- Муниципальная власть носит публичный характер, является первичным (низовым горизонтальным) видом в публично-властной системе России, тем самым являясь низовым источником в системе источников конституционного права.
- К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.
- Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.
- К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (Положения).
Заключение
По нашему мнению, поставленные
цели перед курсовой работой были достигнуты
в полном объеме. В результате проведенной
работы мы дали полную характеристику
понятию, видам и правовым основам источников
конституционного права Российской Федерации
как отрасли права. А также заострили внимание
на Конституции Российской Федерации
как на одном из основных источников российского
конституционного права.
В процессе написания
работы были решены следующие задачи: раскрыто общее понятие источника конституционного
права как отрасли права; проанализированы
общие виды источников конституционного
права в Российской Федерации; проанализирована
роль закона как основного источника конституционного
права Российской Федерации; определены
роль и место международных правовых актов
в системе источников конституционного
права.
Рассмотренные положения
в заключении позволяют обосновать
следующие выводы, являющиеся итогом
работы:
- Источники конституционного права – это факторы, на основе которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера Юридическими источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Они имеют особый порядок принятия, отмены и изменения, им свойственны многообразие и высокая юридическая значимость.
- Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права Российской федерации как отрасли права. На федеральном уровне виды источников конституционного права можно классифицировать по трем группам: законодательные акты Российской Федерации, подзаконные акты Российской Федерации, судебные решения. Президент Российской Федерации в пределах своих полномочий, законодательная власть в лице Федерального Собрания Российской Федерации, судебная власть, исполнительная власть в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств принимают и издают законные и подзаконные нормативные правовые акты общефедерального действия, т.е. обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые являются источниками конституционного права как отрасли. Конституционный Суд Российской Федерации формально не относится к числу правотворческих органов, но de fakto таковым является: любые акты, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают свою силу.
- Такие юридические факты, как ратификация, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров, закрепленные в виде нормативных правовых актов также являются источниками конституционного права как отрасли права. К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Российская Федерация, а также Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь и акты других объединений части государств СНГ и Российской Федерации.
- К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Формами установления правовых норм, действующих только на территории данного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. Кроме того, к источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (Положения).
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Официальное издание Администрации Президента Российской Федерации. М., 2007.
- Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН). Российская газета. 1995. 5 апреля
- О защите прав человека и основных свобод: Конвенция и Протоколы к ней (Конвенция и Протоколы №1 и №4 для РФ вступили в силу 5 мая 1998г., протокол №7 от 1 августа 1998г.) // СЗ РФ. 2001. №2.
- О гражданских и политических правах: Международный пакт от 16 декабря 1966г. Бюллетень международных договоров. 1993. N 1.
- О правах и основных свободах человека: Конвенция Содружества Независимых Государств от 26.05.1995. Бюллетень международных договоров. 1999. №6.
- О создании союзного государства: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999. Собрание законодательства РФ", 14.02.2000, N 7, ст. 786.
- Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 N 6-ФКЗ. СЗ РФ, 17.10.2005, N 42, ст. 4212.
- О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ. СЗ РФ, 21.01.2007, N 28, ст. 3466.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.12.2006) (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007) Российская газета, N 202, 08.10.2003.
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
- По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П ". СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2804.
- О государственном суверенитете РСФСР: Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1. Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 2, ст. 22
13 Баглай М.В. Конституционное
право Российской Федерации: Учебник для
вузов. 5-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007.
- 438 с.
- Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. Хабаровск: 1997. - 487 с.
- Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации – М.: Институт Законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, 2003. - 326 с.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание., переработ. и доп. – М..: Юристъ, 2006. – 378 с.
- Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 19.
- Малько А.В. Конституционное право России: учебно-методическое пособие – М.: «Норма», 2007. - 408с.
- Венгерова А.Б. Теория государства и права– М.: Юристъ, 1999. – 376 с.
- Шкатулла В.И. Основы права. М.: Academ A, 1997. - 356 с.
- Белкин А.А. Источники права// Право и жизнь.2001. №39. С.65.