Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:30, реферат
Первый этап теории государственного управления приходится на конец XIX - начало XX в. В это время складываются основополагающие концептуальные установки и принципы теории государственного управления как самостоятельной научной области. Ее главным разработчиком стал М. Вебер, а также В. Вильсон, Ф. Гудноу и другие.
Кубанский государственный университет
Факультет управления и психологии
Кафедра общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес процессов
Специальность: документоведение и документационное обеспечение управления.
Реферат по государственному и муниципальному управлению
Этапы формирования теории государственного управления
Краснодар 2012 г.
В политической науке выделяют, как правило, три этапа формирования и эволюции теорий государственного управления.
Первый этап теории государственного управления приходится на конец XIX - начало XX в. В это время складываются основополагающие концептуальные установки и принципы теории государственного управления как самостоятельной научной области. Ее главным разработчиком стал М. Вебер, а также В. Вильсон, Ф. Гудноу и другие.
Государство, писал Вебер, есть господство людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как на средство. Вебер выделял три вида внутренних причин, на основании которых люди могут подчиниться власть имущим. Это, во-первых, авторитет "вечно вчерашнего", т.е. нравов, освященных традицией, традиционное господство, как его осуществляли патриарх или патримониальный князь старого типа. Во-вторых, харизматическое господство, как его осуществляют пророк или в политической области избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. И, наконец, господство в силу "легальности", в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами.
Веберу принадлежит важная роль в разработке теории бюрократии. Бюрократия, по его мнению, является историческим феноменом, возникновение которого совпадает с появлением современного национального государства, способного за свой счет содержать собственных служащих.
Вильсон обосновывал мысль
о том, что смена политического
руководства в ходе очередных
президентских выборов не должна
отражаться на административном аппарате.
Тем самым провозглашалось
Вслед за М. Вебером Ф. Гудноу пытался провести четкое различие между политиками и администраторами. При этом, как и Вильсон, Гудноу был сторонником научного управления и менеджмента, независимого от политики и идеологии. Он ставил под сомнение компетентность демократического правительства, не владеющего научными методами управления.
Второй этап в развитии теории государственного управления охватывает 1910-1950 гг. Значительно повышается роль ученых, особенно в государственном управлении экономикой. Университеты и другие независимые организации обрели возможность совершенствовать знания о государстве и проводить исследования для его нужд, оставаясь независимыми от правительства. В результате был предложен новый набор стандартных процедур, позволяющих успешно анализировать управленческие проблемы и давать практические рекомендации.
Важное значение имели
идеи известного английского экономиста
Дж. М. Кейнса, изложенные им в книге
"Общая теория занятости, процента
и денег" (1936). Эти идеи сыграли
немаловажную роль в совершенствовании
государственного регулирования экономики.
Кейнс и его сторонники взяли
на вооружение макроэкономический подход,
поставив целью выявление и анализ
различных переменных величин, влияющих
на экономическое развитие страны.
В отличие от сторонников
На этой основе кейнсианцы
разработали конкретные формы и
методы государственной экономической
политики. В условиях экономического
спада предлагается стимулировать
расширение инвестиций, во-первых, путем
увеличения государственных расходов
на закупки товаров и услуг
в целях компенсации
Во Франции после Второй мировой войны сформировалась теория и практика дирижизма, который был призван обеспечить послевоенное восстановление экономики страны, ее модернизацию, реконструкцию старых и создание современных отраслей производства, ускорение темпов экономического роста. Ее представители объявили принцип избирательности политики государства для восстановления и развития, прежде всего таких "привилегированных точек применения силы", как отрасли тяжелой промышленности, химии, общего машиностроения, нефтепереработки, рассматриваемые как моторы, движущие силы экономического и социального прогресса. При этом главную задачу они видели в том, чтобы добиться структурной перестройки французской экономики, обеспечения конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке. Однако теория дирижизма имела ограниченное применение.
Начало третьего этапа развития теории государственного управления восходит к 50-м годам минувшего века. Он характеризуется утверждением в социальных и гуманитарных науках, в том числе и в исследовании теории государственного управления, бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа. В этот период ведущие позиции заняли американская, английская, французская и немецкая национальные школы.
Наибольший вклад в
разработку рассматриваемой проблематики
в контексте названных подходов
внесли американские социологи и
политологи Т. Парсонс, П. Лазарсфельд,
В. Томпсон, Д. Истон, Г. Алмонд и др. По
мнению сторонников структурно-
Информация о работе Этапы формирования теории государственного управления