Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:37, контрольная работа
Правовая деятельность – это действия не только публичных субъектов, осуществляющих государственную власть, но и всех юридических и физических лиц, гарантированные и охраняемые государством. Правовая деятельность как деятельность практическая представляет собой определенный вид социальной активности, мотивированно осуществляемой субъектами в различных сферах общественной жизни в целях удовлетворения их разнообразных потребностей способом, признаваемым обществом и государством правильным, справедливым, а также, в случае необходимости, - и юридически значимым.
Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие и признаки юридического лица……………………………………4
Правоспособность и дееспособность юридического лица…………………7
Создание и прекращение юридического лица……………………………..10
Заключение………………………………………………………………………….15
Используемые источники и литература…………………………………………..16
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемые источники
и литература…………………………………………..
Введение
Правовая деятельность – это действия не только публичных субъектов, осуществляющих государственную власть, но и всех юридических и физических лиц, гарантированные и охраняемые государством. Правовая деятельность как деятельность практическая представляет собой определенный вид социальной активности, мотивированно осуществляемой субъектами в различных сферах общественной жизни в целях удовлетворения их разнообразных потребностей способом, признаваемым обществом и государством правильным, справедливым, а также, в случае необходимости, - и юридически значимым.
Общеизвестно, что общественные отношения, урегулированные нормами, существуют между людьми. Именно поэтому в качестве субъектов (участников) правовой деятельности выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Под отдельными индивидами («физическими лицами») в законодательстве понимаются граждане не только Российской Федерации (РФ), но и, разумеется, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Под определенными коллективами людей нужно понимать организации, которые именуются юридическими лицами. В отличие от граждан юридические лица являются коллективными субъектами гражданских правоотношений. За юридическим лицом как субъектом гражданского правоотношения всегда стоит определенным образом организованный коллектив людей.
В рамках данной работы нами будет рассмотрено юридическое лицо, как субъект правовой деятельности, т.е. как участник гражданских правоотношений. А именно, будет дано понятие юридического лица, определены его признаки, правоспособность и дееспособность, а также особенности создания и прекращения.
В целях регулирования участия коллективных образований в имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях гражданское законодательство применяет особую правовую конструкцию - юридическое лицо, которое участвует в гражданском обороте и является субъектом гражданских прав и обязанностей. Согласно ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести соответствующие обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». В данном определении указываются признаки юридического лица - это такие внутренние присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака юридического лица:
Имущественная обособленность присуща всем без исключения юридическим лицам с самого момента их создания, тогда как проявление у конкретного юридического лица обособленного имущества, как правило, приурочено к моменту формирования его уставного (складочного) капитала. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и выражается внешнее проявление имущественной обособленности данного юридического лица.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что юридическое лицо в российском гражданском праве - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
Юридическое лицо как любой субъект гражданского права должен
обладать правоспособностью и дееспособностью,
которые совпадают с моментом его возникновения,
т.к. организации и предприятия возникают
для осуществления определенной предпринимательской
деятельности. Правоспособность и дееспособность
юридического лица может быть специальной
и универсальной. Принцип специальной правоспособности
выражается в том, что содержание и объем
правоспособности юридического лица зависит
от целей и задач, предусмотренных в учредительных
документах. Например, сделка считается
недействительной, если она совершена
юридическим лицом в противоречии с целями
его деятельности (ст. 173 ГК РФ).
Анализ гражданского законодательства
говорит о том, что принцип специальной
правоспособности действует в отношении
лишь прямо указанных юридических лиц
(ст. 49 ГК РФ). В частности, к ним относятся
некоммерческие организации, указанные
в ГК РФ, учреждения, а также некоторые
коммерческие организации - государственные
и муниципальные предприятия, казенные
предприятия и другие прямо указанные
в законе некоммерческие организации.
Вместе с тем необходимо заметить, что
учредители (участники) юридического лица,
на которое не распространяются правила
о специальной правоспособности, могут
самостоятельно ограничить свою правоспособность
путем соответствующего указания в учредительных
документах. Например, в уставе акционерного
общества может быть предусмотрен прямой
запрет на его участие в биржевых или иных
рисковых сделках.
В данной ситуации заключенная государственным
или муниципальным унитарным предприятием
либо некоммерческой организацией сделка,
противоречащая целям, указанным в их
учредительных документах, является ничтожной
(недействительной), а сделка, совершенная
в нарушение самоограниченной правоспособности,
является оспоримой (т.е. недействительна
только в силу судебного решения). Гражданское
законодательство допускает и иные случаи
ограничения правоспособности юридических
лиц, в том числе таких, на которых не распространяется
принцип специальной правоспособности.
Данное положение связано с тем, что для
осуществления некоторых видов предпринимательской
деятельности необходимо иметь выдаваемые
компетентными органами соответствующие
разрешения (лицензии). В то же время занятие
отдельными видами деятельности разрешено
лишь определенным юридическим лицам,
что влечет запрещение осуществлять такую
деятельность всем остальным участникам
гражданского оборота (например, страховой
деятельностью может заниматься только
страховая организация).
Как уже упоминалось выше, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность у юридического лица возникают одновременно - с момента его государственной регистрации. Именно поэтому юридическое лицо считается созданным с момента, когда оно внесено в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК). Государственная регистрация юридических лиц предусмотрена с целью ведения учета юридических лиц, контроля за их деятельностью, соответствия их учредительных документов требованиям закона. Федеральный законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах. Государственная регистрация преследует цели: осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности.
Государственная регистрация основывается на принципах:
Значение государственной регистрации юридических лиц, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций, а также способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса юридических лиц (п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 ГК).
Согласно ст. 2 Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Выделяют общий и специальный порядок регистрации юридических лиц: общий порядок определен Законом «О государственной регистрации юридических лиц», а специальный порядок может быть предусмотрен федеральными законами для отдельных видов юридических лиц федеральными законами.
Оснований, по которым допускается отказ в регистрации, всего два: непредставление необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 1 ст. 23 Закона).
В соответствии со ст.12 Закона список документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, состоит из четырех пунктов: заявление; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной
регистрации или уклонение
Юридическое лицо прекращает
свое существование путем
Понятие «реорганизация юридического
лица» включает в себя различные
формы изменения статуса
В случае слияния юридического лица с другим юридическим лицом все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.
При присоединении одного
юридического лица к другому к
последнему переходят все имущественные
права и обязанности
При разделении создается два или более хозяйствующих субъектов, а прежний прекращает свое существование. При этом к новым юридическим лицам переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих частях гражданские права и обязанности реорганизованного юридического лица.
Выделение характеризуется
тем, что юридическое лицо продолжает
функционировать в прежнем
Информация о работе Юридическое лицо как субъект правовой деятельности