К вопросу о становлении института медиации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 20:26, доклад

Описание

Правовую систему государства можно сравнить с живым организмом, постоянно находящемся в развитии, не исключением явилась и правовая система России. Естественно, что в условиях современной мировой интеграции ни одна правовая система не может развивать независимо от мировой системы права. Так и в России все активнее начинается процесс переноса достижений европейского права в условия российской действительности.

Работа состоит из  1 файл

К вопросу о становлении института медиации в России.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)

Курсант 3 курса

Уфимского юридического

института МВД России

А.Н. Воинцев 

К вопросу о становлении  института медиации в России

      Правовую  систему государства можно сравнить с живым организмом, постоянно  находящемся в развитии, не исключением  явилась и правовая система России. Естественно, что в условиях современной мировой интеграции ни одна правовая система не может развивать независимо от мировой системы права. Так и в России все активнее начинается процесс переноса достижений европейского права в условия российской действительности.

      Ярким примером этого процесса является появившийся 27 июля 2010 года Федеральный закон[1], создающий в России институт медиаторов, как самостоятельную правовую структуру. 

      Как же появился институт медиации в мире? Ответ на этот вопрос косвенно мы можем найти в следующем изречение: «Не судите, и не будете судимы»[2]. Из этой фразы можно сделать вывод, что любое участие в процессе разбирательства дела в суде приравнено к греху, поэтому первыми медиаторами, конечно не с современной точки зрения, можно назвать церковных священно служителей, которые направляли все свои усилия на то, чтобы примирить спорящих людей. С тех пор, медиация приобрела новые рамки, однако ее цель не изменилась, и остается примирение сторон без судебного участия.

      Как уже было сказано медиация явление, появившееся в России из международного права, естественно что оно проявило свое закрепление в правовых актах, так в 2 февраля 2004 года на конференции  в Брюсселе  был принят «Европейский кодекс поведения медиаторов», который непосредственно направлен на стандартизацию действий лиц выполняющих функции медиации.

      Кодекс  не носит общеобязательного характера  для всех организаций занимающимися  примирительными процедурами, «организации, оказывающие услуги медиации, также могут взять на себя эти обязательства, потребовав от своих медиаторов соблюдения данного кодекса». Несмотря на это, данный нормативный акт предлагает общие условия, на которых должна строится деятельность медиаторов, поэтому необходимо изучать вопрос создания института медиаторов исходя из анализа не только принятого федерального закона, но и указанного кодекса.

      Во  время принятия закона перед законодателем  стоял вопрос о выборе пути по которому необходимо внедрять данный институт в России. Прежде всего необходимо было опираться на международный опыт. Так в современном праве выделяют 2 основных подхода к введению института медиации. Добровольный подход говорит о том, что судья должен предлагать спорящим сторонам возможность разрешения спора вне судебными способами. Обязательный подход предусматривает то, что суд не может разбирать конкретное дело до того момента, пока не будет пройдена стадия медиативного разрешения спора.

      Что же такое процедура медиации? Процедура   медиации  -  способ  урегулирования  споров  при содействии  медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

      Исходя  из определения процедуры медиации выходит то, что одно из важнейших  требований предъявляемое к процедуре  медиации — добровольность. Но как понять добровольно ли действует лицо или нет, прежде всего нужно определиться со значением термина «добровольный». Добровольный - совершаемый или действующий по собственному желанию, не по принуждению[3]. То есть не должно оказываться никакого внешнего давления на лицо, которое принимает решение о использование помощи медиатора в решении конкретного спора.

      Сферой  действия данного института называются дела возникающие из гражданских  и коммерческих споров[4], а в статье 2 Федерального закона говорится о том, что примирения при помощи медиатора возможны в спорах возникающих из гражданских трудовых и семейных правоотношений, однако в пункте 5 этой же статьи из указанного перечня выводят коллективный трудовые споры, а также споры затрагивающие интересы третьих лиц и публичные интересы.

      Основанием  для возникновения медиативных  отношений является согласие сторон, при том обязательно письменное закрепление этого соглашения в  договоре, такое  закрепление называется медиативной оговоркой.

        Исходя из положений законодательства РФ можно выделить 2 основные группы медиаторов в России. Первую группу составляют люди не профессионально занимающиеся этой деятельностью, а вторую лица, осуществляющие эту деятельность на профессиональной основе.

      Каково  бы не было положение медиатора, занимается ли он этой деятельностью на профессиональной основе, или нет. Медиатор должен быть компетентен и хорошо осведомлен в процедурах медиации.

      Итак, правом проведения процедуры медиации на не профессиональной основе наделены независимые физические лица. Основными требованиями к таким лицам это достижение 18 лет, обладание полной дееспособностью и отсутствие у этого лица судимости. 

      А к лицам занимающимся осуществлением процедуры медиации на профессиональной основе предъявляются повышенные требования. Так, профессиональным медиатором может быть лицо достигшее двадцати пятилетнего возраста и обладающих высшим профессиональным образованием, кроме того профессиональный медиатор обязательно должен пройти специальные курсы для подготовки медиаторов. Кроме того профессиональным медиаторами не могут быть: лица, замещающие государственные должности Российской  Федерации,  государственные должности субъектов Российской  Федерации,  должности государственной гражданской службы, должности   муниципальной   службы.

      В России создано достаточное количество организаций непосредственно подготавливающих медиаторов, так, например, Центр медиации и права осуществляет подготовку медиаторов по нескольким направлениям, все программы разработанные центром базируются на программах разработанных в мире.

      Не  смотря на вид участвующего медиатора  к нему должны предъявляться 3 основных требования: нейтралитет, беспристрастность  и независимость. Эти основания  предусматривают то, что медиатор прежде всего должен направлять свою деятельность на оказание равных услуг сторонам обратившимся к его услугам, в обратном же случае медиатор должен отказаться от его участия в примирительных процедурах и объяснить сторонам на основании чего он отказался.

      Важным  элементом процесса медиации является конфиденциальность. Этому вопросу посвящена статья 5 Федерального закона. Естественно, что во время личных бесед медиатора с какой либо из сторон, посредник может получить личную информацию и естественно медиатор не имеет никакого морального права раскрывать эту информацию. То есть принцип конфиденциальности говорит о том, что медиатор, получивший какую-либо информацию не имеет права разглашать эту информацию третьим лицам. Между сторонами и медиатором заключается договор конфиденциальности, который и направлен на выполнение указанного принципа.

      Как уже было сказано основной задачей  медиатора является поиск всех возможных  путей для того, чтобы примирить спорящие стороны, для выполнения этой задачи перед медиатором стоит необходимость получения как можно большего количества информации по делу и принцип конфиденциальности гарантирует возможность медиатору получения требуемого количества информации, а спорящим сторонам дает правовые гарантии о том, что личная информация переданная медиатору не будет разглашена.

      Можно выделить несколько видов самой процедуры медиации по разным основаниям, одним из таких следует назвать этап, на котором медиатор начинает проведение примирительных мероприятий, можно выделить два вида: досудебные примирительные мероприятия и примирительные мероприятия во время судебного разбирательства. Эти два вида различаются прежде всего сроками, так если примирительные мероприятия во врем судебного разбирательства ограничиваются продолжительностью в шестьдесят дней, а срок досудебных примирительных мероприятий увеличен до 180 дней.

      Как уже отмечалось раньше выделяют всего  одно основание для возникновения  медиаторских отношений, однако выделяется несколько оснований для их прекращения, так примирительные отношения могут  прекратиться после:

  • заключения сторонами медиативного соглашения;
  • заключения соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям;
  • заявления медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций  с  ними  по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности   ее   дальнейшего  проведения;
  • заявления  в  письменной  форме  одной,  нескольких  или всех сторон, направленное  медиатору,  об  отказе от продолжения процедуры медиации;
  • истечения  срока  проведения  процедуры медиации.

  Самым первым из этого списка и самым желаемым при проведении примирительных процедур является медиативное соглашение. Под медиативным соглашением понимается  соглашение, достигнутое сторонами в результате  применения  процедуры  медиации  к  спору  или  спорам,  к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме1. Как и медиативная оговорка, так и медиативное соглашение обязательно заключаются в письменной форме. Исходя из видов медиации можно выделить 2 формы медиативных соглашений, во-первых, заключенное после передачи дела на разбирательство в суде, и во-вторых, соглашение заключенное до рассмотрения спора в суде.

      Основным  отличием этих соглашений является форма  в которой они процессуально  оформляются. Первый вид соглашения оформляется судом в форме мирового соглашения между спорящими сторонами. Второй же вид является гражданско-правовой сделкой.

      Статья 20 этого Федерального закона говорит  о сроке вступления закона в силу, и в ней говорится, что этот закон вступает в силу с 1 января 2011 года, тем самым законодатель дал время для подготовки основы для этого закона. Можно сказать для создания своеобразной почвы, потому что институт медиаторов нововведение для российского права.

      На  сегодняшний день идет огромное развитие института медиации, создаются специализированные организации основным направлением деятельности которых является оказание примирительных услуг между спорящими сторонами, безусловно это нужный и правильный процесс.

      Принятый  закон по задумке законодателя должен способствовать развитию использования альтернативных процедур разрешения споров, что тем самым позволит снять нагрузку с судов, кроме того создание института медиации говорит о новом уровне защиты прав и законных интересов граждан.

      Создание  института медиации должно оказать заметное влияние на процесс разбирательства по гражданским спорам, а также ускорить сам порядок разрешения этих споров. Суды разбирающие указанные дела достаточно загружены и применение альтернативных способов решения конфликтов должно оказать ряд положительных моментов. Во-первых, медиативные соглашения должны снизить нагрузку на суды, тем самым улучшив судебную систему России. Во-вторых, альтернативные способы решения конфликтных ситуаций положительно сказываются и на самих спорящих сторонах, так как помощь примирителя освободит их от участия в судебном производстве.  

Литература:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
  2. Евангелие от Матфея
  3. Толковый словарь Ожегова www.ozhegov.ru
  4. Европейский кодекс поведения медиаторов

Информация о работе К вопросу о становлении института медиации в России