Источники гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание

Объект исследования – гражданское право.
Предмет исследования – источники гражданского права.
Цель исследования – изучить особенности источников гражданского права.

Содержание

Введение
1. Понятие источников гражданского права.
2. Виды источников права.
2.1. Гражданское законодательство РФ.
2.2. Законы и подзаконные акты как источники гражданского права.
2.3. Обычай как источник гражданского права.
2.4. Нормы международного права и международные договоры.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

гражданское право.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

Ряд важных законов издан о праве собственности. Это, прежде всего, Закон о приватизации государственного и муниципально­го имущества. Особенность правового регулирования в этой облас­ти состоит в том, что в силу ст. 217 ГК положения Кодекса, регули­рующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В области обязательственного права изданы Закон о рынке ценных бумаг, Закон о закупках, Закон о лизинге, Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Существенно обновлено транспортное законодательство, приняты новые кодексы и уставы: КТМ, КВВТ, Воздушный кодекс и УЖТ.

Важным событием в области совершенствования гражданско­го законодательства РФ стало принятие в конце 2004 г. нового Жилищного кодекса, который вступил в силу с 1 марта 2005 г., заменил устаревший Кодекс 1983 г. и регулирует жилищные отно­шения с учетом требований создаваемой в стране рыночной эко­номики.

Вместе с тем продолжают действовать (с рядом изменений) и не­которые важные законы, изданные еще до введения нового ГК. Это Закон о защите прав потребителей, а также законы в области ин­теллектуальной собственности: Патентный закон, Закон о то­варных знаках и Закон об авторском праве.

Важную группу законодательных источников гражданского пра­ва образуют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. ГК именует их «иные правовые акты» (п. 6 ст. 3).

Среди подзаконных нормативно-правовых актов РФ наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента РФ. Такие нормативные указы Президента РФ (как и его ненормативные указы и распоряжения), согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 90), «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам»[15]. Нормативные указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов общественной и государственной жизни. Они, как и ненормативные указы и распоряжения Президента РФ, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть, издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. При этом распоряжения Правительства РФ издаются по оперативным вопросам и являются, как правило, актами индивидуального характера (не устанавливают норм права). Постановления Правительства РФ принимаются по основным направлениям осуществления федеральной исполнительной власти и носят нормативный характер.

Постановления Правительства РФ (как и его ненормативные распоряжения) издаются, согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 115), «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации»[16]. В случае их противоречия указанным актам постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Центральные органы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные министерства, государственные комитеты и ведомства) наделены правом в случаях и пределах, установленных актами вышестоящих органов, издавать различные нормативно-правовые акты — приказы, инструкции, положения, уставы и т.д. К числу таких актов относится, например, Приказ Министра юстиции РФ «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (от 25 января 1999 г. № 20, зарегистрирован в Минюсте РФ 19 февраля 1999 г., регистрационный номер 1712)[17]. Эти нормативно-правовые акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикации в установленном порядке, если они затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер.[18] Правительство РФ может отменить акты (нормативные и ненормативные) центральных органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, законам РФ, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ.

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации составляют значительную часть действующих в стране нормативных актов. Согласно Конституции РФ (ст. 76), субъекты РФ издают свои нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) как по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, так и по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ (см. ст. 72 Конституции РФ).

Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

В республиках, входящих в состав РФ, принимаются такие нормативно-правовые акты, как конституции соответствующих республик, законы, акты главы исполнительной власти в республике, постановления республиканского правительства, акты республиканских министерств и ведомств.

В иных субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) принимаются следующие нормативно-правовые акты: уставы соответствующих субъектов РФ, законы, акты главы администрации и других органов исполнительной власти в этих субъектах РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Обычай как источник гражданского права.

Другим источ­ником гражданского права является обычай, под которым понима­ются правила, сложившиеся в результате их длительного примене­ния ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов. Обычай в современ­ных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономи­ческих отношениях. Однако в ряде норм ГК и некоторых актах за­конодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обяза­тельность обычая.

В РФ обычай признается вспомогательным источником права; законодательства РФ иногда прямо отсылает к обычаям или допускает их применение.[19] Так, в ГК РФ содержатся ссылки на обычаи делового оборота (ст.б) национальный обычай (ст.9) и местный обычай (ст.221,309,311,312314-316,406,421).

«Государство обеспечивает реализацию тех обычаев, которые считает целесообразными, т.е. полезными (либо не вредными для государства)»[20].

Обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от закрепления его в каком-либо документе[21] (п.1 ст.5 ГК).

Характерными признаками указанного определения «обычаи делового оборота» являются следующие:

- речь идет о постоянном, сформировавшемся и достаточно определенном правиле поведения;

- такое правило является широко применяемым к достаточно большому кругу участников гражданских отношений;

- применение обычая делового оборота ограничено рамками предпринимательской деятельности:

- названное правило поведения не предусмотрено законодательством;

- обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в определенном документе.

Названные признаки, в особенности критерий широкого применения, могут вызывать при разрешении практических вопросов неясности, которые в случае спора должны разрешаться судом. Понятие области предпринимательства следует толковать расширительно: это может быть и отрасль экономики, и отдельная ее подотрасль; не исключены и межотраслевые обычаи делового оборота; возможны так называемые локальные обычаи делового оборота, действующие в крупных территориальных регионах, для которых характерно развитие и распространение предпринимательской деятельности определенного вида (текстильной, угледобывающей и т.д.)[22].

Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, ибо это вносит определенность в отношения сторон и исключает возникновение коммерческих споров. Национальные торгово-промышленные палаты (в Российской Федерации действуют федеральная и региональные торгово-промышленные палаты) изучают существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц.

В ряде статей ГК имеются прямые отсылки к обычаям делового оборота, если отношения сторон не определены нормами законодательства и условиями связывающего стороны обязательства.

Наиболее часто такие отсылки встречаются в гл.22 «Исполнение обязательств» (ст.309, 311, 314, 315, 316), гл.30 «Купля-продажа» (ст.474, 478, 508, 510, 513), гл.45 «Банковский счет» (ст.848), гл.46 «Расчеты» (ст.863, 867, 874), гл.51 «Комиссия» (ст.992, 998)[23].

Однако поскольку обычай признается ст.5 ГК источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в соответствующих правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если налицо пробел в законодательстве и в условиях заключенного сторонами договора.

Положения п.2 ст.5 ГК, которые не содержат прямого указания о соотношении обычая и диспозитивной нормы, дополняются правилом п.5 ст.421 ГК, согласно которому обычаи делового оборота применяются к условиям договора, если они не определены самими сторонами или диспозитивной нормой (о понятии диапозитивный нормы см. п.4 ст.421 ГК).

Обычаи делового оборота должны приниматься во внимание также при толковании условий договора (ст.431 ГК)[24].

В ряде статей ГК, относящихся к обязательственному праву, говорится об обычно предъявляемых требованиях, причем этот термин в одних случаях дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст.309, 478, 992), а в других используется как самостоятельный термин (ст.484, 485, 721). В литературе эти два термина иногда характеризуются как равнозначные.[25]

Текст и смысл ст.309 ГК, которая не должна содержать правовую тавтологию и как норма общей части обязательственного права предопределяет правовое значение названных в ней двух терминов, дают основания для вывода, что понятия «обычай делового оборота» и «обычно предъявляемые требования» не являются тождественными.

Обычай - это дополнительный источник права, что вытекает из ст.5 ГК. Обычно предъявляемые требования такого общего статуса в ГК не получили и, следовательно, приравниваться к обычаю не должны. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться судом с учетом широкого круга факторов, в том числе хозяйственных возможностей должника и кредитора.

На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи, однако такое перерастание должно быть признано практикой их применения и получить свое подтверждение в наличии признаков обычая, названных в ст.5 ГК.

В ряде статей ГК говорится об обычных правилах, которыми следует руководствоваться, причем в различной редакции. В п.2 ст.474 ГК употреблен термин «обычно применяемыми условиями» проверки качества товара, в п.2 ст.635 ГК - «обычной практики эксплуатации» транспортных средств. В п.2 ст.887 допускается форма подтверждения приема вещей на хранение, которая «обычна для данного вида хранения».

Исходя из смысла и содержания названных статей используемые термины следует считать равнозначными понятию «обычно предъявляемые требования». В дальнейшем была бы желательна унификация терминологии ГК по данному вопросу.

Общее правовое значение обычая делового оборота определено в ст. 5-6 Гражданского кодекса. В случаях, когда отношения, входящие в предмет гражданского права, не урегулированы законодательством или соглашением сторон, действует обычай делового оборота. Однако если последний противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, он применяться не должен.

Обычно предъявляемые требования - это требования, которые обычно предъявляются к качеству вещей, работ, услуг, передаваемых или оказываемых должником в исполнении обязательства. Они сложились и применяются в практике отношений между участниками гражданского оборота. Обычаи делового оборота нельзя отождествлять с деловыми обыкновениями.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

во-первых, обычаи делового оборота ГК официально признаны как источники гражданского права. Деловые обыкновения, под которыми понимаются устоявшиеся в гражданском обороте правила поведения, приобретают юридическую силу лишь в таких случаях, когда государство правовым актом прямо санкционирует их;

во-вторых, сфера применения обычаев делового оборота (предпринимательская деятельность) значительно уже области функционирования деловых обыкновений (гражданский оборот);

в-третьих, обычаи делового оборота и обычно предъявляемые требования не закреплены в виде обязательных норм права в нормативных актах, а также в договорах[26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Нормы международного права и международные договоры РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (п.4. ст. 15) и ГК РФ (ст. 7) общепризнанные принципы и нормы международного права (например, свобода торговли, мореплавания и др.) являются составной частью правовой системы Российской Федерации[27].

Одни международные договоры могут применяться к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно, а другие после издания внутригосударственного акта (имплементация). Международные договоры Российской Федерации обладают более высокой юридической силой по сравнению с внутренним российским законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ).

     Нормы международного права и международные договоры применяются в регулировании гражданских правоотношений двумя способами: опосредованно и непосредственно. В первом случае применяются лишь принципы и положения, заимствованные законодателем из международного права и международных договоров. Это касается, в частности, принципов и положений, содержащихся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по вопросам международного правопорядка, решениях Международного суда[28].

     Некоторые нормы в гл. 30 ГК о договоре купли-продажи сформулированы на базе положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция - более 60 стран-участниц). Положения этой Конвенции использованы при формулировании норм о договоре подряда гл. 37 ГК. Транспортные уставы и кодексы, (КТМ, Воздушный кодекс и др.), широко используют международный правовой опыт, закрепленный в действующих транспортных конвенциях.

Информация о работе Источники гражданского права