История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:09, контрольная работа

Описание

Английский социалист Томас Мор (1478-1535) в своей "Утопии" описал идеальное коммунистическое государство, построенное на принципе отрицания частной собственности. "Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел" (Т. Мор). Утопия Мора - укор существовавшему тогда обществу с социальным неравенством. В Утопии все, и земля, и производимая продукция, общественное, нет ничего частного. Производственную структуру утопийского общества составляет семейно-ремесленная организация труда. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Истории политических и правовых учений.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А

 

 

По предмету:   История политических и правовых учений

 

Вариант № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:Сыздыкова С.А.

Студент  1 курса

1 семестр

 

 

 

 

г. Петропавловск,  2011

 

Вопрос № 1: Охарактеризуйте модель идеального государства Т.Мора (XVIв). Выявите в ней соотношение античной и христианской традиции.

Ответ:
       Английский социалист Томас Мор (1478-1535) в своей "Утопии" описал идеальное коммунистическое государство, построенное на принципе отрицания частной собственности. "Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел" (Т. Мор). Утопия Мора - укор существовавшему тогда обществу с социальным неравенством. В Утопии все, и земля, и производимая продукция, общественное, нет ничего частного. Производственную структуру утопийского общества составляет семейно-ремесленная организация труда. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем,               как               работают утопийцы.
       Утопийцы живут, не зная нужды, люди в Утопии пребывают в достатке, однако связано это, прежде всего, с сокращением потребностей. Так, например, все ходят в одинаковой одежде,               простой               и               грубой.
Однако есть в этом государственно-организованном обществе и рабы, выполняющие неприятные работы (например, чистка сортиров), ими становятся военнопленные и преступники, однако рабство не является наследственным.
Должностные лица выбираются ежегодно из старейшин, умудренных жизненным опытом. В целом в Утопии учреждается "смешанное правление"
Как и в любой другой социалистической утопии, у Т. Мора государственная армада нависает над человеческой личностью, фактически уничтожая сферу ее частной жизни. Все должны быть одинаково счастливы и одинаково бедны. Само слово "утопия" стало нарицательным для обозначения подобных неосуществимых проектов.

  Новый  Завет  дало   основание   ряду   современных исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом,  именовать  мыслителей этого круга "христианскими гуманистами",  а данное течение -   "христианским гуманизмом".

     Самым существенным моментом в так называемом "христианском гуманизме"   был   рационалистический   критерий  в  трактовке  общественно- религиозных  вопросов,   составляющий  в  то  время  наиболее   сильную    и перспективную  сторону  в  развитии   гуманизма    как   формы   буржуазного просвещения,   расчищавшего  путь   новому   антифеодальному   мировоззрению будущего буржуазного общества.

      Обращаясь к анализу этического аспекта "Утопии",  нетрудно   заметить, что  главное  в  утопийской   этике   -  это  проблема   счастья.  Утопийцы полагали, что "для людей все счастье или же его важнейшая доля"  заключается в удовольствии,  наслаждении.

      Другим    критерием,    которым руководствовались  в  своей   этической   философии  граждане   совершенного государства,   была   религия,  постулирующая  идею  бессмертия   души,   ее божественного предназначения  к счастью.  Гуманность утопийской этики подкреплялась также верою в  загробное  воздаяние  за  добрые  и   дурные  дела. Утопийцы были убеждены в том, что  к  добродетельной  жизни,   т.  е.  жизни "согласно  с  законами   природы",   люди   предназначены    самим    богом.

Религии  утопийцев  отличались  друг от друга не только  на  своем  острове, но и в каждом городе. Правда, общим для религий утопийцев было то,  что  они обязательно  предписывали  всем  гражданам  строгое  соблюдение  разумных  и полезных  для   всего   общества   норм  морали,   а   также   установленных политических порядков, т.  е.   вместо  того,  что,  с  точки  зрения  Мора-гуманиста,   представляло   общечеловеческую    ценность:     человеколюбие, сочетание личных интересов  с  общественным  благом,    а   также   недопущение   религиозных междоусобиц. 

    Религиозно-этическая  концепция  "Утопии",   несомненно,  возникает  под

влиянием  гуманистического  движения  за   реформу   церкви,  и  в  этом  ее

прямая  обусловленность  потребностями  своего  времени,   которые   позднее

реализуются  в  реформационном   движении,  у   нее   те   же  социальные  и

идеологические корни -  кризис феодального  общества  и  его  господствующей

церковно-католической идеологии. Все, что противоречит благу большинства, объявляется аморальным.   Автор "Утопии" не мыслит  другого  пути  к  решению  морально-этических   проблем, нежели   через    уничтожение    частной   собственности   и  переустройства всего общества на  коммунистических  началах.   Именно  это  подразумевается Мором,  когда  он  говорит об упразднении  власти  золота  и  отмене  денег. Уничтожив собственность и деньги, утопийцы добились коренного  решения  ряда этических  проблем,   над  которыми  тщетно  бились   поколения   мыслителей античности  и  средневековья.   Исчезли    многие    социальные   пороки   и конфликты:  "обманы, кражи, грабежи,  раздоры,  возмущения,  тяжбы,  распри, убийства, предательства, отравления".

    Отравления на пути к справедливому устройству общества  существует   еще и  такое  препятствие,  как  гордыня,  которую христианская  мораль  издавна провозгласила источником всех пороков и грехов. Осуждая  гордыню   и   противопоставляя   ей   кротость   и   смирение официальная   христианская   мораль  не  только  не   осуждала   социального неравенства  в  классовом  обществе,  но,  напротив,  всегда    освещала   и санкционировала его своим авторитетом.  Именно этим целям  и  призвана  была во  все  времена  служить  христианская  мораль,  взывавшая   к  смирению  и покорности.  

 

 

Вопрос № 2: Составьте сравнительную таблицу по теме «Сходство и различие политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка по следующим критериям: учение о естественном состоянии, сущность, общественного договора, соотношения личности и государства, собственность, отношение к революции, к теории разделения властей, права человека и др.

Ответ: Политико-правовая концепция Томаса  Гоббса

Томас Гоббс (1588—1679 гг.) — великий мыслитель эпохи английской буржуазной революции, формирование идей которого происходило в период сложнейших противоречивых потрясений в истории Англии, что оказало огромнейшее влияние на сущность и характер философского, социального и политического воззрения автора, Известны его близость к роялистским кругам, боязнь революционных потрясений, приверженность к абсолютной политической власти.

Изучение богатейшего идейно-политического наследия Гоббса невозможно без краткого обращения к особенностям социально-политической ситуации Англии в середине XVII в.

В 1640 г. начинается буржуазная революция, быстро переросшая в гражданскую войну. Это радикально меняло систему социально-экономических, политических и государственных отношений, всю социально-классовую структуру общества, оказало огромнейшее влияние на дальнейшее развитие Англии в направлении демократизации, гуманизации и модернизации общества, а также на многие западноевропейские государства.

Вооруженная борьба армии и партии парламента Англии против Карла I, разрешила длительное и острейшее открытое противостояние сил королевского абсолютизма и феодальных кругов, с одной стороны, и растущих сил восходящей торгово-промышленной буржуазии, «нового дворянства», большинства городского населения, с другой стороны. Разгром армии роялистов и казнь Карла I (1649 г.) по приговору верховного трибунала, созданного парламентом, привели к установлению первой Республики (1649—1653 гг.). Политика сдерживания дальнейшего развития и углубления революции, проводимая лидером парламентской партии О. Кромвелем, привела к установлению диктата последнего (1653—1658 гг.). Новый подъем радикально-демократического движения в стране подтолкнул буржуазно-дворянские круги, получившие власть, к восстановлению монархии Стюартов в лице Карла II, ограниченной сильным парламентом.

Учение Гоббса о государстве и обществе является производным его философской теории, вытекает из его понимания человеческой природы. Гоббс был последовательным сторонником материалистической философии Ф. Бэкона, отождествлявшим законы развития мира с законами механики, он развил механистическую теорию в понимании всей социальной жизни, государства и сущности человека. Гоббс последовательно доказывал несостоятельность положений теории Платона, Аристотеля о полной зависимости гражданина в обществе-государстве, подчеркивал особую специфику человеческой природы, выделяя такие черты, как интерес, потребности и др. В человеческом общежитии индивидуальное и частное — первично, а государственно-общественное является производным, вторичным. Учение Гоббса отражало интересы буржуазии, буржуазные представления о человеке как о прирожденном эгоисте, индивидуалисте, когда каждый ищет для себя добро, избегая зла.

Гоббс подчеркивал принципиальное равенство людей как части природы, отрицал религиозные концепции происхождения государственной власти. Гоббс разработал рационалистическую концепцию происхождения и сущности государства в основной работе «Левиафан». Опираясь на идеи естественного права и подход Гроция, он модернизировал понятие «общественный договор» как конкретный источник государственной организации людей. Естественному праву он противопоставляет естественный закон, понимаемый как найденное разумом общее правило, запрещающее любому человеку делать что-либо пагубное для его жизни. Главный признак гражданского, государственного состояния — это наличие суверенной и обязательной для всех власти. Она утверждается путем общественного договора, заключенного между всеми индивидами, в результате чего становящимися гражданами.

Гоббс отмечал, что существует два основных состояния общества: естественное, негосударственное (где царит несвобода, вражда, ненависть, страх) и государственное, гражданское. Совершенствование человеческой природы, общества происходит только при государственной организации. Сторонник механистического подхода Гоббс рассматривал государство как искусственный механизм, как итог человеческого творчества, состоящий из систем и элементов, функционирующих по законам механики. Человек — важнейший элемент, частица этой системы, но государство не сводится к простому механическому соединению элементов.

Сохранение человека и государства возможно при соблюдении «естественных законов» (стремление к жизни, ее сохранению). Для утверждения этих законов, преодоления страстей и эгоизма необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть.

Лишь указы верховной государственной власти придают естественным законам силу обязательного закона гражданских прав. Так, Гоббс практически отождествляет юридические законы общества и естественные, (т.е. моральные принципы). Однако Гоббс в ряде работ различал эти понятия: «Существует большое различие между законами и правом, ибо законы — это узы, право же есть свобода, и они противоположны друг другу».

Государство — прежде всего институт, реализующий разумность человеческой природы, поэтому дело власти — приказывать, а гражданина — подчиняться, исполнять законы. Государственная власть становится уже самосущей ценностью, свободной от любых посягательств по ее ограничению, ослаблению. В то же время Гоббс ставил и актуальную проблему политики — политическое отчуждение, когда государство возникает в процессе отчуждения значительной части принадлежащих людям естественных прав и свобод.

В качестве суверена власти Гоббс видел и монарха, и коллективный орган (собрание), «суверен является законодателем, и он сам не подчинен гражданским законам». Политическим идеалом Гоббса осталась монархия, сильная централизованная власть, он не разделял мнения о закономерности разделения властей в государстве. Детально определяя направления деятельности власти («Об обязанностях суверена»), Гоббс подчеркивал, что главной задачей государства является «обеспечение блага народа». Главным образом, цель государства — «обеспечение безопасности», ибо до появления государства в обществе царила «война всех против всех».

Государство, по Гоббсу, есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа, ибо «вне государства — господство страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, невежество, дикость; в государстве — господство разума, мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательство».

В современной политологической теории принято считать, что ряд положений концепции Гоббса о государстве является основой будущих авторитарных теорий власти, что вызывало острую критику еще в XVII—XVIII вв. Как подчеркивал Гоббс, государственная власть суверенна, абсолютна и неделима, «государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное количество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и общей пользы».

В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, доселе проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. Он согласился установить конституционную монархию, что открывало и закрепляло доступ крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства к управлению делами государства. Верхи дворянства и верхи буржуазии пошли на компромисс: произвели дележ публичной власти.

Информация о работе История политических и правовых учений