Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 21:35, контрольная работа
Понятие о гражданстве, общие черты
Понятие гражданства
Развитие законодательства о гражданстве.
Принципы гражданства Российской Федерации.
Основание и порядок приобретения гражданства.
Прекращение гражданства Российской Федерации.
Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ
125171, Москва, З. и А. Космодемьянских, 8
учебный
отдел, 150-56-73
Контрольная
работа
по
Конституционному (государственному)
праву России, 65
на
тему: Институт
гражданства
слушатель 4 факультета 1 курса 37 группы
Бабурин Михаил
Александрович
дом. адрес: 150064, г. Ярославль, ул. Бабича, д. 9 к. 3 кв. 71
дом.
телефон 56-20-41, раб. телефон 72-81-62
дата
поступления в секретариат __________
на кафедру ____________
План
1. Введение
2. Понятие гражданства
3. Развитие законодательства о гражданстве.
5.
Основание и порядок
6.
Прекращение гражданства
7.
Порядок решения дел о
Введение
Важное
место в системе отрасли
Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом, защиты этого лица государством не только внутри страны, но и за её пределами.
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией и Законом о гражданстве от 28 ноября 1991 года с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.
Действующая Конституция РФ расширила число норм, регулирующих гражданство, причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст.6).
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство - правовое, а не фактическое состояние.
Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, в следствии существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства.
Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
Гражданство
каждого индивидуального
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.
В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличии демократических государств того периода, на юридическом равенстве всех подданных.
В бывшей Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
После прекращения существования царской империи первым актом по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10(23) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждане Российской Республики.
1
апреля 1918 года ВЦИК принял Декрет
“О приобретении прав
С образованием СССР было установлено гражданство СОЮЗА. В ст.7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое гражданство для граждан союзных республик.
К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев.
29
октября 1924 г. было утверждено
положение о союзном
Новое Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 г. и от 23 ноября 1930 введен упрощенный порядок приема в гражданство и выхода из него.
Это положение, отправляясь от конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, порядком принятия и выхода из гражданства, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в которой он постоянно проживает. Если считает, что связан с другой республикой, то мог избрать гражданство этой республики.
Лишение гражданства решалось в том же порядке, что и принятие в гражданство.
Согласно Положению от 1931 года иностранные граждане - рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.
Положение устанавливало упрощенный порядок приема в гражданство и выхода из него а) иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность ; б) лиц. меняющих гражданство в связи с вступлением в брак (в этом случае приобретение и выход из гражданства осуществлялся по постановлению областного, краевого исполкома).
В соответствии с Конституцией 1936 года был принят Закон о гражданстве 19 августа 1938 года. Закрепив все, что было до этого Закон ввел ряд новшеств - гражданами ССР являются все состоявшие к 1 ноября 1917 года подданными бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; лица, которые прибрели советское гражданство в установленном законом порядке.
Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами).Закон изменил порядок решения вопросов о выходе из гражданства и его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР.
Конституция СССР 1977 года впервые закрепила, что основания, порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за рубежом пользуются защитой и покровительством советского государства.
На основании этого 1 декабря 1978 г. был принят Закон о гражданстве СССР, который вступил в силу с 1 июля 1979 года - закреплялись законодательные права союзных республик в сфере гражданства.
С введением поста Президента СССР полномочия от Президиума ВС СССР по вопросам гражданства отошли к Президенту.
Конституция и Закон о гражданстве устанавливает прежде всего те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.
1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется а Конституции (ст.6). Конституция не определяет понятие единого гражданства РФ. В ст.2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в её составе, являются одновременно гражданами этой республики.
2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Оно выражается в том, что в РФ каждый человек имеет право на гражданство, в наличии такой формы приобретения гражданства как приём. РФ стремится к сокращению лиц без гражданства - ст.7 Закона о гражданстве так и называется “Сокращение безгражданства”. Россия поощряет приобретение гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства. В ст.17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является её гражданином. Свободный характер гражданства России выражается и в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен