Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:47, контрольная работа
Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда – появление понятия "поколения прав человека".
Концепция трех поколений прав человека предполагает различие прав человека не только по сферам жизнедеятельности человека (личная, политическая, экономическая, социальная, культурная), но и по времени их возникновения.
Введение..................................................................................................................3
«Поколения» прав человека……………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………...11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БАШКИРСКАЯ
АКАДЕМИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра права
Контрольная работа по дисциплине «Права человека»
на тему:
Концепция
«поколений» прав человека
Выполнил:
Проверила:
ст. преподаватель
УФА
2011
Содержание
Введение......................
Заключение……………………………………………………
Введение
Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда – появление понятия "поколения прав человека".
Концепция трех поколений прав человека предполагает различие прав человека не только по сферам жизнедеятельности человека (личная, политическая, экономическая, социальная, культурная), но и по времени их возникновения.
Гражданские
и политические права направлены
на ограничение произвола
Социальные, экономические, культурные права призваны гарантировать человеку достойные условия жизни, определяют обязанности государства по обеспечению нуждающихся минимальными средствами существования, обязанности по социальной обеспеченности, необходимой для поддержки человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития человека. Эти права (право на труд, собственность, предпринимательство, забастовки и др.; право на социальное обеспечение, например, по возрасту в случае болезни, потери кормильца, инвалидности; право на образование, участие в культурной жизни) впервые получили международное признание во Всеобщей декларации прав человека (1948г.).
Коллективные права («права солидарности», «солидарные права») - право народа, право нации, право общности, ассоциации - основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы 20 столетия (право на развитие, право на здоровую окружающую среду, право пользоваться экономическим и культурным потенциалом человечества, право на мир и др.).
Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах – праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.
Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав.
В
конце XIX – начале XX в. новый либерализм,
оценив неблагоприятную ситуацию, связанную
с резкой поляризацией буржуазного
общества, выдвинул идею социального
реформирования общества, которое призвано
было смягчить противостояние богатых
и бедных. Можно отметить бисмарковскую
социальную политику. На основе Манифеста
германского кайзера 1881 г. в стране
была установлена единая система
социального обеспечения в
Так
были положены начала второго поколения
прав человека. Широкий набор таких
прав был закреплен в Конституции
СССР 1936 г., хотя некоторые из них (например,
право на образование) в качестве
программы были заявлены еще в
Конституции РСФСР 1918 г. Параллельно
с социальными преобразованиями
в Советском Союзе шла
И
хотя социальная защищенность гражданина
в СССР оказалась минимальной, тем
не менее она существовала и оказывала
воздействие на мировое общественное
сознание, на идею формирования прав второго
поколения. Немаловажное значение имела
и боязнь социальных взрывов и
потрясений в буржуазных государствах,
которые могли спонтанно
Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав – права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни общества и др. – во Всеобщей декларации прав человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении.
Права
первого поколения по своей природе
отличаются от прав второго поколения.
Это связано с позицией по отношению
к ним государства. Права первого
поколения в буржуазной политической
и правовой мысли квалифицировались
как негативные, т. е. право на защиту
от какого-либо вмешательства, в том
числе и государственного, в осуществление
гражданских прав (прав члена гражданского
общества) и политических прав (прав
участника осуществления
Иная природа у социальных прав. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Ряд современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя такого рода позиция не лишена оснований, тем не менее присоединение к Пакту создает обязательства для государства совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это закономерность развития современных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежных государств – ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Турции.
В период после второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На наш взгляд, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Такая точка зрения высказана К. Васаком, который к третьему поколению относит только коллективные права, основанные на солидарности, так называемые "права солидарности" – право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию, связанное с концепцией нового международного информационного порядка.
Позиция К. Васака представляется нам убедительной. Права третьего поколения – это коллективные права, а не какие-либо "новые" права индивида. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности.
Права,
относимые к третьему поколению,
весьма неоднородны. С одной стороны,
это так называемые «неотчуждаемые»
коллективные «права народов», основанные
на солидарности, к числу которых
относятся: право народа на существование,
на самоопределение, на развитие, на суверенитет
над своими естественными богатствами
и природными ресурсами, право на
благоприятную окружающую среду, на
равноправие с другими
Появление
международно-правовых актов по правам
человека свидетельствуют о том,
что идея и принципы обеспечения
прав человека давно перестала быть
внутренним делом государства, а
становится предметом заботы международного
сообщества. Внутригосударственные
институты защиты прав человека дополняются
международно-правовыми
Согласно части 3 статье 46 Конституции
Российской Федерации каждому
гражданину предоставляется
К правам четвертого поколения относятся такие права, как право на жизнь, право на честь и достоинство, право на свободу от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и наказания, свобода совести, право на благоприятную окружающую среду, право на образование и т. д.
Тем не менее, в науке прав человека в основу классификации прав человека по поколениям положен временной (исторический) критерий, т. е. актуализация для человечества определенных ценностей и возникновение исторических возможностей для их реализации.
В последнее время в научном сообществе говорят о появлении (формировании) прав четвертого поколения, которые связаны с новыми открытиями в области биологии, генетики, трансплантации и клонирования.
При этом под четвертым поколением прав человека понимают права, которые направлены на защиту биологической сущности человека. Так, в 1997 году юнеско приняло всеобщую декларацию о геноме человека, в которой осуждается клонирование человека.
В основе прав человека, безусловно, лежит такая нравственная категория, как человеческое достоинство, которое рассматривается как воплощение его высшей, ни с чем не сравнимой ценности. Все люди равны в своем достоинстве, однако права человека включают в себя не только нравственные аспекты, но и юридические, экономические, политические и др. сегодня права человека – это комплексная гуманитарная наука и дисциплина, которая сочетает элементы этики, философии и других общественных дисциплин, изучает человека и его права.