Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:55, курсовая работа
Цели данной курсовой работы – дать общую правовую характеристику договора, заключаемого в электронной форме, проанализировать законодательство, регулирующее заключение таких договоров, а также рассмотреть отдельные особенности, связанные с заключением в электронной форме договора купли-продажи. Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие договора, заключаемого в электронной форме;
Определить круг лиц, уполномоченных на заключение договора в электронной форме;
Определить особенности заключения договора в электронной форме;
Установить условия действительности договоров в электронной форме.
Юридическая квалификация Введение………………………………………………………………….3
Общая характеристика договора, заключаемого в электронной форме …………………………………..…………………………………5
Понятие договора, заключаемого в электронной форме …....5
Особенности заключения договора в электронной форме……..6
Условия действительности договоров в электронной форме.….…………………………………………………………..10
Лицо, уполномоченное на заключение договора в электронной форме……………………………………………….13
История развития законодательства Российской Федерации, касающегося договоров, заключаемых в электронной форме……….19
Особенности заключения договора купли-продажи в электронной форме
Заключение…………………………………………………………........22
Список использованной литературы…………………………………..24договора купли-продажи, заключенного в электронной форме
Этот перечень показывает, что при использовании электронной подписи ее владелец не должен нарушать императивные нормы действующих законов и права других лиц. Другими словами, он должен действовать добросовестно (можно охарактеризовать этот фактор как субъективный). В тоже время существует и объективный критерий (действительность подписи, подтвержденная документально, установление подлинности подписи) - обстоятельства, косвенно зависящие от лица, использующего подпись. Объективный критерий позволяет проверить правомерность действий участника электронной коммерции (наличие субъективного фактора). Тем самым создаются гарантии, что подписанный документ действительно имеет юридическую силу.
Наконец, важно определить место третьих лиц, участвующих в заключении договора в электронной форме. Это как правило организаторы электронных торговых площадок. Они размещают заявки клиента на продажу товаров; оформляют заявки покупателя, включая функционирование всего алгоритма заказа; оформляют электронные платежи на базе своего программного обеспечения и т.д. Поскольку он своими действиями не изменяют права и обязанности клиента, их нельзя отнести к посредникам. Их статус более напоминает арендодателя, сдающего в аренду помещения или иные торговые площади.
Таким образом, идентификация
сторон является существенным условием
договора в электронной форме. Его
соблюдение достигается путем
***
Рассматривая правовую природу договора, заключаемого в электронной форме, удалось установить, что данный вид договоров относится к договорам, заключаемым в письменной форме. Специфика лишь в том, что во время волеизъявления сторон между ними отсутствует непосредственный контакт, и для заключения договора используются электронные средства связи. Такой договор, помимо общих условий, предъявляемых к письменной форме договора, имеет дополнительные существенные условия. Во-первых, применение электронной формы договора возможно лишь при условии возможности идентифицировать стороны по договору. Это условие достигается путем применения аналогов собственноручной подписи (электронной подписи), о чем прямо указывается в договоре. Во-вторых, договор должен указывать на электронную форму, в которой он заключен. Важными также являются условия о предмете договора, описывающие его в той степени, чтобы стороны не могли быть введены в заблуждение ввиду дистанционного заключения договора. При соблюдении этих условий договор считается заключенным в электронной форме и по своей правовой природе равнозначен договору на бумажном носителе.
Началом развития законодательства
в области заключения договоров
в электронной форме следует
считать принятие первой части Гражданского
кодекса в 1994г., в которой была
впервые предусмотрена
Реальная возможность
заключать договоры в электронной
форме появилась лишь с принятием
Федерального закона от 10 января 2002 г.
№1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Он ввел в гражданский оборот инструмент,
позволяющий использовать для заключения
договора электронные средства связи
– электронную цифровую подпись. Однако
она не имела широкого распространения,
т.к. использовать ее могли только граждане
– физические лица, и был затруднен способ
ее получения. Подвергался сомнению и
вопрос о равнозначности договоров на
бумажном и электронном носителях. Он
был разрешен с принятием Федерального
закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации", который ввел понятие электронного
сообщения как информации, переданной
или полученной пользователем информационно-
На данный момент законодательство Российской Федерации в области электронной коммерции, в частности касающееся заключения договоров в электронной форме, находится на стадии разработки.
Первостепенное значение
имеет работа, проводимая Советом
при Президенте Российской Федерации
по кодификации и
На смену вышеупомянутому Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи», принятому в 2002г., пришел Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи". В связи с этим можно выделить следующие нововведения11:
При разработке Закона об электронной подписи законодатель опирался на опыт Европы, а именно на Директиву ЕС от 13.12.1999 № 1999/93/ЕС "Об общих принципах электронных подписей" (Directive 1999/93/EC of the European Parlament and of the Council of 13 December 1999 on a Community framework for electronic signatures), принятие которой широко распространило использование электронной подписи среди населения Европы. В России использование электронной подписи должно заметно расшириться прежде всего за счет юридических лиц, чаще всего использующих электронные документы по сравнению с другими участниками гражданского оборота. Однако эксперты не исключают возможность того, что на принятие необходимых для фактического действия Закона подзаконных актов уйдет еще не один год. Для предыдущего Закона они так и не были приняты.
Следует также добавить, что действие Федерального закона от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» продлится до 1 июля 2012 г.
Вносились и такие законопроекты, как: проект Федерального закона РФ №11081-3 (2001г.) «Об электронной торговле», проект Федерального закона РФ №39828-3 «Об электронном документе» (2002г.) и Федерального закона РФ №27813-3 «О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (Об электронных сделках)» (2000г.). Они были сняты с рассмотрения, хотя зарубежная практика указывает на необходимость принятия этих законов. Это можно объяснить тем, что во время внесения данных законопроектов отсутствовала не только необходимая нормативная база, но и практически не было научных трудов российских ученых, посвященных электронному документообороту. Скорее всего, проект совершенствования гражданского законодательства в дальнейшем способствует принятию данных законов.
Согласно статье 454 Гражданского кодекса РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Гражданский кодекс выделяет отдельно такие виды договора купли-продажи, как розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия. На данный момент законодательство позволяет заключить любой из этих договоров в электронной форме.
Как и любой другой договор,
договор купли-продажи
Электронная почта выступает аналогом обычной почты. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под документом (документированной информацией) понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее определить. Электронное письмо полностью удовлетворяет этому определению и может считаться документом, так как оно зафиксировано на материальном носителе – записано в память компьютера, как отправителя, так и получателя; имеет реквизиты: дату вплоть до минуты, имена адресата и адресанта, может иметь тему.
Также стоит оговорить, что является непосредственно моментом заключения договора с использованием электронной почты. По общему правилу, договор считается заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п.1 ст.433 ГК РФ). Так как в российском законодательстве не упоминается, какой момент считается моментом получения акцепта, сошлемся на типовой закон «Об электронной торговле», рекомендованный Комиссией ООН по международной торговле (ЮНСИТРАЛ). В соответствии с п.1 статьи 15 этого закона, если составитель и адресат не договорились об ином, отправление сообщения данных происходит в момент, когда оно поступает в информационную систему, находящуюся вне контроля составителя или лица, которое отправило сообщение данных от имени составителя. Здесь под информационной системой, находящейся вне контроля составителя, понимается сервер, который получает сообщение от почтового сервера, на котором находится почтовый ящик составителя. То есть, с тех пор как почтовая программа после доставки сообщений уведомила пользователя, что в папке «исходящие» данных нет, сообщение считается отправленным. Сообщение считается полученным с момента, когда почтовая программа после доставки почты отразила сообщение в папке «входящие».
В случае использования web-страниц речь идет, как правило, о так называемых интернет-магазинах. Особенность здесь состоит в том, что как правило, информация, размещенная на web-страницах, общедоступна и содержит в себе публичную оферту. Специальная норма п. 2 ст. 494 Гражданского кодекса устанавливает, что выставление товаров в месте продажи, демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи могут быть признаны публичной офертой даже в случаях, когда отсутствует цена и другие существенные условия. Заключение договора в этом случае разделено на две части. В первой части сторона, акцептирующая данную оферту, регистрируется на данном сайте, согласовывая тем самым условия о том, что данные, указанные при регистрации, будут являться идентификацией данной стороны. Во второй части согласовывается предмет договора. К договорам розничной купли-продажи, заключенным на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом, будут применяться нормы о продаже товаров по образцам (ст. 497 ГК РФ; Правила продажи товаров по образцам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г., далее - Правила). Согласно указанным Правилам, в случае передачи сообщения о намерении покупателя приобрести товар в нем должно быть обязательно указано:
Обычно все перечисленные условия уже содержатся в форме, предлагаемой покупателю, которому остается только ее акцептировать.
Согласно ст. 493 ГК РФ, договор
розничной купли-продажи