Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:42, курсовая работа
С усложнением инфраструктуры, расширением государственного вмешательства в экономику, появлением новых информационных технологий значение института юридического лица приобретает огромное значение. Соответственно, нормативно-правовая база, регулирующая отношения в данной сфере, подвергается постоянным преобразованиям, так как торгово-экономический оборот – это динамически меняющийся механизм, требующий своевременных изменений в своей сфере правового регулирования.
Введение
Глава 1. Понятие юридического лица
Глава 2. Классификация юридических лиц
Глава 3. Проблемы классификации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников и литературы:
Приложение № 1
Приложение № 2
Для европейского континентального права характерным является деление юридических лиц на корпорации и учреждения[17]. Учреждения представляют собой организации, создаваемые как одним, так и несколькими лицами, не имеют членства. Корпорациями являются добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, имеют членство.
В рамках указанного деления, свойственного именно континентальной правовой системе, организации подразделяются на юридические лица частного и публичного права. К юридическим лицам публичного права относятся те, что созданы на основе акта публичной власти и обладают властными полномочиями, например, государственные органы.
По такому основанию, как цель создания и деятельности, среди юридических лиц выделяются коммерческие и некоммерческие организации. В силу того, что указанное деление получило свое закрепление в системе норм ГК РФ о таких лицах (гл. 4), эта классификация является наиболее важной.
Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 50) относит к коммерческим организации, которые имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Среди них:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- производственные кооперативы;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В силу положений ГК РФ (п. 2 ст. 50)[18] коммерческие организации в иных организационно-правовых формах, кроме указанных, создаваться не могут. В силу того, что статус коммерческой организации предоставляет возможность достаточно широкого участия в гражданском обороте, а также влечет предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица, законодателем умышленно ограничен перечень указанных профессиональных участников гражданского оборота.
К некоммерческим организациям относят следующие виды:
- потребительские кооперативы;
- общественные и религиозные организации (объединения);
- учреждения;
- фонды;
- и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, некоммерческие партнерства).
Гражданским кодексом РФ (п. 3 ст. 50)[19] предусмотрена возможность создания некоммерческих организаций только в формах, установленных законом, хотя ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организации и может быть дополнен иными законами.
Классификацию юридических лиц по вышеуказанному основанию можно представить в следующем виде: см. Приложение № 1.
Необходимо отметить, что, по данным Росстата[20] количество юридических лиц в Российской Федерации на 1 июля 2011 года составило 4 532 000. Из них 3 835 000 - это коммерческие организации, 696 000 - некоммерческие. Данные Росстата, касающиеся соотношения коммерческих и некоммерческих организаций, а также юридических лиц разных организационных форм, представлены в Приложении № 2.
Оснований классификации юридических лиц, основанных на различном правовом статусе имущества, несколько.
По такому критерию, как права учредителей (участников) юридического лица на его имущество, все юридические лица разделены законом на три группы.
Первую группу составляют организации - собственники, учредители (участники) указанных организаций имеют лишь обязательственные права требования на имущество, то есть, утрачивают право собственности на имущество, переданное ими юридическому лицу. Среди них большинство коммерческих организаций (кроме унитарных предприятий, не являющихся собственниками); а также к указанной группе потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства из числа некоммерческих организаций.
Вторую группу составляют те юридические лица, не являющиеся собственниками, на имущество которых сохраняется либо право собственности, либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) учредителей (п. 2 ст. 48 ГК)[21]. Как указывалось выше, существование таких юридических лиц является следствием переходного характера российской экономики и не свойственно нормальному имущественному обороту в рамках рыночной экономики.
Третья группа - те юридические лица, являющиеся собственниками, учредители (участники) которых не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав на имущество. К указанной группе относятся большая часть некоммерческих организаций, исключение составляют потребительские кооперативы, учреждения и некоммерческие партнерства.
Статус указанных разновидностей юридических лиц различен, что проявляется, к примеру, при выходе из них участника или учредителя, а также в случае их ликвидации.
Также юридические лица могут быть созданы как на основе имущества, которое находится в частной собственности их учредителей, так и на основе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Само юридическое лицо может обладать имуществом как на праве оперативного управления, среди них - казенные предприятия и учреждения; праве хозяйственного ведения, к ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных; праве собственности, а это все иные юридические лица.
Континентальное право в зависимости от такого принципа, как формирование состава участников юридического лица, традиционно различает корпорации и учреждения.
Корпорации – те юридические лица, которые для достижения какой-либо общей цели образуются в результате объединения лиц на началах членства.
Учреждения, в преобладающем числе случаев, создаются одним лицом, которое самостоятельно определяет как цели создания юридического лица, так и состав имущества, необходимого для этого. Учреждения не имеют членства.
Необходимо заметить, что термин "учреждение" в российском законодательстве обладает немного иным значением, применяется лишь для обозначения определенной организационно-правовой формы некоммерческих организаций.
К числу корпоративных организаций в правовой системе России относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, большинство видов общественных объединений кооперативы, союзы (ассоциации) юридических лиц и др.
К юридическим лицам некорпоративного типа относятся фонды, унитарные предприятия, учреждения, автономные некоммерческие организации, государственные корпорации.
Серова О.А.[22] обосновывает необходимость выделения на основе вышеуказанного трех классификационных групп юридических лиц: товарищества, корпорации и унитарные организации, ею выделены несколько уровней классификации юридических лиц.
Первый уровень - это классификация, которая основана на применении критерия функционального назначения юридического лица как правового средства. На данном уровне выделены все признаки отдельных видов юридических лиц.
Второй уровень представляет собой классификацию, основанную на таком критерии, как организационная структура, то есть степень участия в организации. С помощью указанного классификационного уровня можно выделить особенности правового регулирования соответствующих видовых групп юридических лиц.
Третий уровень - это классификация, которая построена на основе критерия цели, она разграничивает все юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации. Это имеет значение для отнесения определенной группы юридических лиц к сфере предпринимательского оборота, либо общегражданского.
Четвертый уровень представляет собой дополнительные классификации, которые индивидуализируют правовой статус и (или) правовое положение отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.
Наиболее важное значение для построения законодательной системы юридических лиц имеют классификации первых двух уровней. Остальными уровнями определяются особенности правового режима отдельных групп и организационно-правовых форм юридического лица.
Классификации юридических лиц имеет огромное гражданско-правовое значение:
Во-первых, указанной классификацией дается полное представление обо всех разновидностях юридических лиц.
В силу того, что она закреплена законом, она исключает условия для появления организаций, не входящих в подразделения данной классификации, препятствуя, тем самым, появлению среди участников гражданского оборота непонятных, неустойчивых, «однодневных» образований. Именно в целях защиты интересов участников гражданского оборота законом установлен исчерпывающий закрытый перечень видов юридических лиц, которые могут создаваться лишь в прямо предусмотренных им формах.
Во-вторых, классификация, проведенная таким образом, делает возможным четкое определение правового статуса юридического лица, что исключает смешение организационно-правовых форм, различных по юридической природе.
Таким образом, классификацию юридических лиц можно провести по нескольким критериям, наиболее значимые из них обусловливаются условиями существующего на данный момент экономического строя и сложившимся торговым оборотом. Тем не менее, отношения в сфере экономики и торговли не стоят на месте, постоянно развиваясь и обретая иные формы, это диктует необходимость изменений и преобразований в правовом регулировании понятия юридических лиц как основного участника торгово-экономического оборота, что приводит к возникновению вопросов, спорных моментов в указанном правовом регулировании.
Как уже отмечалось выше, виды и формы юридических лиц, критерии их классификации обуславливаются той правовой системой, которая имеет место быть в данном государстве.
Так, характерным для стран с системой общего права является такой вид юридического лица, как траст. Потому нормы о юридических лицах, принимаемы без учета особенностей романо-германской семьи правовых систем, к которой относится правовая система России, являются неудачными. К примеру, попытки заимствования института траста были предприняты в 1993 г. в соответствии с п. 9 Указа Президента России «О доверительной собственности (трасте)»[23]. При учреждении имущество и все связанные с ним имущественные и личные неимущественные права, принадлежащие учредителю траста, в качестве которого выступало государство, переходило к доверительному собственнику, права которого не были ограничены. В такой ситуации данная организационно-правовая форма давала большие возможности для присвоения государственной собственности.
Государство оказывает влияние на природу юридического лица, формы его выражения вовне, это обусловлено не только тем, что государство является собственником значительной части имуществ, но и то, что государство - орган управления и регулирования рыночного хозяйства.
В настоящее время разрабатывается концепция развития законодательства о юридических лицах, представляющая собой составную часть общего Проекта Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. Указанную Концепцию готовит Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации по поручению Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по исполнению положений Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации"[24]
К особенностям Проекта Концепции развития законодательства о юридических лицах необходимо отнести то, что основное внимание уделено не только положениям ГК РФ, но и немалому количеству федеральных законов о статусе юридических лиц, то есть Проект предполагает существенное реформирование содержания указанных нормативных актов в этой части.
Изменения и преобразования, которые намечены, направлены прежде всего на усиление роли Гражданского кодекса РФ в сфере регулирования статуса юридических лиц, в частности, некоммерческих организаций. Изменения коснутся и приведения в единую согласованную систему федеральных законов о статусе юридических лиц, как путем отмены устаревших и неэффективных законодательных актов, так и ряда других способов, например, их консолидации.
В частности, предполагается сократить число организационно-правовых форм некоммерческих организаций, а также изменить нормативно-правовую базу, регулирующую их гражданско-правовой статус, таким образом, чтобы она исчерпывалась нормами Гражданского кодекса.
Таким образом, Концепцией развития законодательства о юридических лицах не предполагается принципиально иного или коренного пересмотра общих норм ГК РФ в этой области, являющихся основополагающими. Скорее наоборот, она исходит из того, что для дальнейшего последовательного развития закрепленных в них идей и положений, является целесообразным необходимость их реализации как в Гражданском кодексе, так и в нормах федеральных законов, а также, с учетом современного отечественного и зарубежного опыта, их соответствующего обновления.
С учетом положений указанной Концепции создан Проект изменений в ГК РФ[25]. Изменения предполагают коснуться как общих положений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах, так и норм, касающихся отдельных видов, организационно-правовых форм юридических лиц.
Среди норм, касающихся общих положений ГК РФ о юридических лицах, необходимо отметить следующие.
Так, Проект содержит положение о том, что юридические лица, наряду с физическими лица, будут обладать гражданскими правами и нести гражданские обязанности. Таким образом, российское право идет по пути признания сущности юридического лица как реального субъекта со свойствами юридической личности.
Предполагается юридическим лицам в качестве учредительного документа иметь только устав, который, предположительно, будет типовым, утверждаемым в порядке, установленном ГК РФ.
В случае необходимости получения членства в саморегулируемой организации юридическим лицом для получения права осуществлять определенную деятельность, указанное право возникнет с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию, прекращаться право будет при прекращении действия членства в саморегулируемой организации.