Кодификация и другие формы систематизации гражданского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание

Целью работы является исследование систематизации современного законодательства.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- выявить значение и роль систематизации законодательства;
- отразить понятие и виды систематизации нормативных правовых актов;
- описать основные формы систематизации законодательства

Содержание

Введение………………………………………………………….. ….….2

1. Систематизация законодательства: понитие,задачи
1.1.Понятие и задачи систематизации законодательства.………. …...3
2. Формы системизации законодательства
2.1. Инкорпорация законодательства………..……………………….…5
2.2. Консолидация законодательства……………………………….…..7
2.3. Кодификация законодательства……………………………..…......9
Заключение……………………………………………………………...13

Работа состоит из  1 файл

Кодификация и другие формы систематизации гражданского законодательства.doc

— 761.00 Кб (Скачать документ)

                  

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

 
 
 
 
 

                                            Матчанов Иван Павлович

(Ф.И.О.  студента)

Кодификация и другие формы систематизации гражданского законодательства

(тема)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА: Гражданское право

(по дисциплине)

  студента__1__ курса группы  ЮВсБ(д)

 
 
                    Научный руководитель

                    _____________________

                    (ученая  степень, ученое звание)

                    _____________________

                    ( ФИО преподавателя)
                     
                    Дата  регистрации:
                    ____________________

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Всеволожск 2012

               ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение………………………………………………………….. ….….2

 

1. Систематизация законодательства: понитие,задачи

1.1.Понятие  и задачи систематизации законодательства.………. …...3

2. Формы системизации законодательства

2.1. Инкорпорация законодательства………..……………………….…5

2.2. Консолидация законодательства……………………………….…..7

2.3. Кодификация законодательства……………………………..…......9

 Заключение……………………………………………………………...13

          

Список использованной литературы……………………...…...……….15

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Введение 

      Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  ныне в России темпы правотворческой  и в первую очередь законодательной  деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования.  В отечественной и зарубежной литературе проблемам систематизации законодательства посвящено много книг, диссертаций и статей.

      Целью работы является исследование систематизации современного законодательства.

      Исходя  из цели поставлены  следующие задачи:

     - выявить значение и роль систематизации  законодательства;

     - отразить понятие и виды систематизации нормативных правовых актов;

    - описать  основные формы систематизации  законодательства

     - в заключение подвести итоги  по проделанной работе, подчеркнуть  наиболее важные моменты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Систематизация законодательства: понитие,задачи 

      1.1.Понятие  и задачи систематизации законодательства 

     Систематизация  законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в  инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

      Систематизация  нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование  нормативного материала путем его  обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами1. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов.

      Если  система права как следствие  исторического развития – объективный  феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты – феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.

      В результате систематизации устраняются  противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более  совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

      Систематизация  законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.

      Систематизация  законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих  нормативных актов, группировка  правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы  актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

      Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.

      Ныне  в России темпы правотворческой  и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

      Обычно  в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:

      1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими  учреждениями и организациями  действующих нормативных актов,  их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

      2) подготовка и издание различного  рода собраний и сборников  нормативных актов (инкорпорация  законодательства);

      3) подготовка и принятие укрупненных  актов на базе объединения  норм разрозненных актов, изданных  по одному вопросу (консолидация  законодательства);

      4) подготовка и принятие новых  актов (типа кодексов), в которые  помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства)2.  

           2.Формы системизации законодательства 

            2.1. Инкорпорация законодательства 

      Инкорпорация  представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции3.

      Особенность инкорпорации состоит в том, что  какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового  регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.

      Вместе  с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены такие коррективы. Из текста нормативных актов исключаются также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт.

      Инкорпорация  представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.

      Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.

      В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:

      1. При внешней обработке нормативно  – правовые акты располагаются  в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

      2. Содержание нормативно – правовых  актов, включаемых в инкорпоративные  сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.

      Деление инкорпорации на отдельные виды можно  производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

      Отличие кодификации от инкорпорации состоит  в следующем. Инкорпорация – достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует прежде всего цель обеспечить пользование законодательством. Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства4. 

      2.2. Консолидация законодательства 

     С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" законодательства. Один из путей преодоления такой множественности - консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Информация о работе Кодификация и другие формы систематизации гражданского законодательства