Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:52, курсовая работа
Cемья, брак, развитие внутрисемейных и межличностных отношений являются актуальнейшими проблемами социальной истории России. Представляя важную составляющую общества и государства, семья является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные общественные процессы и происходит передача традиционной информации от поколения к поколению. Она выполняет важнейшие функции передачи традиций и обеспечивает социальную преемственность в обществе
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
СЕМЕЙНОЕ
ПРАВО
на тему
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БРАКЕ (советский период) Введение
Cемья, брак, развитие внутрисемейных и межличностных отношений
являются актуальнейшими проблемами социальной истории России. Представляя важную составляющую общества и государства, семья является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные общественные процессы и происходит передача традиционной информации от поколения к поколению. Она выполняет важнейшие функции передачи традиций и обеспечивает социальную преемственность в обществе. Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе. Отражая в себе все социально-экономические и социокультурные коллизии, происходящие в государстве, семья по выражению западноевропейских историков-демографов предстает маленьким зеркалом большого общества. По семье можно судить о состоянии общества и по состоянию общества можно судить о семье.
До Великой Октябрьской
социалистической революции Россия не имела семейного права как отрасли права. Семейные отношения регулировались в основном нормами гражданского законодательства и канонического права. В современной юридической литературе принято выделять несколько этапов в истории развития регулирования брачно-семейных отношений в советский период: первый - с 1917 по 1926 г., второй - с 1926 по 1969 г. и третий - с 1969 по 1995 г. Четыре кодифицированных акта семейного права соответственно отделяют эти этапы друг от друга: Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС РСФСР) 1918 г., Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО РСФСР) 1926 г., Кодекс законов о браке и семье (КоБС РСФСР) 1969 г. и Семейный кодекс (СК РФ) 1995 г.1
1. Заключение и прекращение брака
Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование в СССР, стали брачно- семейные отношения
Примечательно то, что именно в этой области права был принят первый кодифицированный нормативный акт в Советской России.
Первые Декреты советской власти о браке и семье были разработаны с непосредственным участием В.И. Ленина и подписаны им. 18 декабря 1917 г. был издан Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния», а 19 декабря 1917г. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О расторжении брака».
Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», который полностью отстранил церковь от участия в регистрации актов гражданского состояния. «Российская республика, - говорилось в Декрете, - впредь признает только гражданские браки». Церковный брак наряду с обязательным гражданским являлся частным делом лиц, вступающих в брак.
Институт брака, на протяжении всей истории Российского государства находившийся под юрисдикцией церкви,передавался в ведение светских органов. Государство
признавало гражданские браки. Принятый 20 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Декрет « Об отделении церкви от государства и школы от церкви» окончательно закрепил положение о том, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений в новых советских органах – органах записи актов гражданского состояния. Лица, желавшие заключить брак, должны были устно или письменно заявить об этом «по месту своего пребывания» органам ЗАГСа. При вступлении в брак были уничтожены многие ограничения, существовавшие ранее: теперь не требовалось согласия на брак родителей, не имели значения сословная принадлежность, отношение к расе и религии. Устанавливались моногамная форма брака и возраст вступления в него: для мужчин – 18 лет, для женщин – 16 лет. Декретом ВЦИК и СНК «О расторжении брака», введенного в действие с 01 января 1918г. предусматривалась полная свобода развода по обоюдному согласию супругов или даже по заявлению одного из них. Благодаря этому Декрету был ликвидирован старый дореволюционный порядок бракоразводного процесса, признававший только внешние обстоятельства, делавшие невозможным дальнейшее продолжение брака. Причем перечень этих обстоятельств был исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежал. Это, в частности:
- супружеская измена,
- осуждение одного из супругов к каторжным работам,
-к ссылке на поселение в Сибирь,
-неизвестное отсутствие одного из супругов,
-одновременное вступление в монашество обоих супругов.
Согласно Декрету ВЦИК и СНК дела о разводе рассматривались только местными судами. Все дела о расторжении брака, которые к моменту издания Декрета рассматривались церковными судами, или находились у духовных должностных лиц и решения по которым не вступили в законную силу, признавались ликвидированными. Супругам предоставлялось право подать просьбу о расторжении брака, по новым правилам не дожидаясь решения церковного суда по прежнему делу.
Просьба о разводе рассматривалась судьей единолично с обязательным заслушиванием каждого из супругов. И если в суде подтверждалось желание супругов или одного из них расторгнуть брак, судья принимал постановление о расторжении брака. Одновременно решался вопрос о том, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, кто и в какой мере из супругов должен нести материальные расходы по воспитанию детей, и обязывали мужа оказывать материальную помощь своей бывшей супруге.
Развод, согласно декабрьским декретам 1917 г. и Кодексу законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.2, был значительно упрощен по сравнению с досоветской процедурой. Были сняты и некоторые другие ограничения, которые устанавливало дореволюционное законодательство. В частности, для вступления в брак не требовалось согласия родителей или разрешения начальства. Никакого значения для регистрации брака не имели вопросы принадлежности к тому или иному сословию, национальности, религии. Был отменен и запрет брака между лицами, состоявшими в отдаленном родстве. По новому законодательству браки не допускались между лицами, не достигшими установленного законом возраста, между родственниками по прямой линии, а также братьями и сестрами, между лицами состоящими в браке, и умалишенными. Брачный возраст устанавливался для мужчин-18 лет, женщин-16 лет. Исключение делалось в отношении коренных народностей Закавказья. Для них брачный возраст снижался (соответственно до 16 и 13 лет). Желающие вступить в брак должны были лично прийти в органы регистрации браков и дать подписку о добровольном вступлении в брак и об отсутствии обстоятельств, препятствующих его заключению. За дачу заведомо ложных показаний виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности, а брак признавался недействительным. Лицам, вступившим в брак, выдавалось незамедлительно свидетельство о браке. Декрет о браке устанавливал равноправие мужчин и женщин в области семейных отношений, уравнивал Внебрачных детей с детьми рожденными в браке и разрешал по заявлению матери ребенка, или его опекуна, или самого ребенка доказывать по суду отцовство.
В процессе проведения Декретов в жизнь, церковь оказывала сопротивление. Так Собор церковных иерархов состоявшийся 04 марта 1918 г., принял специальное постановление в защиту своего права регистрировать и расторгать браки. Граждане, принадлежавшие к православной религии и прекратившие по новому закону брачный договор, объявлялись преступниками и подвергались церковной анафеме.
В 1926 г. был принят новый Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО). Среди наиболее существенных нововведений этого нормативного акта по сравнению с КЗАГС можно выделить признание фактических брачных отношений наряду с зарегистрированным браком. С введением в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР лица, состоявшие в фактических брачных отношениях, были уравнены с зарегистрированными супругами в праве на совместное имущество (ст. 11) и на получение алиментов (ст. 16). Для признания юридической силы за фактическим браком необходимо было доказать наличие следующих обстоятельств: совместное сожительство фактических супругов, ведение при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами, а также взаимная материальная поддержка и совместное воспитание детей (ст. 12). Эта статья КЗоБСО содержит признаки отношений, выявив которые суд мог признать наличие брака при отсутствии свидетельства о его регистрации.
Признание регистрации брака лишь бесспорным доказательством его наличия сыграло отрицательную роль. Нерешенным оставался также вопрос о параллельном существовании нескольких фактических браков. В практике Верховного Суда РСФСР имелись случаи признания прав одновременно двух фактических жен на наследование имущества одного мужа3. Можно привести случай, когда различные судебные инстанции по-разному оценили взаимоотношения мужчины и женщины.
С принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г. было исключено судебное производство по делам о расторжении брака и эти функции переданы органам загса. Расторжение брака допускалось как по совместному, так и по одностороннему заявлению супруга - он мог единолично расторгнуть брак и получить свидетельство о разводе, а второго супруга загс лишь ставил в известность о разводе. Естественно, что загсы не интересовались при этом мотивами развода и регистрировали его механически. Непрочность брачных связей определила наличие значительного числа так называемых неполных семей, которые зачастую возникали именно вследствие упрощенного порядка разводов.
Необязательная регистрация брака, его нечеткие критерии позволяют прийти к важному выводу: с точки зрения советского брачного права состояние в браке в 1920-е гг. - не столько объективный факт, сколько субъективное мнение суда, а также восприятие двух людей, называющих в определенных обстоятельствах себя и друг друга мужем и женой4. И в вопросе о наследовании все упиралось в судейское усмотрение о наличии или отсутствии брака.
Середина 30-х гг. ознаменована резким поворотом в отношении Советского государства к браку. Постановлением ЦИК и СНК от 27 июня 1936 г. "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах" сделан шаг не к упрощению, а к осложнению разводов. В 1944 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"5. Главным нововведением было придание правового значения только зарегистрированному браку. Была ужесточена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе, затем в суд вызывался супруг-ответчик. Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов. Далее дело передавалось в суд второй инстанции, который рассматривал его по существу и выносил мотивированное решение о разводе или об отказе в расторжении брака.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении Ордена «Материнская слава» и медали «Материнство» запрещалось установление отцовств в отношении детей, рожденных вне брака, что фактически вновь вводило понятие «незаконнорожденный», ибо дети, рожденные вне брака, не могли получить фамилию отца, даже если последний давал на это согласие. Ребенку присваивалась фамилия матери, а в свидетельстве о рождении (метрике) в графе «отец» – ставился прочерк. Как указывает исследователь семейного права М. В. Антокольская, «этот указ отбросил наше законодательство на столетие назад»6. Таким образом, вся ответственность за внебрачную близость ложилась на женщину и впоследствии на ее ребенка. Государство снимало ответственность за внебрачного ребенка с отцов и перекладывало ее на матерей и частично на себя, обязавшись выплачивать ежемесячные пособия на каждого рожденного вне брака ребенка. Так решался вопрос воспроизводства населения в военные и послевоенные годы.
Таким образом, первый период в истории советской социальной политики характеризовался многоукладностью и разнообразием форм семейной жизни. Апробировались и легализовывались как разные формы семейных союзов (гражданский брак, гомосексуальные союзы, тройственные союзы, семьи-коммуны, и т.д.), так и государственные практики социальной поддержки матерей и несовершеннолетних детей7
Судебная процедура развода существовала до 1968 г. - до принятия Основ законодательства о браке и семье СССР и новых республиканских кодексов 1969 - 1970 гг. Основы предусматривали двоякую процедуру развода: через суд и через загс. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, а также при отсутствии у разводящихся каких-либо спорных вопросов об имуществе либо о взаимном содержании брак расторгался в органах загса. Кроме того, органы загса расторгали брак с лицами, признанными безвестно отсутствующими, признанными недееспособными, а также осужденными на срок не менее трех лет. Во всех иных случаях брак расторгался в судебном порядке8.
30 июля 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР. Согласно данному Кодексу, основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. Процедура расторжения брака была схожа с процедурой, установленной предшествующими Основами. В Кодекс 1969г.
была включена новая глава «Недействительность брака». Брак признавался
недействительным, если при его заключении были нарушены условия
вступления в брак, т.е. при отсутствии взаимного согласия, либо с
нарушением условия о брачном возрасте, или принципа
единобрачия, т.е. если лицо состоит уже а другом браке, а также
запрещение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей
линии, братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными. Недействительным признавался и брак, заключенный фиктивно, без
цели создания семьи. В случае признания брака не
действительным, у лиц состоящих в таком браке не возникало никаких прав
и обязанностей. Однако факт признания брака недействительным не влиял на
права детей, родившихся в таком браке.Кодекс 1969г. предоставил иностранцам и лицам без гражданства равные права на вступление в брак с советскими гражданами. В соответствии с Основами Законодательства Союза ССР и союзных
республик о браке и семье иностранные граждане и лица без гражданства
пользуются в РСФСР правами и несут обязанности в брачных и семейных
наравне с советскими гражданами. Отдельные изъятия могут быть
установлены законом Союза ССР.В 1990-е гг. был внесен ряд существенных изменений в КоБС 1969 г., но с их помощью невозможно было произвести необходимое реформирование семейного законодательства. В связи с этим в 1994 г. Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г.
Новая мораль молодого поколения строителей социализма могла быть выражена лозунгом «Долой стыд!
», а любовь (в ее традиционном понимании) в соответствии с этой моралью была объявлена буржуазным предрассудком. Во многих провинциальных городах России имел хождение «Декрет о социализации женщин», в одном из вариантов которого, в частности, указывалось: «С 1 мая 1918 г. все женщины с 18 до 32 лет объявляются государственной собственностью. Всякая девица, достигшая18летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого взыскания и наказания зарегистрироваться в бюро « свободной любви» при комиссариате призрения. Зарегистрированной в бюро « свободной любви» предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители... Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия на то последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого сожительства, поступают в собственность республики»9.
В таком виде законодательство о семье просуществовало вплоть до 1968 г., когда были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза СССР и республик. В 1969 г. с опорой на эти Основы в РСФСР был принят республиканский Кодекс о браке и семье10. Новое законодательство значительно упростило процедуру развода (через ЗАГС, в спорных случаях – через суд), узаконило аборт по личному выбору женщины, признало право установления отцовства в добровольном и в судебном порядке, подтвердило режим общей собственности для супругов, регулировало алиментные отношения.
В 80-х гг. были реализованы вполне «социал-демократические» меры в области социальной политики в отношении женщин-матерей: введены единовременные пособия на каждого ребенка, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до одного года, ряд производственных льгот работающим матерям. В течение 80-х - начала 90-х гг. был увеличен оплачиваемый до- и послеродовой отпуск до 70 дней (вместо 56), продлен до 1,5 лет частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, введен отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет без содержания, но с сохранением рабочего стажа (дающего право на пенсию) и рабочего места, а также ряд других протекционистских мер по защите и стимулированию материнства. Эти действия советского государства можно определить как реализацию варианта социал-демократической модели социальной политики11 с высоким уровнем занятости и низким уровнем бедности, универсальным правом всех граждан на государственное социальное обеспечение и протекционистскими мерами по защите интересов выделенных социальных групп (в данном случае – работающих матерей и несовершеннолетних детей).
2. Права и обязанности родителей и детей.
16 сентября 1918 г. ВЦИК принял «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном
и опекунском праве» (КЗАГС)12. Это был первый кодекс в
Кодекс устанавливал равноправие детей, родившихся в зарегистрированном браке и вне брака. Статья Кодекса гласила: «Основой семьи признается действительное происхождение. Никакого различия между родством внебрачным и брачным не устанавливается». Осуществление родительских прав ставилось в прямую зависимость от интересов детей. «Родительские права осуществляются исключительно в интересах детей и при неправомерном их осуществлении суду предоставлялось право лишить родителей этих прав»,- говорилось в Кодексе. Одновременно устанавливалось встречная обязанность детей – содержать своих нетрудоспособных и нуждающихся родителей, а также оказывать материальную помощь нуждающимся дедам, бабкам, внукам, сестрам и братьям. Предусматривалось возможность прекращения обязанности родителей
содержать своих детей. Такая ситуация возникала в случаях, когда дети
находились на государственном или общественном иждивении. (Прим. 1 ст.
161 КЗАГС) В этой норме нашел конкретное выражение один из основных
принципов социализма – социальное обеспечение государством всех
трудящихся и прежде всего их детей. Однако в последующим этот принцип не
получил развития и на родителей во всех случаях возлагалось и
возлагается по настоящее время обязанность материально содержать своих
детей.Кодекс предоставлял возможность доказывать заинтересованным
лицам отцовство и материнство в судебном порядке при отсутствии записи о
родителях, неправильности ее или неполноте.Изменение социально - экономических условий в стране и практика
применения Кодекса 1918г. вызвали необходимость совершенствования
семейного законодательства. 19 ноября 1926г. сессия ВЦИК приняла Кодекс
законов о браке, семье и опеке РСФСР, введенный в действие с 1 января
1927г.Кодекс законов о браке, семье и опеке, был принят после его обсуждения
трудящимися и выявлении их мнения по вопросам брака, семьи и
взаимоотношения родителей и детей. Как подчеркивалось в Постановлении о
введение в действие Кодекса, он принимался в целях урегулирования
правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки на основе нового
революционного быта для обеспечения интересов матери и особенно детей и
уравнивания супругов в имущественном отношении и в отношении воспитания
детей.Кодекс возлагал на родителей обязанность «заботиться о
несовершеннолетних детях, их воспитании и подготовлении к общественно
полезной деятельности». Однако, в случаях невыполнения родителями своих
обязанностей или неправомерного осуществления ими своих прав по
отношению к детям, а также в случае жестокого обращения с детьми, суд
мог принять решение об отобрании у родителей детей и передаче их органам
опеки и попечительства13. Подобное решение суда не освобождало родителей
от обязанности по содержанию детей.Предусмотренная Кодексом возможность отобрания детей у родителей не
означала полного лишения их родительских прав. Родители сохраняли за
собой право видеться с детьми, а также могли наследовать имущество детей
и получать материальную помощь в старости и в случаях острой
нуждаемости.
3. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительсво).
Кодекс 1926 г. более подробно по сравнению с ранее действовавшим
законодательством определил права и обязанности опекунов и попечителей,
а также порядок производства дел об опеке и попечительстве. Опека
учреждалась над несовершеннолетними до 14 лет и над лицами признанными в
установленном порядке слабоумными или душевнобольными. Попечительство
учреждалось над несовершеннолетними от 14 до 18 лет и над
совершеннолетними, которые по своему физическому состоянию не могли
самостоятельно защищать свои права.Кодекс устанавливал возможность усыновления несовершеннолетних,
исключительно в их интересах. Усыновление производилось органами опеки
и попечительства и подлежало регистрации в ЗАГСе. При этом требовалось
соблюдение следующих условий: 1)Согласие на усыновление родителей
ребенка, не лишенных родительских прав; 2) Обоюдное согласие супругов ;
3) Согласие на усыновления ребенка, достигшего десятилетнего возраста.
При усыновлении ребенку разрешалось присваивать фамилию и отчество
усыновителя. Усыновленные и усыновители в личных и имущественных правах и обязанностях приравнивались к родственникам по происхождению.Для выполнения обязанностей опекуна или попечителя назначались
родственники, лица выделенные общественными организациями:
профессиональными союзами, комитетами крестьянской помощи и др. При этом Кодекс не признавал отказа лиц назначаемых опекунами и попечителями.
Исключение делалось в отношении тех, кому исполнилось 60 лет либо не
способных исполнять эти обязанности по болезни, физическому,
имущественному положению или роду занятий.Постановление ЦИК и СНК СССР от 1936г14. конкретизировало
институт патроната, суть которого состояла в передаче детей – сирот, а
также детей изъятых по решению суда от родителей, в семьи трудящихся на
воспитание. Передача оформлялась договорам, заключаемым местными
органами власти с лицами, берущими детей на воспитание. Лицо, принявшее
ребенка в семью на воспитание в порядке патроната, признавалось его
опекуном и обязывалось обеспечивать ребенка питанием, одеждой,
заботиться о его воспитании и профессиональном обучении.08 июля 1944г.был принял Указ «Об увеличении государственной
помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и
детства, об установлении почетного звания «Мать- героиня» и учреждении
ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».По-иному регулировалось положение внебрачных детей. Указ не допускал
установление отцовства ни в регистрационном ни в судебном порядке.
Отменялось существовавшее право обращения матери в суд с иском об
установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка,
родившегося в незарегистрированном браке. При регистрации внебрачного
ребенка в органах ЗАГСа такой ребенок записывался по фамилии матери с
присвоением ему отчества по указанию матери. Данные правила не
распространялись на детей родившихся до издания Указа от 08 июля 1944г.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945г. "О
порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08 июля
1944г. в отношении детей, родители которых не состоят между собой в
зарегистрированном браке" в случае вступления в зарегистрированный брак
матери ребенка и лица, признающего себя его отцом, такой ребенок
приравнивался во всех отношениях к детям от зарегистрированного брака.
Ребенку присваивалось отчество по имени отца, а с обоюдного согласия
родителей- фамилии отца.В целях материального
обеспечения детей, оставшихся без родителей, и
получения ими надлежащего воспитания Постановлением СНК СССР от 22
января 1942г. были определены правовые основы патроната. Постановлением
предусматривалось направление детей-сирот в приемники-распределители, а
затем в детские учреждения или на патронирование в семьи трудящихся. При
этом отделом народного образования с одним из членов семьи заключался
договор на патронирование сроком на 3 года. Воспитатель ребенка получал
ежемесячно 50 руб. в месяц, а также одежду и обувь для ребенка15. Другой
формой устройства детей, было усыновление. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943г. «Об усыновлении» внес значительные изменения в действовавший ранее порядок усыновления. В частности, разрешалось по просьбе усыновителя присваивать фамилию и отчество усыновителя, записывать усыновителя в качестве родных
родителей в актовых книгах о рождении. Благодаря такой мере
обеспечивалась тайна усыновления. Дети считали себя родными детьми
усыновителей не только в силу существующих фактических связей, но и
официально, по имеющимся документам.Верховный Совет РСФСР 30 июля 1969г. принял новый
Кодекс о браке и семье РСФСР, который воспринял большую часть ранее
действовавших норм. В числе наиболее значительных изменений
законодательств можно отметить: Возможность установления отцовства в судебном и ином порядке. Отцовство
может быть установлено в судебно порядке по заявлению одного из
родителей или опекуна (попечителя) ребенка, лица, на иждивении которого
находиться ребенок, а также сам ребенок по достижении им совершеннолетия
При установлении отцовства суд мог принимать во
внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью
ребенка и предполагаемым отцом до рождения ребенка, письма, анкеты, в
которых имелись сведения о членах семьи, иные доказательства,
подтверждающие отцовство. Допускался также добровольный порядок признания отцовства.Ликвидацию прочерка в свидетельстве о рождении детей, родившихся вне брака. Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери
ребенка производиться по заявлению матери ребенка, а запись об отце
ребенка – по совместному заявлению отца и матери ребенка, либо отец
записывается согласно решению суда. В случае смерти матери, признания матери недееспособной, лишения ее родительских
прав, а также при невозможности установить ее местонахождение запись об
отце ребенка производиться по заявлению отца.
При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется
совместного заявления родителей и решения суда об установлении
отцовства, запись об отце ребенка производиться в книге записей рождения
по фамилии матери; имя и отчество отца ребенка записываются по ее
указанию.Кодекс 1969 года вносил определенные изменения в институт усыновления, последовательно проводил принцип полной адаптации усыновленного в семье усыновителя. Поэтому, согласно новому законодательству, у усыновленного возникают правовые отношения не только с усыновителями, но и с их родственниками. Кодекс устанавливает дополнительные гарантии обеспечения тайны усыновления, охраняющие и усыновленного и усыновителя: возможность изменить фамилию, имя и отчество усыновленного, место и дату его рождения
Алиментные обязательства.
27 июня 1936г. ЦИК и СНК ССР
принимает
постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи
роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов, и о некоторых изменениях в
законодательстве о разводах». В целях «дальнейшего укрепления советской
семьи» Постановление вносило ряд новых положений, действующих на
территории всей страны, независимо от национальных, культурных и иных
особенностей союзных республик.Существенно, менялся порядок определения размера алиментов на
содержание детей. Если ранее их размер определялся судом, то
Постановление устанавливало их в твердом проценте относительно зарплаты
ответчика: 25 % заработка на одного ребенка, 33 % - на двух и 50 % - на
трех и более детей. Дела о взыскании алиментов на содержание детей
рассматривались судами не только по заявлению одного из родителей или
опекунов, но и по заявлению предприятий, профессиональных союзов, ЗАГСа
и др. За уклонение от уплаты алиментов на содержание детей усиливалось
уголовное наказание до 2-х лет тюремного заключения с отнесением
расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов.
Как свидетельствует официальная статистика, Постановление ЦИК и СНК от
27 июня 1936г. оказалось весьма эффективным. В 1937г. по сравнению с
1936г. рождаемость повысилась чуть ли не в два раза, а численность
абортов снизилась на 90 %.21 июля 1967г. был издан Указ
Президиума Верховного Совета СССР "Об улучшении порядка уплаты и взыскания алиментов на содержание детей". Указом определялись условия добровольной уплаты алиментов на содержание детей и совершенствовался порядок их принудительного взыскания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и защиты семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития, создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности, активизации роли семьи в обществе1.
Законодательство о браке и семье часто относят к числу традиционных, достаточно стабильных отраслей права, которые якобы не находятся в прямой конъюнктурной зависимости от перемен в государстве и обществе. В определенной степени это так, поскольку в результате длящегося веками процесса развития брачно-семейных отношений, которые регулировались, в частности, нормами семейного права, появились устойчивые нормы поведения в семье. И эти нормы присущи практически всем цивилизованным государствам. Эти нормы регулируют отношения брака, права и обязанности супругов в семье, отношения родителей и детей, правовые способы обеспечения их прав личного и имущественного характера, правовой охраны несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Тем не менее каждый из действующих в России после октября 1917 года семейных кодексов (1918, 1926, 1969 гг.) отражал своеобразие времени, преследовал вполне определенные цели.
Список использованных источников
I Нормативные правовые акты
- Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.11.2008, с изм. от 17.03.2009) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998
II Судебная практика
1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 8
III Комментарии к законодательству
1. Горшкова Л.Л., Борисов Ю.К., Кудрявцева А.Л., Годунова Н.С. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (под редакцией Л.Л. Горшковой)
. - Система ГАРАНТ, 2010 г. 2. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть вторая: Раздел VIII: Главы 21-24. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
3. Толмачев И.А. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу
Российской Федерации (глава 23). - М.: "ГроссМедиа: РОСБУХ", 2010 г. 4. Практическая налоговая энциклопедия. Том 7. Налог на доходы физических лиц // под ред. А.В. Брызгалина
IV Учебная литература
- Антокольская М.В. Семейное право. М.: Наука, 2006.
- Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Учебник для вузов М., 2003.
Информация о работе История развития законодательства о браке