Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:38, реферат
Ключевыми категориями выборного процесса повсеместно являются содержательные дефиниции "избирательного права" и “избирательной системы”. Данные понятия определяют модель построения системы непосредственной демократии в каждом отдельном государстве, закладывая тем самым характерные черты развития законодательства в данной сфере.
Введение………………………………………………………………..………………………...2
1. Избирательное право: понятие, основные принципы, цензы, ограничения избирательного права……………………………………………….…………………………3-5
3. Избирательная система: понятие, виды, основные черты……………………………6-17
Заключение……………………...…………………………….……………………….………..18
Список использованных источников…………………………….………………….………...19
“Статья L.126 (Закон № 86-825 от 11 июля 1986 г., ст.1.)
Никто не может быть избран в первом туре, если не получил
1) абсолютного большинства поданных голосов;
2) числа голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных в списке избирателей.
В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат”. Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. - М: Норма, 2003.
При мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе относительного большинства, обычно устанавливаются одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные.
Мажоритарная система квалифицированного большинства:
При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.
Например, в Чили Палата депутатов (нижняя палата парламента) избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов. Получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов.
До недавнего времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось по правилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже. После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах по выборам в Сенат (такие округа предусматриваются и для выборов в Палату депутатов) установлена мажоритарная система относительного большинства.
Система единственного непередаваемого голоса:
Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система.
Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство). При этой системе, хотя действует мажоритарный принцип, но, тем не менее, могут оказаться избранными представители партий меньшинства, то есть голоса, поданные против партии большинства, могут и не пропасть.
Однако система требует от партий умения точно прогнозировать свой электорат. Хотя по закону партия может выдвигать столько кандидатов, сколько кандидатов от избирательного округа должно быть избрано, ей может оказаться невыгодным полностью использовать свое право. Если кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могут рассеяться между ними, и кандидаты не будут избраны. Если же кандидатов будет слишком мало, поддержка избирателей окажется использованной не полностью, у партии останутся «лишние» голоса, а, следовательно, она получит меньше мандатов, чем могла бы.
Эта система представляет собой крайнюю разновидность так называемого ограниченного вотума - системы, при которой у избирателя меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Смысл этой системы заключается в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей. Однако таким образом может получить завышенное представительство и весьма незначительная группа избирателей, если за одного из кандидатов проголосовало подавляющее их большинство. Если, например, в двухмандатном округе, где баллотировались пять кандидатов, один из них получил 90 % голосов, то избранным окажется также кандидат с наибольшим числом голосов из остальных четырех кандидатов, на которых всех вместе пришлось только 10% голосов. Думается, однако, что в большинстве случаев это будет лучше, чем когда голоса противников победивших кандидатов вообще пропадают.
Эта система, отличающаяся определенной технической сложностью, считается теоретиками пропорциональной. Однако она учитывает личные и партийные предпочтения избирателя и напоминает по своим результатам пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием, а технически близка системе единственного непередаваемого голоса в сочетании с альтернативным голосованием.
Система была предложена в середине прошлого века независимо друг от друга датчанином К. Андрэ и англичанином Т. Хэром, а стала знаменитой благодаря усилиям выдающегося философа и лидера английского либерализма Джона Стюарта Милля.
Система эта применяется только в многомандатных избирательных округах. Избиратель, как при альтернативном голосовании, имея один голос и голосуя за одного из массы кандидатов, может вместе с тем указать несколько преференций. Против фамилии того кандидата, избрание которого для избирателя наиболее желательно, он ставит цифру 1, без которой бюллетень будет недействителен. Против фамилии другого желательного кандидата он поставит цифру 2 и т. д. Избиратель может объединять своей симпатией кандидатов как в зависимости от их политической принадлежности (партийности), так и по любым другим основаниям. При подсчете голосов после исключения недействительных бюллетеней действительные бюллетени раскладываются по кандидатам в соответствии с указанными на бюллетенях первыми преференциями. Затем определяется избирательная квота (в Ирландии, например, это квота Друпа). Кандидаты, у которых число первых преференций составило квоту или превысило ее, считаются избранными.
У многих избранных кандидатов оказываются излишки голосов, и их нужно в соответствии со вторыми преференциями передать другим кандидатам. Для этого просматривают всю пачку бюллетеней избранного кандидата и определяют, какой их процент отдает вторую преференцию каждому из неизбранных кандидатов. При этом, естественно, отсеиваются бюллетени, в которых вторых преференций вообще нет или они отданы избранным кандидатам. Каждый из неизбранных кандидатов получает данный процент не от общего числа бюллетеней избранного кандидата, а только от излишка сверх квоты. Если в результате операции кто-то из первоначально неизбранных добрал до квоты, он тоже считается избранным. При этом сначала распределяется самый большой излишек, а затем остальные по убывающей.
Затем в соответствии со вторыми преференциями перераспределяются бюллетени кандидатов, получивших наименьшее число первых преференций.
Если всего этого оказалось недостаточно для полного распределения мандатов, используется третья преференция и т.д. Подробные правила распределения см.:Лейкман Э. И Ламберт Дж.Д. Указ. Соч., с. 309-334
Возможность передачи голоса и объясняет название системы - единственного (единого) передаваемого голоса. Система применяется при выборах нижней палаты парламента, кроме Ирландии, также на Мальте, а при выборах верхней палаты - в Австралии, Индии.
В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. - 2006. - № 6.
Например, в Германии смешанная система применяется при выборах Бундестага. Половина его депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию всей страны, по мажоритарной системе относительного большинства, позволяющей, как мы говорили, оттенить личностный характер голосования. Другая половина депутатов избирается по германским землям (субъектам федерации), представляющим собой многомандатные избирательные округа, на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с 5 - процентным заградительным пунктом и распределением по правилу наибольшего остатка.
Похожая система действует при выборах Великого народного собрания в Болгарии, но отличается от германской тем, что в одномандатных избирательных округах применяется мажоритарная система абсолютного большинства в два тура с перебаллотировкой, как отмечалось, во втором туре двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом.
Примерно такие же смешанные системы установили у себя и некоторые страны «ближнего зарубежья» - Грузия, Литва.
В Венгрии помимо упоминавшихся 152 и 58 депутатов Государственного собрания, избираемых по пропорциональной системе, еще 176 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной системы абсолютного большинства в два тура. При этом в многомандатных избирательных округах, территории которых совпадают с территориями областей и столицы, списки кандидатов могут выдвигать только партии, зарегистрировавшие списки своих кандидатов не менее чем в ј одномандатных избирательных округов на территории области, но не менее чем в двух таких округах, а общенациональный список может выдвинуть партия, зарегистрировавшая списки своих кандидатов не менее чем в 7 многомандатных избирательных округах.
Как отмечалось, теперь уже и в Италии введена смешанная система. Три четверти состава обеих палат Парламента теперь избираются по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, а одна четверть - по прежней пропорциональной системе, однако с процентным заградительным пунктом.