Источники гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы. Основной целью курсовой работы является комплексный анализ юридической природы и содержания источников гражданского права Российской Федерации.

В связи с этим поставлены следующие задачи исследования:

- Раскрыть историю развития гражданского законодательства;

- Исследовать понятие и нормы источников гражданского права;

- Проанализировать классификацию источников гражданского права;

- Рассмотреть систему гражданского законодательства Российской Федерации.

Содержание

Введение.................................................................................................................... 3


1 Общая характеристика источников гражданского права...................................5

1.1 История развития гражданского законодательства.........................................5

1.2 Понятие и нормы источников гражданского права.........................................7


2 Правовая природа источников гражданского права.........................................12

2.1 Конституция Российской Федерации как источник гражданского права...12

2.2 Система гражданского законодательства Российской Федерации...............13


Заключение...............................................................................................................20


Глоссарий.................................................................................................................22


Список использованных источников.....................................................................24


Список сокращений................................................................................................ 26

Работа состоит из  1 файл

Источники гр. права печатная версия.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

      Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой окончательное признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота. Он учитывал многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего закреплял экономические основы нового строя. В 1961-1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства. Она выразилась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе (а потому в значительной мере дублировавших друг друга) республиканских гражданских кодексах (ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодификация в полной мере отражала характер огосударствленной, плановой экономики и другие особенности тогдашнего общественного строя.

      Переход к рыночной организации экономики  потребовал и реформирования ее законодательного оформления. Первым актом нового, «рыночного» законодательства, в едином комплексе охватившим весь предмет гражданско-правового регулирования (и, по сути, предназначенным играть роль кодекса), стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В связи с распадом Союза ССР они не вступили в действие и были специально ратифицированы Российской Федерацией лишь в 1993 г. (в части, не противоречащей новым российским законам).

      Основную  же роль в реформировании имущественных  отношений в России должны были сыграть  ее собственные законы и президентские  указы. Нередко они содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отличались низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в организации имущественного оборота сделал особенно насущной задачу новой гражданско-правовой кодификации, которая и решается принятием Гражданского кодекса.5 И с этой точки зрения основополагающее место ГК в системе источников гражданского права приобретает принципиальное значение.

      Предмет гражданского права составляют столь  многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс.

      Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. Новый ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Часть из этих законов, главным образом о статусе отдельных юридических лиц, уже принята, а часть находится в стадии разработки и обсуждения законодателем. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

      Кодекс  существенно повысил роль законов в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым, во-первых, исключено, по крайней мере, на будущее время, регулирование соответствующих отношений подзаконными актами; во-вторых, сфера прямой законодательной регламентации теперь существенно расширена; в-третьих, предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.

      По  мере реализации этих положений гражданское  законодательство приобретает все  более отчетливые черты единой кодифицированной системы.

      К сожалению, отечественный законодатель не всегда последовательно учитывает  и реализует собственные намерения. Кроме того, нормы и даже институты гражданского права, как уже отмечалось, часто формулируются им в комплексных законах, нередко не вполне соответствующих общим положениям гражданского права (например, в законах о ценных бумагах, банковской деятельности и т. д.). Для устранения негативных последствий такой ситуации, ведущей к появлению противоречий в законодательстве, должны использоваться правила п. 2 ст. 3 ГК.

      Входящие  в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

      Наибольшей  юридической силой среди подзаконных  нормативных актов обладают президентские  указы. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему).

      Многие  указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.

      Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать  ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.

      В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу. 

 

     

     Заключение 
 

     Таким образом, источниками гражданского права являются формы  выражения гражданско–правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право. Источники гражданского права РФ делятся на правовые акты и обычаи.

     Законодательство  РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.

     В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

     Особое  значение в системе гражданского законодательства занимает гражданский Кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

     Наряду  с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского законодательства (права) являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в предмет  гражданского права: например Закон РФ « О страховании», Патентный Закон  и др. Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера как ГК РФ, однако имеют важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.

     Среди  нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы.

     Гражданско-правовые нормы могут содержаться также  и в нормативных актах министерств  и ведомств и иных федеральных  органах исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут  издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

     Нормы гражданского права содержатся также  в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие  нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права.

     Источником  гражданского права РФ также являются нормы международного права, международные договора РФ. Как источник гражданского права международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством.

     Также источником гражданского права является обычай. Этот источник является дополнительным источником.

     Таким образом, на основании всего вышеизложенного  в работе можно сделать вывод  о том, что  формы (источники) права  имеют  исключительно большое  значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит  от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики.  Юридическая наука призвана своевременно  готовить  пригодные  рекомендации  по улучшению форм права,  а практика должна умело реализовать предложения ученых  в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.  
 

     Глоссарий 
 

№ п/п Понятие Определение
1 Ведомственный акт правовой акт, изданный центральным учреждением, возглавляющим какую-либо отрасль государственного управления.
2 Гражданское законодательство Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с  ним иные федеральные законы, осуществляющие регулирование в гражданско-правовой сфере.
3 Гражданский кодекс основополагающий  источник гражданского права.
4 Закон нормативный акт, принятый высшим органом государственной  власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической  силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе.
5 Источники гражданского права нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле.
6 Нормативный акт акт компетентного  органа государственной власти, которым  устанавливаются нормы права.
7 Подзаконный акт правовой акт, изданный государственным органом  в соответствии с законом и  во исполнение закона.
8 Правовой  обычай обычай,  применение которого обеспечивается санкцией государства.  Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную  норму,  религиозное правило,  нравы.
9 Прецедент такое поведение  власти, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для следующего поведения этой власти.
10 Референдум всенародное голосование  по какому-либо важному  вопросу  государственной  и  общественной жизни.
 

 

     

     Список  использованных источников 
 

     Нормативные правовые акты: 
 

    1 Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Консультант Плюс.

    2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 24.07.2008 № 161-ФЗ // Консультант Плюс.

    3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 19.07.2009) // Консультант Плюс.

    4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 19.07.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2009) // Консультант Плюс.

    5 Федеральный закон от 14 июня 1994 г «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ 1994 № 8. Ст 801.

    6 Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 //СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895. 
 
 
 
 

  Научная и обзорная литература: 
 

    7 Гражданское право [Текст] / Отв. ред. В. П. Мозолин, А.И. Масляев. В 2-х ч. Часть 1. – М.: Юристъ, 2005. – 378 с. ISBN 5-7975-0652-1.

    8 Гражданское право [Текст] / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. В 3т. Т. 1. – М.: «Велби», 2005. - 765с. ISBN 5-482-00028-1

    9 Гражданское право России при переходе к рыночной экономике [Текст]: Сб. статей преподавателей кафедры гражданского права юридического факультета МГУ, посвященный памяти проф. В.П. Грибанова. – М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995. – 364 с. - ISBN 5-356-03028-5

    10 Гражданское право [Текст]: Учебник. / Под ред. Доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. Том I.  — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. — 493 с. ISBN 5-98209-010-7 (КОНТРАКТ).

    11 Тихомиров, Ю. А. Закон и формирование гражданского общества //Советское государство и право. 1991. [Текст]: Научно-практический журнал / Гильдия российских адвокатов. – М.: Норма, 1991. - ISSN: 1810-0201. - N 8. С. 25.

Информация о работе Источники гражданского права