Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:58, доклад
Целью данного исследования является изучение истории и причин принятия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Далее – Закон № 94).
Введение 3
1. История и причины принятия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»……………………………….....4
Заключение 15
Список использованных источников 16
Законодательство, которое действовало до 1 января 2006 года в сфере государственного и муниципального заказа, не позволяло создавать условия для развития добросовестной конкуренции в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, предоставляя практически неограниченные возможности для злоупотреблений.
В Российской Федерации отсутствовал полноценный контроль над размещением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
Так, Счетная палата Российской Федерации осуществляла контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.
В
функции Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора входило проведение ревизий
и проверок правомерности и эффективности
использования средств
В то время Минэкономразвития России как уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществлял контроль и координацию проведения конкурсов и постоянно в ходе проверок выявлял грубейшие нарушения государственными заказчиками законодательства в области закупок.
«В результате этого в ходе проверок, проведенных Минэкономразвития России в 2004 году и в I квартале 2005 года, были установлены следующие факты нарушения законодательства Российской Федерации в области государственных закупок при размещении заказов для государственных нужд.
1.
Была скрыта информация о
2.
Наблюдалось сокращение сроков
окончания подачи заявок
3.
Предоставление преференций
4.
В конкурсной документации
Кроме того, все больше становилось случаев необоснованного использования государственными заказчиками балльной системы оценки конкурсных заявок поставщиков при размещении на конкурсной основе заказов на поставку простейшей (серийной) продукции для государственных нужд. Применение балльной системы существенно усложняло рассмотрение, сопоставление указанных заявок и приводило зачастую к их необъективной оценке и заключению с победителями открытых конкурсов государственных контрактов на менее выгодных условиях»9.
Минэкономразвития России посчитал неприемлемым использование государственными заказчиками балльной системы оценки конкурсных заявок поставщиков при размещении на конкурсной основе заказов на поставку простейшей (серийной) продукции для государственных нужд, когда для оценки заявок поставщиков в качестве основного критерия достаточно было использовать только цену закупаемых товаров как наиболее объективный критерий при выборе победителя конкурса и др.
Итак, вступивший в силу с 1 января 2006 года новый Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принципиально изменил систему заказа. Также Закон № 94 направлен на сокращение бюджетных расходов за счет расширения конкурсных процедур при размещении государственных и муниципальных заказов, улучшения качества процедуры торгов.
В первую очередь Закон № 94 был направлен на устранение наиболее распространенных злоупотреблений.
Что же касается изменений, то из наиболее значимых новшеств Закона № 94 можно отметить:
-
введение реестра
-
закрытый перечень случаев
-
кардинальное изменение
-
заложены основы для
- установлена ранее не применяемая процедура запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- введен механизм защиты прав участников размещения заказа;
-
установлена обязательность
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) принимала непосредственное участие в разработке Закона № 94 совместно с Министерством экономического развития и торговли, а также комитетом ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. ФАС России оценивает Закон № 94 достаточно высоко и считает его прорывом в реформировании экономики нашей страны. Надо сказать, что этот Закон был разработан именно с учетом российской специфики, а не переведен с законов других стран, как это часто бывает.
Итак, прежде всего Закон № 94-ФЗ позволил упорядочить и привести к единым принципам и правилам ранее разобщенные системы размещения заказов на всех уровнях государственного и муниципального управления, а также позволил усилить государственный контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов. При этом открытость и гласность процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд теперь обеспечивается информационным сопровождением.
Закон № 94 устанавливает единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, ограничивает случаи размещения заказа у единственного поставщика, предусматривает меры государственной поддержки учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов. Все указанные требования способствуют обеспечению единства экономического пространства на всей территории Российской Федерации и предотвращению коррупции и злоупотреблений как в органах государственной власти, так и органах местного самоуправления.
«Бесспорно, сейчас Закон № 94 имеет ряд недостатков, как-то: отсутствует единая система построения понятий и определений. Он ориентирован на закупку стандартной продукции, т.е. товаров массового и серийного производства, стандартизированных работ и услуг - простой продукции. Не учитываются особенности закупок сложных работ и др. В свою очередь, стоит отметить, что контроль в сфере размещения муниципального заказа играет вспомогательную роль. Сейчас трудно сказать, что он учитывает интересы как заказчика, так и поставщика. Сегодня Закон направлен против заказчика, что безусловно является главной проблемой при его реализации»10.
«Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отношения по осуществлению государственных и муниципальных закупок, позволяет сделать обоснованный вывод о нахождении ее в последние пять лет в постоянном изменении и дополнении. Эффективной реализации правовых норм, регулирующих сферу государственных и муниципальных заказов, закупок, контрактов, по мнению автора, препятствуют отдельные проблемы, требующие глубокой теоретической проработки и всестороннего научного обоснования»11.
Президент РФ Д. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил: «Я не буду сейчас «демонизировать» известный всем 94-й Закон, его все критикуют, но ситуация действительно уже вышла за грань разумного. Заложенные в нем цели, к сожалению, во многом остались декларациями. По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты», и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей»12.
Закон № 94, без преувеличения можно сказать, имеет революционный характер и сопоставим с лучшими нормативными правовыми актами, действующими в течение десятилетий в зарубежных странах13. Таким образом, эффективность правового регулирования отношений по размещению заказов государства повысилась, однако, поскольку в правовом регулировании системы государственных закупок задействованы различные отрасли законодательства - административное, финансовое, гражданское и другие, - для повышения эффективности функционирования всей системы государственных закупок, устранения пробелов и межотраслевых коллизий необходимо комплексное правовое регулирование отношений по государственным закупкам на всех стадиях. Только системное исследование всей совокупности складывающихся отношений в данной сфере позволяет выявить взаимосвязи между отраслями законодательства, регулирующими отношения по государственным закупкам, устранить пробелы и коллизии и сформулировать предложения по совершенствованию регулирования рассматриваемых отношений.
Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был разработан и принят в целях:
обеспечения прозрачности
стимулирования добросовестной конкуренции и увеличения экономии бюджетных средств;
устранения возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок.
Одной из существенных причин для разработки этого Закона явилась необходимость приведения отечественного законодательства в соответствие с нормами и положениями Всемирной Торговой Организации.
Ранее законодательство Российской Федерации о закупках для государственных нужд не имело единой системы. Отношения по закупкам были регламентированы целым рядом федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, содержащих значительное количество противоречивых норм. С принятием Закона № 94 удалось устранить эти недостатки законодательной регламентации государственных и муниципальных закупок.
Исходя
из анализа нормативно-правовой базы можно
сделать вывод, что законодатель последовательно
стремится урегулировать все проблемные
вопросы, связанные с размещением заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных или
муниципальных нужд, поскольку речь идет
об обеспечении публичных потребностей.
Нормативные
и иные правовые акты:
Литература: