Концепция поколений прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:47, контрольная работа

Описание

Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда – появление понятия "поколения прав человека".
Концепция трех поколений прав человека предполагает различие прав человека не только по сферам жизнедеятельности человека (личная, политическая, экономическая, социальная, культурная), но и по времени их возникновения.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
«Поколения» прав человека……………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………...11

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 29.61 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

БАШКИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

                     Кафедра права 
                 
                 

Контрольная работа по дисциплине «Права человека»

на тему:

Концепция «поколений» прав человека 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Проверила: ст. преподаватель  
                   

УФА

2011

 

 

Содержание 

Введение..................................................................................................................3

  1. «Поколения» прав человека……………………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………...11

 

Введение

     Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда – появление понятия "поколения прав человека".

     Концепция трех поколений прав человека предполагает различие прав человека не только по сферам жизнедеятельности человека (личная, политическая, экономическая, социальная, культурная), но и по времени их возникновения.

     Гражданские и политические права направлены на ограничение произвола государственной  власти, они обязывают государство  не вмешиваться в сферу личной свободы человека (его автономной жизни) ,создают условия для участия  гражданина в политической жизни  страны. Эти права (право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, равенство  перед законом, свободу от произвольного  ареста пользование родным языком и  др.) представляют собой либеральные  ценности, результат (в основном) развития буржуазных отношений, буржуазных революций. Они нашли свое закрепление, например, во французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.), американском Билле о правах (ратифицирован в 1791г.), однако «первооткрывательство» в сфере прав человека принадлежит Англии (Великая хартия вольностей 1215г., Петиция о праве 1628г.).

     Социальные, экономические, культурные права призваны гарантировать человеку достойные условия жизни, определяют обязанности государства по обеспечению нуждающихся минимальными средствами существования, обязанности по социальной обеспеченности, необходимой для поддержки человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития человека. Эти права (право на труд, собственность, предпринимательство, забастовки и др.; право на социальное обеспечение, например, по возрасту в случае болезни, потери кормильца, инвалидности; право на образование, участие в культурной жизни) впервые получили международное признание во Всеобщей декларации прав человека (1948г.).

     Коллективные  права («права солидарности», «солидарные  права») - право народа, право нации, право общности, ассоциации - основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы 20 столетия (право на развитие, право на здоровую окружающую среду, право пользоваться экономическим и культурным потенциалом человечества, право на мир и др.).

 

  1. «Поколения» прав человека

   Первым  поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах – праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.

   Второе  поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение  своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав.

   В конце XIX – начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную  с резкой поляризацией буржуазного  общества, выдвинул идею социального  реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых  и бедных. Можно отметить бисмарковскую  социальную политику. На основе Манифеста  германского кайзера 1881 г. в стране была установлена единая система  социального обеспечения в сфере  социального страхования. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность  добывать себе содержание трудом (это  право не могло быть обеспечено в  послевоенной Германии), право на социальное страхование в случае старости, болезни  и т. д. Конституция в ст. 151 отмечала, что "строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и "целям обеспечения для всех существования, достойного человека".

   Так были положены начала второго поколения  прав человека. Широкий набор таких  прав был закреплен в Конституции  СССР 1936 г., хотя некоторые из них (например, право на образование) в качестве программы были заявлены еще в  Конституции РСФСР 1918 г. Параллельно  с социальными преобразованиями в Советском Союзе шла реформация экономических отношений в буржуазных государствах, поскольку реальная жизнь  с неизбежностью выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты человека, приобретавшей особое значение в XX в. в связи с ростом притязаний трудящихся на улучшение экономических условий существования, возрастанием национальных богатств развитых капиталистических стран.

   И хотя социальная защищенность гражданина в СССР оказалась минимальной, тем  не менее она существовала и оказывала  воздействие на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго  поколения. Немаловажное значение имела  и боязнь социальных взрывов и  потрясений в буржуазных государствах, которые могли спонтанно возникнуть как под воздействием внутренних кризисных состояний общества, так  и на основе опыта Советского Союза1, а также массированной пропагандистской кампании, которая в течение многих лет велась коммунистическими партиями, ссылавшимися на "великие социальные завоевания" трудящихся Советского Союза.

   Нормативное выражение социальных, экономических  и культурных прав – права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права  на образование, права на участие  в культурной жизни общества и  др. – во Всеобщей декларации прав человека и особенно в Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении.

   Права первого поколения по своей природе  отличаются от прав второго поколения. Это связано с позицией по отношению  к ним государства. Права первого  поколения в буржуазной политической и правовой мысли квалифицировались  как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том  числе и государственного, в осуществление  гражданских прав (прав члена гражданского общества) и политических прав (прав участника осуществления политической власти). Речь шла прежде всего о  защите индивидуальной свободы, ограничение  которой неизбежно обедняет сферу  общественной жизни и культуры. Очень  образно эта идея была выражена Н.М. Коркуновым: "Для того, чтобы исторически  вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы  она не замерла в неподвижном  застое, необходимо, чтобы цивилизация  включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное"2.

   Иная  природа у социальных прав. Для  их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать  социальные программы и вести  всестороннюю организационную и  хозяйственную деятельность, которая  позволила бы гарантировать провозглашенные  права. Ряд современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических  и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в  Пакте права не являются субъективными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя такого рода позиция  не лишена оснований, тем не менее  присоединение к Пакту создает  обязательства для государства  совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это закономерность развития современных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежных государств – ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Турции.

   В период после второй мировой войны  стало формироваться третье поколение  прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На наш взгляд, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Такая точка зрения высказана К. Васаком, который к третьему поколению относит только коллективные права, основанные на солидарности, так называемые "права солидарности" – право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию, связанное с концепцией нового международного информационного порядка.

   Позиция К. Васака представляется нам убедительной. Права третьего поколения – это  коллективные права, а не какие-либо "новые" права индивида. Разумеется, отдельный человек принимает  участие в реализации таких прав, но это участие связано не с  его личным статусом, а с его  положением как члена какой-либо общности.

   Права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые «неотчуждаемые»  коллективные «права народов»,  основанные на солидарности, к числу которых  относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет  над своими естественными богатствами  и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в  следующих международных  документах:  Всеобщей декларации права  свобод человека и гражданина 1948 г., Декларации о предоставлении независимости  колониальным странам и народам 1960 г., Международный пакт об экономических  социальных и культурных правах 1966 г.,  Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., и другие). С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу таких  категорий, относят дети, женщины, инвалиды, беженцы, представителей национальных и расовых меньшинств и др. То есть та категория граждан, которые более уязвима к нарушению прав и реализация прав которых требует от государства дополнительных гарантий. 

     Появление международно-правовых актов по правам человека свидетельствуют о том, что идея и принципы обеспечения  прав человека давно перестала быть внутренним делом государства, а  становится предметом заботы международного сообщества. Внутригосударственные  институты защиты прав человека дополняются  международно-правовыми институтами.

     Согласно части 3 статье 46 Конституции  Российской Федерации каждому  гражданину предоставляется возможность  в случаях предусмотренных международными  договорами РФ обращаться в  межгосударственные органы по  защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся  внутригосударственные средства  правовой защиты. Таким образом,  человек становится субъектом  международного права. Все это  свидетельствует о том, что  права человека играют важную  роль в сохранении национального  и международного сотрудничества.

   К правам четвертого поколения относятся такие права, как право на жизнь, право на честь и достоинство, право на свободу от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и наказания, свобода совести, право на благоприятную окружающую среду, право на образование и т. д.

   Тем не менее, в науке прав человека в основу классификации прав человека по поколениям положен временной (исторический) критерий, т. е. актуализация для человечества определенных ценностей и возникновение исторических возможностей для их реализации.

     В последнее время в научном сообществе говорят о появлении (формировании) прав четвертого поколения, которые связаны с новыми открытиями в области биологии, генетики, трансплантации и клонирования.

     При этом под четвертым поколением прав человека понимают права, которые направлены на защиту биологической сущности человека. Так, в 1997 году юнеско приняло всеобщую декларацию о геноме человека, в которой осуждается клонирование человека.

     В основе прав человека, безусловно, лежит такая нравственная категория, как человеческое достоинство, которое рассматривается как воплощение его высшей, ни с чем не сравнимой ценности. Все люди равны в своем достоинстве, однако права человека включают в себя не только нравственные аспекты, но и юридические, экономические, политические и др. сегодня права человека – это комплексная гуманитарная наука и дисциплина, которая сочетает элементы этики, философии и других общественных дисциплин, изучает человека и его права.

Информация о работе Концепция поколений прав человека