Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:27, доклад
Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования. Круг сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений.
Понятие коммерческой тайны
Коммерческая
тайна, в соответствии с гражданским
законодательством РФ, это информация
которая имеет действительную или потенциальную
коммерческую ценность в силу неизвестности
ее третьим лицам, к ней нет свободного
доступа на законном основании и обладатель
принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Следовательно, коммерческая тайна не
может быть общеизвестной и общедоступной
информацией, открытое ее использование
несет угрозу экономической безопасности
предпринимательской деятельности, в
связи с чем предприниматель осуществляет
меры по сохранению ее конфиденциальности
и защите от незаконного использования.
Круг сведений, составляющих коммерческую
тайну, а также возможное распределение
их по категориям важности в зависимости
от их ценности для предприятия, характера
и размера ущерба, который может быть нанесен
предприятию при разглашении этих сведений.
При этом сведения, составляющие коммерческую
тайну предприятия, отражаются в “Перечне
сведений, составляющих коммерческую
тайну предприятия, утверждаемом руководителем
предприятия. При разработке Перечня необходимо
учитывать требования постановления Правительства
РФ.
Для подготовки перечня сведений, относящихся
к коммерческой тайне предприятия, целесообразно
привлечь наиболее компетентных специалистов,
знакомых как с деятельностью предприятия
в целом, так и с работой отдельных подразделений.
Создается группа в составе не более 4-5
человек. В группе должны быть руководящие
специалисты, обладающие полным объемом
данных, которые могут быть отнесены к
коммерческой тайне. Однако это не означает,
что следует обязательно знакомить всех
привлекаемых экспертов с конкретными
сведениями, могущими представлять коммерческую
тайну, если ранее они эти сведения не
знали. Такой подход сделает работу группы
более рациональной и исключит уже на
первом этапе возможные предпосылки к
необоснованному распространению коммерческой
тайны.
Далее, перед
группой экспертов необходимо поставить
комплекс вопросов в следующей
. выделить все виды деятельности предприятия,
приносящие прибыль на данный момент
. исходя из имеющихся данных о рынке сбыта,
оценить превышает ли уровень прибыли
для данного вида деятельности аналогичные
показатели у других предприятий
. определить вероятную перспективу рентабельности
этой деятельности.
Нельзя использовать отнесение каких-либо сведений к категории коммерческой тайны в целях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий. Результатом работы экспертов должен стать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Вполне естественно, что по мере необходимости этот перечень должен пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно, желательно указать конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне. При наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем углу должен быть поставлен гриф. Например, “коммерческая тайна”. Решение о досрочном исключении сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т. п.). Решение о досрочном исключении сведений из категории, составляющих коммерческую тайну, принимаются теми же лицами, которые утвердили Перечень.
Примеры коммерческой
тайны: Крупнейшие в мире производители
прохладительных напитков фирмы“Кока-Кола”
и “Пепси-Кола” выделяют в качестве главных
секретов специальные добавки в концентрат,
из которого изготавливаются напитки.
Американские машиностроительные и приборостроительные
фирмы, широко рекламируя высокие качественные
характеристики своей продукции, держат
в глубоком секрете технологические особенности
изготовления основных узлов, определяющих
данные характеристики. Следует учесть
и другие факторы. Например, предприятие
может применять широко известные методы
организации производства, технологические
приемы, оборудование и т.п. и при этом
достигать высокой прибыли. Несмотря на
общедоступность таких данных, сам факт
их применения может являться коммерческой
тайной.