мог.

В течение  ряда веков существовали серьезные  ограничения правоспособности и  дееспособности для женщин. В республиканском  римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, ни состоящая под властью, ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя в той или иной форме ответственность по чужим долгам. В праве Юстиниановской эпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было и тогда.

В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье. Бесчестье наступало:

 как  следствие осуждения за уголовное  преступление или за особо  порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки и т.п.;

 непосредственно  в силу нарушения некоторых  правовых норм, касающихся брака  (считалась бесчестной вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятий позорной профессией (например, сводничеством и т.п.).

В классическом праве ограничения, связанные с  бесчестьем, были довольно значительны. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначить процессуального представителя себе. Таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права.

От personae infames отличались personae turpes - это лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенным ограничением personae turpes было ограничение в области наследования.

Имела немаловажное значение и такая форма бесчестья, как intesta-bilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показания по поводу этой сделки, признается неспособным так или иначе участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, на способность составить завещание).

3.2 Правовое положение латинов

Наибольшей  близостью к римским гражданам  отличались latini prisci (древние латины) - граждане городов в Лации.

Латины  получили латинское гражданство  до середины III в. до н.э.. Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). После союзнической войны (90-89 гг. до н.э.) право латинского гражданства стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Такая последовательность предоставлялась отдельным лицам и целым областям.

Правовое  положение latini veteres не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан. Ius conubii они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено. С 268г. до н.э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись. Latini coloniarii не имели ius conubii, ius commercii, а также способность вести гражданский процесс. Эта категория латинов в большинстве случаев имела, но составлять завещание latini coloniarii не имели права.

Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского гражданства. Первоначально для этого было достаточно переселиться в Рим. Но так как подобные переселения сильно сокращали население латинских городов, то с начала II в. до н.э. было установлено требование, чтобы при такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны в I в. до н.э. все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства.

Latini coloniarii получали права римского гражданства различными способами. В частности, римское гражданство получали также латины, исполнявшие обязанности декуриона (члена муниципального сената).

3.3 Правовое положение перегринов

Национальная  замкнутость ius civile предопределяла особый статус неграждан (hostes, peregrini), допустимость правильных сделок, с которыми commercium специально устанавливалась законом.

Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские  подданные, не получившие ни римской, ни латинской правоспособности. Такие  “чужаки” в древнейшую эпоху считались бесправными. Это в основном население завоёванных Римом «провинций», среди которых Греция, Египет, Галлия (ныне Франция), Иберия (ныне Испания) и т.д. С развитием хозяйственной жизни это бесправие стало нетерпимым и перегрины были признаны правоспособными по системе ius gentium(право народов).

В начале III в. Каракалла предоставил права римского гражданства подданным Римского государства. Рим оставался столицей, носителем и источником власти, но с привилегиями собственно «римского народа» было покончено.

3.4 Правовое положение рабов

С самых  древних времен, к которым относятся  наши сведения о Римском государстве, и вплоть до конца его существования  римское общество было рабовладельческим.

Социальное  положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории. В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочисленны. Они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось, и рабство оставалось основой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прошлая патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов.

Правовой  статус рабов определялся тем, что  раб - не субъект права, он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, наряду со скотом или как привесок к земле.

Рабство устанавливалось следующими способами:

1) рождением  от матери-рабыни (хотя бы отцом  ребенка было сводное лицо; наоборот, если отец - раб, а мать - свободная, ребенок признавался свободным);

2) взятием  в плен или просто захватом  лица, не принадлежащего к государству,  связанного с Римом договором;

3) продажей  в рабство (в древнюю эпоху);

4) лишением  свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).

Прекращалось  рабство манумиссией (отпущением на свободу).

В некоторых  случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние  рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).

3.5 Правовое положение вольноотпущенников

Уже с  древнейших времён в Риме, как и  в других рабовладельческих государствах, существовало право предоставления рабу свободы, отпущение на волю. Причин для этого было много. В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпустившего на волю. Например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности, которого опиралось не на цивильное лицо, а на преторский эдикт, приобретал только латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином.

Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или либертин) по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному.

В области  частного права существовали, во-первых, некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника. Например, до Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным. Запрещение брака вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (именовавшегося его патроном).

Так, патрон имел право:

а) на почтительность либертина в отношении патрона. Это имело, например, практическое значение в том отношении, что вольноотпущенник не мог вызвать патрона на суд и, следовательно, был беззащитен против произвола патрона;

б) на выполнение услуг для патрона (по существу моральная  обязанность, но она обыкновенно  подкреплялась договором и превращалась в юридическую). Обязанность либертина выполнять услуги для патрона приводила к такой эксплуатации, что претор был вынужден все-таки выступать с некоторыми ограничительными мерами;

в) на наследование после вольноотпущенника, а также  право на алименты со стороны вольноотпущенника. Такое право принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и его детям и родителям.

3.6 Правовое положение колонов

В условиях экономического кризиса III в. получает развитие особая категория зависимого населения - прикрепленные к земле крестьяне. Под именем колона в классическую эпоху подразумевали арендатора земли (мелкого фермера), формально свободного, хотя экономически зависимого от землевладельца.

Распространение мелкой земельной аренды было вызвано  экономическим положением Римского государства. С прекращением завоевательных войн, дававших Риму огромные массы рабов, прилив рабской силы приостановился, а невыносимые условия, в которых содержались рабы, приводили к тому, что их смертность значительно превышала рождаемость.

Рабской силы перестало хватать для обработки земли. Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство с рабским трудом перестало быть выгодным. Римские землевладельцы стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное вознаграждение, а за известную долю урожая и с возложением на арендатора также обязанности обрабатывать и землю собственника.

Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большинстве случаев были вынуждены  прибегать к займам у своих  хозяев, и оказывались в долговой от них зависимости. В период абсолютной монархии положение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императоров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим земельным участкам.

Эти обстоятельства приводили к тому, что, с одной  стороны, землевладелец зорко следил за тем, чтобы его неоплатный должник-арендатор  не уходил с участка, а, с другой стороны, и государство было озабочено  тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно.

На этой почве фактическое бесправие  колонов стало превращаться в  юридическое путем издания соответствующих  постановлений. В IV в. н. э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных людей превращаются в крепостных, в “рабов земли”. Колонат в этом смысле был зародышем феодализма.

Информация о работе Институция Гая