Институт гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 21:35, контрольная работа

Описание

Понятие о гражданстве, общие черты

Содержание

Понятие гражданства
Развитие законодательства о гражданстве.
Принципы гражданства Российской Федерации.
Основание и порядок приобретения гражданства.
Прекращение гражданства Российской Федерации.
Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная - Институт гражданства.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)
 

    МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 

    РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

    АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

    125171, Москва, З. и А.  Космодемьянских, 8

    учебный отдел, 150-56-73 
 
 
 
 

    Контрольная работа 

    по   Конституционному (государственному) праву России,  65 

    на  тему:   Институт гражданства 
 
 
 

    слушатель  4  факультета  1 курса   37  группы

                         Бабурин Михаил  Александрович 
 

    дом. адрес: 150064, г. Ярославль, ул. Бабича, д. 9 к. 3 кв. 71

    дом. телефон 56-20-41, раб. телефон 72-81-62 
 
 
 
 
 

    дата  поступления в секретариат __________ на кафедру ____________ 
 
 
 
 
 
 
 

 

    План

 

    1. Введение

    2. Понятие гражданства

    3. Развитие законодательства о гражданстве.

    4. Принципы гражданства Российской  Федерации.

    5. Основание и порядок приобретения  гражданства.

    6. Прекращение гражданства Российской Федерации.

    7. Порядок решения дел о гражданстве  Российской Федерации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      

      Важное  место в системе отрасли государственного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового положения (статуса) личности. Конституционного воплощение этот институт получил в гл.2 действующей Конституции “Права и свободы человека и гражданина”. В её нормах конкретизирована одна из важнейших основ конституционного строя России, провозглашенная в ст.2 Конституции и устанавливающая, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.

      Обладание гражданством - предпосылка полного  распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом, защиты этого лица государством не только внутри страны, но и за её пределами.

      В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией и Законом о гражданстве от 28 ноября 1991 года с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.

      Действующая Конституция РФ расширила число  норм, регулирующих гражданство, причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст.6).

      Понятие гражданства.

 

      Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав,  обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

      Гражданство - правовое, а не фактическое состояние.

      Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают  за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

      Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, в следствии существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.

      Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства.

      Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

      Гражданство каждого индивидуального человека юридически оформляется документами, подтверждающими это его гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождение, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть гражданина.

      Устойчивость  отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

      Развитие  законодательства о  гражданстве.

 

      В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличии демократических государств того периода, на юридическом равенстве всех подданных.

      В бывшей Российской империи подданные  подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

  1. природные подданные, в составе которых в свою очередь выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели;
  2. инородцы (евреи и восточные народы);
  3. финляндские обыватели.

    Кроме того, четыре группы природных подданных  законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

      После прекращения  существования царской  империи первым актом по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10(23) ноября 1917 г.  В нем провозглашалось, что все существовавшие сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждане Российской Республики.

      1 апреля 1918 года ВЦИК принял Декрет  “О приобретении прав российского гражданства”. Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

      С образованием СССР было установлено гражданство СОЮЗА. В ст.7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое гражданство для граждан союзных республик.

      К предмету ведения верховных органов  власти СССР относилось основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев.

      29 октября 1924 г. было утверждено  положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лишенные его на основании законов, принятых до Конституции 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей.

      Новое Положение о гражданстве Союза  ССР от 13 июня 1930 г. и от 23 ноября 1930 введен упрощенный порядок приема в  гражданство и выхода из него.

      Это положение, отправляясь от конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, порядком принятия и выхода из гражданства, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в которой он постоянно проживает. Если считает, что связан с другой республикой, то мог избрать гражданство этой республики.

      Лишение гражданства решалось в том же порядке, что и принятие в гражданство.

      Согласно  Положению от 1931 года иностранные  граждане - рабочие и крестьяне, проживающие  в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.

      Положение устанавливало упрощенный порядок  приема в гражданство и выхода из него а) иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность ; б) лиц. меняющих гражданство в связи с вступлением в брак (в этом случае приобретение и выход из гражданства осуществлялся по постановлению областного, краевого исполкома).

      В соответствии с Конституцией 1936 года был принят Закон о гражданстве 19 августа 1938 года. Закрепив все, что было до этого Закон ввел ряд новшеств - гражданами ССР являются все состоявшие к 1 ноября 1917 года подданными бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; лица, которые прибрели советское гражданство в установленном законом порядке.

      Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие  в СССР, признавались лицами без  гражданства (апатридами).Закон изменил  порядок решения вопросов о выходе из гражданства и его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР.

      Конституция СССР 1977 года впервые закрепила, что  основания, порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за рубежом пользуются защитой и покровительством советского государства.

      На  основании этого 1 декабря 1978 г. был  принят Закон о гражданстве СССР, который вступил в силу с 1 июля 1979 года - закреплялись законодательные права союзных республик в сфере гражданства.

      С введением поста Президента СССР полномочия от Президиума ВС СССР по вопросам гражданства отошли к Президенту.

       

      Принципы  гражданства Российской Федерации.

 

      Конституция и Закон о гражданстве устанавливает прежде всего те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

    1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется а Конституции (ст.6). Конституция не определяет понятие единого гражданства РФ. В ст.2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в её составе, являются одновременно гражданами этой республики.

    2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

    3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Оно выражается в том, что в РФ каждый человек имеет право на гражданство, в наличии такой формы приобретения гражданства как приём. РФ стремится к сокращению лиц без гражданства - ст.7 Закона о гражданстве так и называется “Сокращение безгражданства”. Россия поощряет приобретение гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства. В ст.17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является её гражданином. Свободный характер гражданства России выражается и в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен

Информация о работе Институт гражданства