Источники гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:15, контрольная работа

Описание

Источники гражданского права — нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле.
Гражданское законодательство в соответствии с п.2 ст. 3 ГК — это Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, осуществляющие регулирование в гражданско-правовой сфере.

Работа состоит из  1 файл

Источники гражданского права.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

     Источники гражданского права — нормативные  акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты в  совокупности образуют гражданское  законодательство в широком смысле. 

     Гражданское законодательство в соответствии с  п.2 ст. 3 ГК — это Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, осуществляющие регулирование в гражданско-правовой сфере. 

     НОРМАТИВНЫЙ АКТ - акт компетентного органа государственной  власти, которым устанавливаются  нормы права. 

     ЗАКОН — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. Например, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об ипотеке и т.д.». 

     ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — правовой акт, изданный государственным  органом в соответствии с законом  и во исполнение закона. 

     Например: 

     Указ  Президента РФ от 5 октября 1999 г. N 1338 "О  Совете при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства". 

     Указ  Президента РФ от 7 июля 1994 г. N 1473 "О  программе "Становление и развитие частного права в России". 

     Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650 "Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования" (с изм. и доп. от 24 сентября, 23 декабря 2002 г.). 

     Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации". 

     ВЕДОМСТВЕННЫЙ АКТ – правовой акт, изданный центральным  учреждением, возглавляющим какую-либо отрасль государственного управления. 

     Например: 

     Приказ  МАП РФ от 13 августа 1999 г. N 276 "Об утверждении  Положения о порядке представления  антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 31 октября 2000 г.). 

     Указание  ЦБР от 27 июня 2001 г. N 986-У "Об отдельных  нормативных актах Центрального банка Российской Федерации (Банка  России)".  

     Указание  ЦБР от 8 июня 1999 г. N 571-У "О порядке оплаты долей (акций) кредитных организаций облигациями федерального займа с постоянным купонным доходом и денежными средствами" (с изм. и доп. от 6 октября 1999 г., 27 июня 2001 г.). 

     Виды  источников гражданского права: 

     · Общепризнанные принципы и нормы международного права, закреплённые в международных соглашениях, участником которых является Российская Федерация; 

     · Международные договоры, заключенные  Российской Федерацией с другими  субъектами международного права и  ратифицированные в установленном порядке; 

     · Конституция РФ, ГК РФ, федеральные  законы, касающиеся регулирования гражданских  правоотношений; 

     · Подзаконные акты: указы Президента РФ, не противоречащие законам, а также  постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ, или именуемые иными правовыми актами; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, изданные ими в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами, или именуемые ведомственными нормативными актами. 

     Не  считаются источниками гражданского права, но используются в правоприменительной  практике: 

     · Деловые обыкновения, т. е. установившиеся в гражданском обороте правила  поведения, на которые могут ссылаться нормы права при отсутствии соответствующих правил в правовой норме. 

     · Обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся  и широко используемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, применяемые  к отношениям, не урегулированным законодательством или соглашением сторон. 

     · Нормы морали и нравственности имеют  значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного  применения воплощенных в нем  правовых норм. 

     · Постановления судебных пленумов являются актами, разъясняющими вопросы применения права в порядке толкования законодательства, и обязательны для всей системы соответствующих судов. 

     · Судебная практика, т. е. многократное единообразное решение судами одной  и той же категории дел, также  способствует выработке единого  понимания и применения судебными  органами гражданского законодательства, однако в решении по конкретному  делу может не учитываться. 

     · Судебный прецедент, т. е. решение суда по конкретному делу, обязательно  только для лиц, участвующих в  деле, но не обязательно для судей, рассматривающих аналогичные дела. 

     Российская  правовая система относится к  континентальной правовой системе, поэтому в российском гражданском праве судебный прецедент не является источником права. Но судебная практика имеет большое значение в современном гражданском праве. Посредством судебной практики осуществляется легальное толкование норм гражданского права: смысл нормы разъясняется органом, имеющим право делать такие разъяснения — судебным пленумом. Имеет обязательную силу для соответствующих судов. Данное толкование закрепляется в постановлениях Пленума Верховного Суда. Для этого издаются обзоры судебной практики по определённым сферам правоотношений. 

     При этом на основании обобщения судебной практики могут выноситься законодательные  инициативы и подготавливаться проекты  федеральных законов. 

     Согласно  п.1 ст. 3 ГК в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Таким образом только Российская Федерация может принимать, изменять, отменять федеральные законы в сфере гражданского права. 

     Субъекты  федерации могут издавать свои нормативные акты в сфере гражданско-правовых отношений. Но данные нормативные акты ни в коем случае не должны противоречить гражданскому законодательству. Пример такого нормативного акта – ст. 40 Областного закона Ростовской области от 4 июня 1999 г. N 34-ЗС "Об автомобильных дорогах Ростовской области"(с изм. и доп. от 14 мая 2001 г.), в которой регламентируется осуществление юридическими и физическими лицами хозяйственной, предпринимательской и иных видов деятельности на автомобильных дорогах. Данная норма права целиком и полностью соответствует гражданскому законодательству. 

     Предмет гражданского права составляют столь  многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой  мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. 

     Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо  предусмотрел в ряде своих норм необходимость  принятия нескольких десятков таких  законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Например, федеральные законы о статусе отдельных юридических лиц. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом. 

     Кодекс  существенно повысил роль законов  в регулировании имущественных  отношений, установив в своих  нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым: 

     · исключено регулирование соответствующих  отношений подзаконными актами;  

     · сфера прямой законодательной регламентации  теперь существенно расширена; 

     · предусмотрено создание системы  согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную  базу, к принятию которых обязан сам законодатель. 

     По  мере реализации этих положений гражданское законодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированной системы. 

     К сожалению, отечественный законодатель не всегда последовательно учитывает  и реализует собственные намерения. Кроме того, нормы и даже институты гражданского права, как уже отмечалось, часто формулируются им в комплексных законах, нередко не вполне соответствующих общим положениям гражданского права, например, в законах о ценных бумагах, банковской деятельности и т.д. Для устранения негативных последствий такой ситуации, ведущей к появлению противоречий в законодательстве, должны использоваться правила п. 2 ст. 3 ГК: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. 

     Нормы гражданского права, содержащиеся в  других законах, должны соответствовать  настоящему Кодексу».

Информация о работе Источники гражданского права