Конституционное право. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:15, шпаргалка

Описание

Основные понятия и темы.

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)
Понятие и предмет КП. КП регулир отнош, склад во всех сферах жизни общ-ва: соц, пол, эк, дух. Особенность предмета КП выраж в том, что его нормы регул лишь опр слой отнош в указ сферах. К его предмету относятся те отношения, к-ые м назвать базовой, основополаг в каждой из указ сфер. КП регул отн-ния, к-ые образ основу всего устройства общ-ва и гос-ва и непосредст связ с осущ гос власти. Это отнош м/д челом, общ-вом и гос-вом и отнош, опред устройство гос-ва и его функционирования. Метод прав регулирования – совокупность приёмов и способов прав воздействия на общ отнош (обязывающий, запрещ и т.д.) В целом конст-прав метод регулир общ отношений основывается на властно-императ началах. Это объясняется природой тех отнош, к-ые подпад под воздействие норм КП. Власт отношения опред содержание значительной части этиз норм. Хотя не малая их часть устанавливает содерж и гарантии прав чела, что означ соотв ограничения для гос органов. КП – это система ПН, регул полож чела в общ-ве и гос-ве, основы общ строя, основы организ деят-ти системы гос органов, органов мест управле-ния и самоуправления.  Система и источники КП. Объект причины (источники) возник и существ в КП коренятся в мат условиях жизни общ-ва, свойственные ему эк отношения. Под юр источником права в юр смысле поним те формы, в к-ых наход своё выражение ПН. Источники КП – НПА, к-ые обычно делятся на законы и подзак акты. Законы: осн, органические, обыч. Конст – осн источник КП. Эта её роль обуславливается факторами: 1В Конст установлены ПН общего хар-ра, являющиеся обсновополог для всего текущего конст-прав регулирования. 2Конст охватывает своим воздействием все сферы жизни общ-ва. Этим она отлич от всех остальных источником КП, связанных в регулир какой-л одной сферы общ отно-шений. 3Конст по сравнению с др источниками имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей терр РБ. Органические законы опред статус (положение) органов гос-ва на основе бланкетных статей Конст. Обычные законы регулир менее важные общ отношения по отнош к Конст и огранич законом, образ предмет КП. Конст, органич всегда в полном объёме явл источником КП. Обычные же законы, либо в полном объёме (о нар голосовании), либо частично (о праве соб-сти на землю, об обращении) в завис от налич в них конст-прав норм. В кач-ве источников выступ и содерж конст-прав нормы Правовые акты, приним През РБ (декреты, указы): декрет През №3 от 11.12.96 «Об утверждении положения об избрании членов Совета Республики НС РБ»; указы о назнач выборов в местн советы. Постановления Прав-ва, но лишь те, к-ые содержат конст-прав нормы. К источникам КП относятся и регламенты палат правительственных органов (о назначении референдума) и м/д-нар док-ты рацифицированные РБ, решения Конст Суда. КП явл частью единой правовой системы гос-ва, однако в свою очередь само явл сложной правов системой. Система КП выражается в её внутр строении, обусловленным теми связями, к-ые сущ м/д её нормами, опред основы их диферен-циаций и интеграций в определении правов образования, обладающие признаками элемента системы, также структуру последних. В системе КП принято выделять след институты, к-ые состав основы элемнта отрасли и объедин нормы, закреп-ляющие: 1Основы конст строя; 2Основы правов положения чела и гражданина; 3Система гос власти и система местного самоуправления. К-п  отнош (субъекты, объекты, содержание). КП устанавливает специфич прав состояние – провосубъектность участников опред отнош и тем самым активно воздействует на них. Опред вид общ отнош представляет собой к-п отнош – это общ отнош, урегулир нормами КП и возникающие на их основе индивидуализированные общ связи м/д субъектами КП. Содерж этих отношений явл спец поведение (деят-ть субъектов КП, обеспеч и направляемая гос-вом путём опред их конкрет прав и обязанностей). Спефика к-п отнош состоит в том, что большинство из них не содерж поимённой индивидуализации субъектов права, что индивидуализирует связь м/д субъектами права выраженная в опр всеобщности прав и обяз, т.е. субъектами данных отнош провозглаш все субъекты КП или всяопр их группа. Объектом к-п отнош выступают соц-эк и соц-пол ценности, основы личных прав и свобод, отнош соб-сти и т.д. природа к-п отнош раскрыв в содерж субъективных прав и юр обяз. Субъективное право управомачивает субъект действовать в границах определённых нормой КП по своему усмотрению, но установ в направлении для удовлетвор своих интересов и в необход случаях требовать соотв поведения от др, включая и гос органы. Субъективные юр обяз в к-п отнош властно-предписывают субъекту права должное поведение. Субъекты КП подраздел на 2 группы: физ лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства, группы граждан, избиратели, депутаты, члены Совета Респ (специфич субъекты), народ) и общественные образования. В нормах КП опред наиболее общие сороны правосубъектности индивидов, устанавливая их осн права и обяз. Причём, общая правосубъектность провозглаш равной для всех, а основным правам и обяз придана всеобщая значимость. Ко 2 группе субъетков относ гос-во в целом, его органы, территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, пол партии и др общ объединения. В общ отношениях, регулир нормами КП гос-ву принадлежит особ роль. Оно выступает в кач-ве регулятора общ отношений, прежде всего, как носитель правотворч власти, как правило само гос-во на становиться стороной этих отнош, оно предпис каким д.б. данное отношение м/д субъектами права и обеспечивает исполнение прав и обяз, определяющих содерж указанного предписания. Органы гос-ва, как субъекты КП, наделены опр компетенцией в соотв с возложенными на них задачами. Они выступ в данных отношениях как носители властных полномочий, либо как подчинённые субъекты, либо как равные участники договорных отношений. Территориальные общности реализ свои права либо ч/з свои органы, либо непосредственно путём проведения референдума. Возникновению конкрет к-п отношения на базе ПН предшествует юр факт. Именно с него нач реализ ПН. Благодаря юр факту, конкрет субъект становиться участником данного правоотнош, облад соотв прав и обязанностей. ТО, юр факт – событие или действие, к-ое влечёт за собой возникновение, измен или прекращ правоотношения. Событие происход независимо от воли субъекта. Действия связаны с волеизъявлением последнего. Действия м классиф на юр акты и юр поступки. Как правило, в развитие правоотнош, его движения побужд целой цепью системой юр актов. Источники науки кп. Конституция и иные нормативные правовые акты: решения референдумов, программные законы, кодексы, законгы, постановления палат парламента, декреты, указы президента, постановления совета министров,  международно-правовые договоры и иные международно-правовые акты…. Научные труды: монографии, научные статьи, тезисы, материалы конференций, научные доклады.
Признаки  правового государства: признание  прав и свобод человека, верховество  права, разделенин властей. В правовом обеспечивается раество всех перед законом и судом. . характерно свобода личности: дозволено всё  что не запрещено законом.

Внедрение оптимальной  системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную  работу гос. Механизма, позволяют удерживать ветви во взаимодейчтвии и взаимном действии.

Правовое государство- тип государства, в котором существует конст. Строй, т е принята и  дайствует конституция и реально  обеспечиваются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Погятие суверенитета народа, нации, госудаства и и взаимосвязь. Правитель….. формы суверенитета: народный суверенитет, суверенитет нации, гос суверенитет. Народный суверенитет- полновластие народа, сосредоточение в его руках политич, эконом средств, дающих ему реальную возможнлсть участия в управлении делами общества и государства.

Суверенитет нации- право нации на определение своей  судьбы, вплоть до создания национальной государственности…

Государственный суверенитет- свойство государства  самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за её пределами.

Правовое положение  иностранных граждан и лиц  без гражданства.

Иностранные граждане_ лица, не являющиеся гражданами РБ и  имеющиедоказательства своей принадлежности к гражданству доугого государства. Лица без граждагства- лица, не являющиеся грважданами РБ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Право убежеща.

Право убежеща- предоставление государством права  безопасного проживания на территории лицами, которые преследуются на своей родине или в других  странах за свои взгляды или деятельности. Лица получившие убежище в любом государстве, именуются политическими эмигрантами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мажоритарная  система (в основе принцип больш-ва) – избранными счит кандидаты, получившие установленное число голосов. В завис-ти какое это больш-во (относит, абсолют, квалифицированное) – система им разновидности: 1маж система относительного больш-ва – избранным счит тот кандидат, к-ый получил наибольш число голосов. При этой системе обычно не установл обязат минимум участия избирателей в голосовании. Эта система несправедливо относительно пол партий. 2маж сист абсол больш-ва – требует 50% + 1 голосов от общего числа избирателей, но это число м.б. трояким: –общее число зарегистрир голосов; –общее число поданых голосов; –общее число поданых действ голосов. При этой системе установлен нижний порог для участия избирателей, а если он не достигается – выборы недействительны. Деффект системы – частая нерезультативность. Особенно когда много кандидатов по одному округу. Этот деффект преодолев путём повторного голосования. 3маж система квалифиц больш-ва – избранным счит кандидат, получивший квалифицированное больш-во голосов. Квалиф больш-во устанавливается законом и д.б. выше абсолютного. Система пропорционального представительства пол партий заключ в том, чтобы кд пол партия получала число мандатов пропорц числу поданного избирателей. Она обеспеч представ-во для даже относит мелких партий, но это может негативно сказаться на формир Прав-ва в парлам республиках, при условии, что ни одна партия не наберёт абсол больш-ва в Парл-те.  Пропорц система может применяться только в многомандатных округах, чем больше округов, тем больше система пропорциональности м.б. достигнута. Для пропорц распределения мандатов наиб часто исп метод изб квоты – наим число голосов, необхдимых для избрания одного кандидата. Квота м определяться как для округа в целом, так и для всей страны. Определение квот часто состоит в слож матем рассчётах. Наиб простая – опред квоты путём деления общего числа поданых по данному округу голосов на кол-во подлежащих распределению мандатов. В ряде случаев примен смеш система, где сочит элементы как мажор, так и пропорц систем. Принципы  учатстия граждан  РБ в выборах . В соотв с разд 3 гл1 – граждане РБ участв в выборах на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избир права при тайном голосовании. Принцип всеобщности означ, что кд достигший опред возраста независимо от происхождения, соц и имущ положения, рассовой и нац принадлежгости, пола, образования, языка, отношония к религии, места жительства, рода и х-ра деят-ти имеет: –право избирать и быть избраным в соотв представ органы РБ. Активным избир правом наделяется с 18 лет, пассивное избир право предост в местные советы депутатов с 18 лет, в Палату представителей НацСобрания с 30 лет, През-нт – с 35 лет. Ограничение всеобщности на: 1граждан по своему псих или умствен состоянию не способных в полной мере осущ свои гражд права и гражд обяз-ти (в этом случае недееспособность подтверждается суд решением); 2лица, содерж по приговору суда в местах лишения свободы; 3лица, в отнош к-ых по УПК, избрана мера присечения – содержание под стражей. Для реал осущ данного принципа з/д-вом установл организац и прав гарантии: внесение в списки избирателей, орг-ция и порядок раб изб участков, провед выборов вне раб время, особый порядок голосования для лиц, к-ые не м явиться не изб участок. Осущ принципа всеобщности обеспеч мерами угол-прав защиты. Свободными явл те выборы, когда избир сам реш за кого ему голосовать. Равные выборы – кд избиратель им 1 голос и все изб, участ в выборах на равных основаниях. Элементы: 1налич у кд только 1 голоса обеспеч тем, что избиратель не м.б. включен не более чем в 1 списрк избирателей. Он голосует лично, и для получения бюллетеня надо предоставить документ, а в списке избир – отметка о выдаче бюллетеня. 2 – 1избиратель не им преимущ п/д др избирателем. Прямые выборы означ, что все избираемые органы гос власти избир гражданами непосредственно. Прямое отлич от непрямого, к-ое м.б. косвенным и многостепенным. При косвенном изб праве избиратели изб представителей. Суть многостеп состоит в выборах представителей в вышестоящ представит органами нижестоящими. Тайное – заключ в том, что на выборах исключ возможность какого-л контроля за волеизъявлением избирателя, а результаты голосования не м.б. известны др лицам. Этот принцип обеспеч тем, что в помещении для голосования образ спец кабины для тайного голосования, избри бюллетени не нумеруются.
 

 

Референдум. Ст 73. Для решения важнейших вопросов гос и общ жизни могут проводиться респ и мест референдумы. На респ реф могут выноситься важн вопросы гос и общ жизни РБ. На мест – вопрос, им важн значение для населения соотв адм-террит единиц и отнесённые к компет соотв местн Советов депутатов, исп и распоряд органов. Не могут выноситься на респ реф вопр: 1к-ые м вызвать нарушение террит целостности РБ; 2связ с избрание и освобожд През-та РБ, назнач долж л, назначение к-ых относ к компет През-та и палат Нац Собрания; 3о принятии и измен бюджета, установлении, измен и отмене налогов; 4об амнистии, о помиловании. Не могут вын на мест реф вопр: все выше + связанные с назнач на должность, утвержд в дожности или освобожд от должности, относ к компет мест исп и распоряд органа либо его руководителя. Респ референдумы назначаются През-том РБ по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, к-ое принимается на их раздельных заседаниях больш-вом голосов от полного состава кд из палат, либо по предложению не менее 450 тыс граждан, облад избир правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от кд из обл и г.Минска. Президент после внесения на его рассмотрение в соотв с законом предложений ПП и СР либо граждан о проведении референдума назначает респ референдум. Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3 мес со дня издания указа През-та о назначении Р. Решения, принятые респ Р, подписываются През-том. Мест Р назначаются соотв мест представит органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, облад избир правом и проживающих на соотв территории.  Если граждане выспупают с инициацивой о провед мест реф, ими образ иницат группа из числа лиц, имеющих право участв в реф, в кол-ве: в обл и г.Минске – не менее 50 чел; в районе, районе города – не менее 20 чел; в посёлке, сельсовете – не менее 10 чел. Р проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане РБ, облад избир правом. По представлению Ген прокурора РБ о нарушениях, допущ при проведении реф, Центр комиссии им право принять решение лиюо о провед в теч месяца повторного голосования на тех участках, где б допущены нарушения, либо о провед в теч года повторного голосования на всей террит РБ. Реф счит состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внес в списки граждан. Реш счит принятым, если за него в целом по РБ проголос более половины гражд, принявших участие в реф. Реш о принятии, измен и доп в Конст счит принятым, есл за него проголос более половины граждан, внес в списки голосования. Сообщение об итогах реф публик в печати Цент комиссией в 2-днев срок. Ст 77. Решения, принятые референдумом, м.б. отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. . Система гос органов РБ. В своей сов-ти ГО РБ образ ед систему. Единство сист ГО РБ обусловлено тем, что она основывается на гос целосности РБ, на единтсве системы гос власти. Ед системы ГО проявл в разграничении предмета ведения и полномочий м/д орг гос власти (+ все органы действуют совместно, наход в тесном взаимодействии и взаимозавис-ти). Одни органы избираются, др назначаются, одни из них руководят др. М/д всеми орг сущ тесная организац-прав связь. Единство сист ГО преполаг и разгранич её на составные части – виды ГО. В соотв с принципом разделения властей строится раздел ГО (законод, исп и суд власть). Кд из названных групп облад опред спецификой. 1орган законод власти – представит и законод учреж-ния, образуемые путём выборов. Гл их задача – законотв-во и иное правотв-во, рассмотр и реш др важн вопросов из компетенции. Они им разн наименование, колич состав и организ стр-ру, а также пременяют свойственные им формы деят-ти. Форма и функционирование – сессии. 2орагн исп влатси – это как правило назначаемый орг, осн особонностью деят-ти его практич организующий х-р, направленный на выполнение Конст и законов РБ, иных НПА. Отличит особенность не только испол, но и рапоряд правотворч деят-ть, к-ая состоит в издании норм и индивил ПА, направленных на исполнение законов и всего обширного объёма компет-ции названых органов. Характ черта – господственный принцип единоначалия в сочет с коллегиальностью в ходе рассмотр вопр и принятия управленч решений и осущ упр деят-ти. 3специфич разновидность органов гос власти предястав орг суд власти (суды). Важнейшая особенность суд власти и ее органов – в осущ правосудия, являющегося сдержанием деят-ти данной конст-выделенной власти. Суд власть осущ по ср-вам конст, гражд, хоз, адм и угол судопроизв-ва на основе дем организации судов и опред процесс форм. Суды независимы и подчин только закону. Они несменяемы и неприкосаемы. Разбир-во дел в суде открытое, а судопр-во осущ на основе состязательности и равенства сторон. 4особ влючевое место в системе органов гос власти РБ заним През-нт РБ. Это принципиально нов для РБ гос институт, к-ый им существ влияние на всю систему ГО. Он самостоятелен в организац отнош и прямо не принадлеж ни к одной из ветвей власти, но обеспеч их согласов функционир-ние, обеспеч приемственность и взаимодейств орг гос власти, осущ посредничество м/д ними. Он тесно взаимод-ет с законод орг, им обширное полномочие в сф исп власти, осущ назнач всех судей, кроме 6 судей Конст Суда. Как клава гос-ва представ РБ внутри страны и м/днар отнош. Выступ в кач-ве высш представит гос власти, явл гарантом Конст, прав и свобод чела и гражд, приним меры по охр суверенитета РБ, её независимости и гос целостности. 5особ группа гос органов – прокуратура и комитет гос контроля. Прокуратура РБ составляет ед и целостную систему органов прокур, к-ую возглав Ген Прокурор РБ, назнач През-том с согл Совета Респ. Прокуратура осущ надзор за точным и единообразным исполнен законов, декретов, указов и иных НПА министерствами и др подведомств Совету Министров органами, мест представит и исп орг, предприят, учрежд и орг-циями, общ объед, долж л и гражданами. Прокуратура осущ надзор при расслед преступлений, соотв законам суд решений по гр, адм, угл делам в случаях, предусмотр законом, осущ предварит следствие, поддерж гос обвинение в судах. Контроль за исполнением респ бюджета, использ гос соб-ти, исп актов През-та, Пар-та, Пр-ва и др гос органов, регулирующих отнош гос соб-ти: хоз, налог, фин отнош; осущ Комитет гос контроля.

1Нац Собрание Þ обл и Минский гор советы депутатов Þ гор и район советы деп Þ сельские и поселковые сов деп.

2Совет Министров Þ обл и Мин гор исп комитет Þ гор и район исп комитет Þ адм-ции Þ сельск и поселк исполкомы.

3Конст Суд Þ ВС Þ ВХС.

Не входят, но явл  ГО: Прокуратура и Комитет гос  контроля.

Основы  конст статуса  Нац Собрания РБ. НС РБ ялв представит и законод орг РБ. Пар-нт состоит из 2-х палат: Палаты Представит и Совета Респ. Представит х-р обусловлен порядком его формирования. Состав Палаты П – 110 депутатов, избир в соотв с Избир кодексом. В силу ст. 191 Коснт тайным голосованием избир на заседаниях мест советов депутатов кд области и г.Минска по 8 членов Совета Р, 8 членов назнач През-нт – члены СР представляют в Пар-те инстересы областей и г.Минска. НС олицетворяет принцип раздел властей, а также принцип разграничения предметов ведения и полномочий  м/д  орг гос власти. В отнош с др структурами власти НС выступает, как самостоят орган законод власти, осущ ф-ции, свойственные Пар-ту. Оно юр не подчинено никкому гос органу, в т.ч. През-ту, Прав-ву. Значимы взаимоотнош НС с През-том. Он учатсвует в зак процессе, подпис законя, м досрочно распустить Пар-нт, назначает выборы в ПП и СР. Глава гос-ва обладает большими реал полномочиями, вместе с тем обязан соблюдать законы, на им право подменять НС. НС играет значит роль с отнош Прав-ва. ПП участвует в назнач премьер-министра, заслуш док-ну премьер-министра о программе развития, одобряет или отклоняет её, рассматр вопр о доверии к Прав-ву. Взаимоотнош Пар-та с суд властью проявл в том, что СР даёт согласие на назначение През-том председателя Конст Суда, председ и судей ВС и ВХС, избир 6 судей Конст Суда. Суд играет важн роль в обеспеч законности, признаные им неконст акты утрач силу. НС, осущ регулирование, принимая законы, обяз для остальных ветвей власти, не д нарушать их само
. Совет Министров РБ. Ст 106. Исп власть в РБ осущ Прав-во – СовМин РБ – центр орган гос управления. Прав-во в своей деят-ти подотчетно През-ту и ответственно п/д Пар-том РБ. Прав-во слагает свой полномочия п/д вновь избранным През-том РБ. Прав-во состоит из Премьер-министра, его замов и министров. В состав Прав-ва могут входить и руководители иных респ органов гос управления. Премьер-министр назначается През-том РБ с согл Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей През-нт РБ вправе назначить исполняющего обяз-ти Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить нов выборы. Работой Правительства руководит Премьер-министр. Прав-во или любой член Правительства вправе заявить През-ту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осущ возложенных на них обяз-тей. Прав-во заявляет През-ту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Прав-ву. Премьер-министр может поставить п/д Палатой представителей вопрос о доверии Прав-ву по представленной программе или по конкр поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает. През-нт вправе в 10-дн срок принять реш об отставке Прав-ва или о роспуске Палаты представителей и назначении нов выборов. При отклонении отставки Прав-во продолжает осущ свои полномочия. През-нт вправе по собст инициативе принять решение об отставке Прав-ва и освободить от должности любого члена Прав-ва. В случае отставки или сложения полномочий Прав-во РБ по поручению През-та продолжает осущ свои полномочия до сформирования нов Прав-ва. Ст 108. Прав-во РБ издает постановления, им обяз силу на всей территории РБ. Премьер-министр изд в пределах своей компетенции распоряжения. Компетенция, порядок организации и деят-ти Прав-ва опред на основе Конст-ции законом о СовМине РБ. . Порядок деят-ти Нац Собрания РБ. – законод процесс. Конст-ция закрепл основы деят-ти НС. Подробно процедура работы палат регулир регламентами палат Пар-та. Первая после выборов сессия палат Пар-та созывает Цент комиссия по выборам и провед референдумов и нач свою работу не позднее, чем ч/з 30 дней после выборов. Палаты собир на 2 очередные сессии. Первая сессия открыв 2 окт и её продожительность не м.б. более 80 дней. Вторая – открыв 2 апр и ее продолж-ть не м.б. более 90 дней. Палаты в случ особой необход-ти созыв на внеочеред сессии по инициативе През-та по его указу, а также по требованию больш-ва (не менее 2/3) от полного состава палат по опред поестке дня. Кд палата из своего состава избир председателя и зама, к-ые ведут заседания и ведуют внутр распорядком. Заседания явл открытыми, но если треб интересы гос-ва, то проводятся закр (решения приним больш-вом голосов). Во время заседаний, в том числе и закрытых, През-нт, его представитель, премьер-министр и члены Прав-ва м ыступить вне очереди столько раз сколько они этого потребуют. Первое заседание в мес резервируется для вопр депутатов ПП, членов СР и отсетов Прав-ва. Как и ПП, члены СР вправе обратиться с запросом к пр-министру, членам Прав-ва, руковод гос орг, образ или избир Пар-том. Запрос д.б. включён в повестку дня палаты. Ответ в течении 20 сессион дней. Заседание палат счит правомочным при условии, что на них присутств не м 2/3 депутатов ПП и членов СР. голосование в палатах открытое и осущ лично, путём подачи голосов «за» или «против». Тайное голосование провод только при реш кадровых вопр. Решения ПП примин в форме законов и постановлений. Постановления приним по вопр распорядит и контрол х-ра. Решение палат счит принятым, если за них проголос больш-во от полного состава палат, если иное не предусмотр Конституцией. Суд власть в РБ, её конст  закрепление. Суд власть – одна из ветвей гос власти, осн назнач к-ой состоит в охране членов общ-ва от любого произвола, как от произвола др граждан, так и от непраильных действий самого гос-ва, его органов, дожн л. Обеспечивая разреш возникших в общ-ве конфликтов на основе права, подчинен закону всех субъектов общ жизни, суд власть играет важн роль в сдерживании т огранич законод и исп ветвей власти, осущ контроля их деят-ти. СВ включ в себя систему независ судов, наделённых власт полномочиями по окончат разреш от имени гос-ва правовых споров, применению предусмотр законом мер гос воздействия к лицам, виновн в соверш правонарушений. Осн задача СВ – обеспечить реализ требований закона, торжество права и справ-ти; суд защита явл наиб эффектив и надёжн формой защиты субъект прав и интересов граждан. Законод и исп ветви власти оказ существ воздействие на функционир СВ. Законод власть ч/з принятие законов опред суд систему и принципы её деят-ти, компетенцию суд орг, статус судей, порядок рассмотр ими дел и т.д. Исп власть осущ подготовку кадров, организ матер-технич обеспечение деят-ти судов. Но ни одна из ветвей не д вмеш в сф правосудия, осущ иных ф-ций суд власти. СВ облад всеми присущ её признаками. Решения, приним в рамках своей комп-ции суд органами, обяз для всех гос орг, долж л и граждан. Суд органы примен разнообраз виды гос принуждения (см казнь, лишение свободы…). Наряду с этив СВ присущ ряд спец признаков, отлич её от иных властей: 1 исключительность СВ, т.к. осущ правосудия не м осущ каким-л др органом, кроме суда ни при каких обстоят-вах. Специфика СВ заключ и в особ процедуре – процесс форме осущ ее полномочий. Она явл наиб сложн формой юрисдокц деят-ти, и детально регламентир законом. И практич любые её наруш м стать тснованием для отмены приговора суда, реш по гражд или хоз делам. Процесс форма деят-т и установл спец НПА: угол-проц, гражд проц, хоз-проц кодексами и нормами адм з/д-ва. СВ отлис особ статусом и режимом деят-ти долж л (судей), осущ эту власть. Согл Закону РБ «О судоустройстве и прав статусе судей в РБ» от 13 янв 1995г. – судьями м.б. гражд РБ (с 25 лет), им высш юр образование, несоврш дескредитир его поступков и стаж работы по спец-ти не менее 2 лет или прошедш стажировку не менее 2 лет и сдавших квалификационный экзамен. Особ система контроля за деят-тью СВ. Он м.б. только прав контролем за законностью суд решений и соблюд судами процедуры его принятия. Это исключ какое-л вмешательство в отправление правосудия, а тем более в оценку реш суда органами законод и исп валсти с позиции целесообразности. Такая система контроля носит в основном внутр х-р, осущ по ср-вам суд надзора ввиде кассационного и надзорного рассмотр материалов дела вышестоящ судами.
Суд власть в РБ, её конст  закрепление. Суд власть – одна из ветвей гос власти, осн назнач к-ой состоит в охране членов общ-ва от любого произвола, как от произвола др граждан, так и от непраильных действий самого гос-ва, его органов, дожн л. Обеспечивая разреш возникших в общ-ве конфликтов на основе права, подчинен закону всех субъектов общ жизни, суд власть играет важн роль в сдерживании т огранич законод и исп ветвей власти, осущ контроля их деят-ти. СВ включ в себя систему независ судов, наделённых власт полномочиями по окончат разреш от имени гос-ва правовых споров, применению предусмотр законом мер гос воздействия к лицам, виновн в соверш правонарушений. Осн задача СВ – обеспечить реализ требований закона, торжество права и справ-ти; суд защита явл наиб эффектив и надёжн формой защиты субъект прав и интересов граждан. Законод и исп ветви власти оказ существ воздействие на функционир СВ. Законод власть ч/з принятие законов опред суд систему и принципы её деят-ти, компетенцию суд орг, статус судей, порядок рассмотр ими дел и т.д. Исп власть осущ подготовку кадров, организ матер-технич обеспечение деят-ти судов. Но ни одна из ветвей не д вмеш в сф правосудия, осущ иных ф-ций суд власти. СВ облад всеми присущ её признаками. Решения, приним в рамках своей комп-ции суд органами, обяз для всех гос орг, долж л и граждан. Суд органы примен разнообраз виды гос принуждения (см казнь, лишение свободы…). Наряду с этив СВ присущ ряд спец признаков, отлич её от иных властей: 1 исключительность СВ, т.к. осущ правосудия не м осущ каким-л др органом, кроме суда ни при каких обстоят-вах. Специфика СВ заключ и в особ процедуре – процесс форме осущ ее полномочий. Она явл наиб сложн формой юрисдокц деят-ти, и детально регламентир законом. И практич любые её наруш м стать тснованием для отмены приговора суда, реш по гражд или хоз делам. Процесс форма деят-т и установл спец НПА: угол-проц, гражд проц, хоз-проц кодексами и нормами адм з/д-ва. СВ отлис особ статусом и режимом деят-ти долж л (судей), осущ эту власть. Согл Закону РБ «О судоустройстве и прав статусе судей в РБ» от 13 янв 1995г. – судьями м.б. гражд РБ (с 25 лет), им высш юр образование, несоврш дескредитир его поступков и стаж работы по спец-ти не менее 2 лет или прошедш стажировку не менее 2 лет и сдавших квалификационный экзамен. Особ система контроля за деят-тью СВ. Он м.б. только прав контролем за законностью суд решений и соблюд судами процедуры его принятия. Это исключ какое-л вмешательство в отправление правосудия, а тем более в оценку реш суда органами законод и исп валсти с позиции целесообразности. Такая система контроля носит в основном внутр х-р, осущ по ср-вам суд надзора ввиде кассационного и надзорного рассмотр материалов дела вышестоящ судами. Конст Суд РБ, порядок  формирования, состав и полномочия. Контроль за конституционностью НА актов в гос-ве осущ Конст Судом РБь. КС РБ формируется в кол-ве 12 судей из высококвалифиц специалистов в обл права, имеющих, как правило, ученую степень. 6 судей назначаются През-том, 6 судей избираются Советом Респ. Председатель КС назначается През-том с согл СР. Срок полномочий членов КС – 11 лет. Предельный возраст членов КС – 70 лет. КС по предложениям През-та РБ, Палаты представителей, СР, Верх Суда РБ, ВХС РБ, СовМина РБ дает заключения: 1о соотв-вии законов, декретов, указов През-та, м/днар договорных и иных обязательств РБ Конст-ции и м/днародно-прав актам, ратифиц РБ; 2о соотв актов межгос образований, в к-ые входит РБ, указов През-та, изданных во исполнение закона, Конст-ции, м/днародно-прав актам, ратифиц РБ, законам и декретам; 3о соотв-вии постановлений СовМина, актов ВС, ВХС, Ген прокурора Конст-ции, м/днародно-прав актам, ратифиц РБ, законам, декретам и указам; 4о соотв актов любого др гос органа Конст-ции, м/днародно-прав актам, ратифиц РБ, законам, декретам и указам.

НА или их отдельные положения, признанные неконст, утрачивают силу в порядке, определяемом законом. В случаях, предусмотренных Конституцией, КС по предложению През-та дает заключение о наличии фактов систематич или грубого нарушения палатами Парламента Конституции РБ. Компетенция, организация и порядок деят-ти КС определяются законом.

Принципы….Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:законность;социальная справедливость;защита прав и законных интересов граждан;сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управ-ления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интере-сы граждан;единство и целостность системы местного управления и самоуправления;взаимодействие органов местного управления и самоуправления;разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о прини-маемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обос-нованность принимаемых решений;обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполни-тельных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полно-мочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, преду-смотренных настоящим Законом и другими законодательными актами.
 

 

Систему органов местного управления составляет совокупность государственных орга-нов, осуществляющих государственно-управленческую деятельность на местном уровне. Еди-ная система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из обла-стных, районных, городских, поселковых и сельских исполни¬тельных комитетов и местных ад-министраций.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы терри-ториального  об¬щественного самоуправления (советы и комитеты микро¬районов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квар¬тальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осу¬ществляется также путем проведения местных референду¬мов, собраний граждан и через иные формы прямого учас¬тия граждан в го-сударственных и общественных делах (ст. 117 Конституции Республики Беларусь) Сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы составляют систему Сове-тов в Республике Беларусь, единство которой обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интере-сах на¬селения, социального и экономического развития соответст¬вующей территории. В силу статьи 118 Конституции Рес¬публики Беларусь местные Советы депутатов избираются гражда-нами соответствующих административно-террито¬риальных единиц сроком на четыре года.

В Республике Беларусь устанавливаются 3 территори¬альных уровня Советов:

• первичный;

• базовый;

• областной.

К первичному территориальному уровню отно¬сятся сельские, поселковые, городские (го-родов районного подчинения) Советы.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчи-нения) и районные Советы.

К областному территориальному уровню отно¬сятся областные Советы. Минский город-ской Совет депута¬тов обладает правами базового и областного Советов.

Согласно статье 120 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местно-го значения исходя из общегосударствен¬ных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения выше¬стоящих государственных органов.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных  и территориальных единиц.

Исполнительным  и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

Исполнительные  комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов район-ного подчинения), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областно-го уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления. В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комите-та, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.

Областные (Минский  городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, вхо-дящим в  компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты пер-вичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнитель-ным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответствен перед соответствую-щим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Председатели  исполнительных комитетов назначаются  на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждают-ся в должности соответствующими Советами. Исполнительный комитет:

разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан; разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществле-нию программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполне-нии.

В процессе исполнения местного бюджета исполнительные комитеты вправе вносить в соответствующий Совет свои предложения об изменениях по доходам и расходам этого бюдже-та. Областные и Минский городской исполнительные комитеты представляют в республи-канский орган государственного управления в области финансов консолидированные бюджеты на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные этим органом; Местная администрация:

обеспечивает  на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Бе-ларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и выполнение решений вышестоящих исполнительных комитетов и Советов, принятых в пределах их компе-тенции; разрабатывает и вносит на рассмотрение городского исполнительного комитета схему управления территорией и ее развития, предложения о структуре и штатной численности мест-ной администрации; распоряжается коммунальной собственностью города в пределах полно-мочий, предоставленных соответствующим городским Советом;

Характеристика  местных распорядительных органов. Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Полномочия Совета сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва. Советы вправе:

по взаимному  согласию Советов различных уровней  перераспределять между собой от-дельные  полномочия в области хозяйственного и социально-культурного строительства наряду с необходимыми для их осуществления ресурсами; передавать часть своих полномочий испол-нительным и распорядительным органам, органам территориального общественного само-управления по просьбе или с согласия этих органов, за исключением полномочий, предусмот-ренных статьей 121 Конституции Республики Беларусь; выступать учредителями местных средств массовой информации.

Вопросы, затрагивающие  интересы сопредельных территорий, решаются соответствую-щими Советами совместно. Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия, устанавливают расходы на их содержание в соответствии с настоящим Законом и иными акта-ми законодательства Республики Беларусь.

Организационно-техническое  и иное обеспечение деятельности Совета и созданных им органов осуществляется аппаратом Совета и исполнительным комитетом.

В областных (Минском  городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются  президиумы. Работу городского (города районного подчинения), поселково-го и сельского Советов организует председатель соответствующего Совета.

В состав президиума Совета входит председатель Совета, его  заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению  Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. Председатели постоянных комиссий, входящие в состав прези-диума, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной или производственной деятельностьюПрезидиум Совета:

организует работу по созыву сессий Совета, сообщает депутатам и доводит до сведения населения время и место проведения сессии, а также вопросы, вносимые на рассмотрение Сове-та, и принятые по ним решения; осуществляет руководство подготовкой сессий Совета и во-просов, вносимых на их рассмотрение; координирует деятельность постоянных и временных комиссий и депутатских групп, вносит на рассмотрение Совета предложения о создании посто-янных комиссий Совета; организует контроль за выполнением решений Совета;

информирует Совет  о своей деятельности; оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией; оказывает помощь депу-татам в проведении приема граждан, подготовке отчетов перед избирателями, трудовыми кол-лективами;

вносит на сессию Совета предложения по вопросам, связанным с реализацией прав и исполне-нием обязанностей депутатов, в том числе с освобождением депутатов от исполнения ими про-изводственных обязанностей на время подготовки и проведения сессий Совета, заседаний его постоянных и временных комиссий; организует взаимодействие Совета с исполнительными комитетами и местными администрациями, общественными объединениями, трудовыми кол-лективами и органами территориального общественного самоуправления;

обеспечивает  гласность работы Совета; организует обсуждение гражданами проектов решений Совета, иных важнейших вопросов местного значения; обеспечивает широкое участие трудо-вых коллективов, общественных объединений и граждан в разработке, принятии и реализации решений по вопросам местного значения

Структура Совета Министров Республики Беларусь как форма его организации  представляется в следующем виде: Собственно Совет Министров; Президиум  Совета Министров; Аппарат Совета Министра.

Постоянно действующим  органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.

Аппарат Совета Министров имеет структуру, состоящую  из структурных элементов - отделов, управлений.

Аппарат состоит  из: руководителя Аппарата; заместителей руководителя Аппарата; структурных подразделений Аппарата.

Руководитель  назначается на должность и освобождается  от должности Советом Министров  по согласованию с Президентом. Заместители  руководителя Аппарата, в том числе  и первый, назначаются на должность и освобождаются от должности постановлением Совета Министров. Структурные подразделения Аппарата устанавливаются и утверждаются распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь.

Основное предназначение, цель создания Аппарата состоит в  организация своевременной и  качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, а также в организации контроля за исполнением декретов, указов, директив, распоряжений и поручений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Подотчетность Совета Министров Республики Беларусь.

Совет Министров  Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Совет Министров  Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал  представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

Срок полномочий Совета Министров Республики Беларусь.

Совет Министров  Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь, если Президентом Республики Беларусь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, не принято решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь принимает постановление о сложении полномочий.

В случае сложения полномочий Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Совета Министров Республики Беларусь.

Отставка Совета Министров Республики Беларусь.

Совет Министров  Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Совета Министров Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности. Совет Министров Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и принимает постановление Совета Министров Республики Беларусь об отставке.

Совет Министров  Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Совету Министров Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь и  освободить от должности любого члена Совета Министров Республики Беларусь.

Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой  сложения полномочий Советом Министров  Республики Беларусь в полном составе.

В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Совета Министров Республики Беларусь.

 Организация деятельности Сов мина. Заседания Совета Министров Республики Беларусь и порядок принятия на них решений.

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Совета Министров Республики Беларусь.

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проходят под председательством Премьер-министра Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.

Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются  большинством голосов членов Совета Министров Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства  голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Вопросы, рассматриваемые  на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.

На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь решаются наиболее важные вопросы, относящиеся  к компетенции Совета Министров  Республики Беларусь.

Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются:

вопросы подготовки проекта бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, исполнения бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

основные направления  внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

вопросы подготовки отчета о деятельности Совета Министров  Республики Беларусь перед Президентом Республики Беларусь. Заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер-министра Республики Беларусь, а при его отсутствии – под председательством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь. В случае отсутствия Премьер-министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь проведение заседаний осуществляется Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы экономики. Комиссии и иные формирования, создаваемые Советом Министров Республики Беларусь.

Совет Министров  Республики Беларусь для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также для выполнения отдельных поручений может создавать постоянные или временные комиссии и иные формирования.

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь.

Для организации  и контроля исполнения принимаемых  Советом Министров Республики Беларусь решений создается Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, который действует на основании положения, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь.

Руководитель  Аппарата Совета Министров Республики Беларусь по статусу является министром, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь.

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный.

Место Совмина.  Совет Министров вступает в тесные взаимоотношения с другими органами власти, прежде всего, с Президентом и Парламентом. Следует учитывать особенности взаимоотношений Правительства и Президента. Президент определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства и его членов. Он обладает правом руководить Правительством, председательствуя на его заседаниях, отменять акты Правительства, его декреты и указы обязательны для исполнения Правительством. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту. В ряде случаев Правительство может строить отношения с Национальным собранием только с разрешения или согласия Президента. Так же Президент определяет идеологию во всех сферах деятельности Правительства.

Отношения Совета Министров Республики Беларусь с  Национальным собранием Республики Беларусь.

Совет Министров  Республики Беларусь обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента Республики Беларусь, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь организует разработку проектов законов Республики Беларусь.

По поручению  Президента Республики Беларусь Совет  Министров Республики Беларусь вправе вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь об объявлении рассмотрения проекта закона Республики Беларусь срочным.

С согласия Президента Республики Беларусь Совет Министров  Республики Беларусь вправе требовать  от Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принятия на своих  заседаниях решения путем голосования в целом за весь внесенный Советом Министров проект закона Республики Беларусь или его часть с сохранением лишь тех поправок, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь либо Советом Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь может требовать принятия Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь окончательного решения, если согласительной комиссией, созданной в соответствии с Конституцией Республики Беларусь вследствие отклонения Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь проекта закона Республики Беларусь, не принят его согласованный текст. Взаимодействие Совета Министров Республики Беларусь с Национальным банком Республики Беларусь.

Национальный  банк Республики Беларусь совместно  с Советом Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь и представляет Президенту Республики Беларусь для ежегодного утверждения Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Совет Министров  Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации.

Отношения Совета Министров Республики Беларусь с  местными Советами депутатов.

Совет Министров  Республики Беларусь в целях учета  интересов Республики Беларусь и  ее административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь определяет вместе с местными Советами депутатов порядок и степень их участия в выполнении государственных программ, совместных проектов, рассматривает предложения местных Советов депутатов.

Компетенция Правительства

Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в  экономической сфере.

Совет Министров  Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в экономической сфере:обеспечивает проведение единой экономической политики;регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию;осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь;обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов;принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами;устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ; Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в финансовой сфере.

Совет Министров  Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в финансовой сфере:обеспечивает проведение единой финансовой политики;ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь проект бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год и отчет о его исполнении;осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь;обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь;определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области науки, образования.

Совет Министров  Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области  науки, образования:обеспечивает проведение единой государственной политики;участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики;принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его использования, более широкому применению на практике результатов научных исследований, изобретательства и рационализаторства;осуществляет меры по развитию научных организаций, подготовке научных работников высшей квалификации; Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь:разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями;принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;

Понятие админ-тер деление. Административно-территориальное деление  территории  Республики Беларусь  как  унитарного  государства  -  это  деление   территории Республики  Беларусь  на  определенные  части в целях эффективной организации государственного управления и  местного  самоуправления, обеспечения  законности  и правопорядка,  реализации прав,  свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь. Административно-территориальное устройство складывается в течение длительного времени, иногда даже столетий. В его основе лежат экономические, политические, социальные и другие факторы, обязательно учитывается фактическое расселение граждан (поданных) на конкретной территории. В прямом значении анализируемое понятие применимо лишь к унитарному государству, так как для федерации первично федеративное устройство. В последнем случае собственно территориальное членение присуще субъектам федерации - штатам, провинциям, землям.

Совокупность  территориальных единиц образует территориальное деление государственной территории. Территориальные единицы являются пространственным пределом функционирования региональных (местных) институтов публичной власти.

Представительные  органы власти создаются далеко не во всех административно-территориальных единицах. В некоторых странах принята “государственная” теория местного самоуправления: эти органы рассматриваются как продолжение центральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход чаще всего обосновывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться центром.

В статье 2 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь" дается перечень основных  принципов   административно-территориального устройства. В Законе говорится, что Административно-территориальное устройство     в     Республике Беларусь основывается на принципах:единства и  неотчуждаемости  территории Республики Беларусь как естественного  условия  существования  и  пространственного  предела самоопределения  народа,  основы  его  благосостояния и суверенитета Республики Беларусьсочетания общегосударственных  интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;сочетания единой  государственной  власти  Республики Беларусь, осуществление  которой  основано  на  принципе  разделения   ее   на законодательную,    исполнительную    и    судебную,    с    местным самоуправлением;осуществления местными  Советами  депутатов,  исполнительными и распорядительными  органами  своих  полномочий  в  пределах   границ соответствующих административно-территориальных единиц;равномерности, сбалансированности и комплексности  развития административно-территориальных  единиц,  взаимосвязи административно-территориального  устройства  и социально-экономического районирования;включения в состав территорий  более  крупных административно- территориальных   единиц  территорий  менее  крупных административно-территориальных единиц;примерного равенства    размеров   территории   и   численности населения административно-территориальных единиц одного вида;многообразия правовых  статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их  назначением,  местными особенностями,  уровнем  социально-экономического развития и другими факторами;гласности и  учета  общественного  мнения  при решении вопросов административно-территориального устройства.

Админ-тер. Единицы. Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В целях определения  пространственных пределов компетенции  местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов для  каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.

Территории городов  в целях оптимальной организации  исполнения решений, связанных с  удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности при необходимости делятся на районы, не являющимися самостоятельными административно-территориальными единицами.

Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы  Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.

Территория области  делится на территории районов и  городов областного подчинения как  административно-территориальных единиц.

Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.

Компетенция республиканских  органов государственного управления и местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в пределах соответствующих административно-территориальных единиц определяется законодательством Республики Беларусь. Населенный пункт   -   компактно  заселенная  часть  территории Республики Беларусь,  место постоянного жительства граждан,  имеющая необходимые  для  обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения,  собственное  наименование  и  установленные  в соответствующем порядке территориальные пределы. К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.  В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:  город Минск - столица Республики Беларусь; города областного подчинения;  города районного подчинения.  Населенные пункты,   в   которых   находятся   местные   Совет депутатов,   исполнительные   и  распорядительные  органы,  являются центрами соответствующих административно-территориальных единиц. Населенные  пункты Республики Беларусь относятся к определенным категориям в зависимости от:  численности проживающего населения;  уровня  развития и специализации производственной и  социально-культурной инфраструктуры; государственных   функций,  осуществляемых  на  соответствующей территории.   К категории городов относятся: город  Минск  -  столица  Республики Беларусь.  Статус  города Минска определяется законом;   города   областного   подчинения   -   населенные   пункты    с численностью  населения не  менее 50  тысяч человек,   являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. 

 

 

    51. Порядок выборов и прекращения полномочий През РБ. Статья 81. Президент избирается на 5 лет непосредственно народом РБ на основе всеобщего, свободного, равного и прямого изб права при тайном голосовании. Одно и то же лицо м.б. Президентом не более 2 сроков. …Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. …Выборы Президента назначаются Палатой предст не позднее чем за 5 мес и проводятся не позднее чем за 2 мес до истечения срока полномочий предыдущего Президента. …Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем ч/з 30 дней и не позднее чем ч/з 70 дней со дня открытия вакансии. Статья 82. Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более ½ граждан РБ, включенных в список избирателей.

Президент считается  избранным, если за него проголосовало более ½ граждан РБ, принявших участие в голосовании. …Если ни 1 из кандидатов не набрал необход кол-ва голосов, то в 2-недельный срок проводится 2 тур голосования по двум кандидатам, получившим наиб кол-во голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании…Статья 83. Президент вступает в должность после принесения Присяги… …С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются. Статья 87. Президент м в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается ПП. Статья 88. Президент РБ м.б. досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осущ обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее 2/3 голосов от полного состава ПП и большинством не менее 2/3 голосов от полного состава СР на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. …Президент м.б. смещен с должности в связи с совершением гос измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава ПП по предложению не менее 1/3 ее депутатов. Расследование обвинения организуется СР. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее 2/3 от полного состава СР, а также не менее 2/3 от полного состава ПП. …Непринятие СР и ПП решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соотв с Конст вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента. …В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматр Верх Судом.

52. Компетенция През РБ. Статья 84. Президент РБ: 1назначает респ референдумы; 2назначает очередные и внеочередные выборы в ПП, СР и местные представит органы; 3распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; 4назначает 6 членов Центр комиссии РБ по выборам и проведению респ референдумов; 5образует, упраздняет и реорганизует Адм-цию Президента РБ, др органы гос управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте; 6с согласия ПП назначает на должность Премьер-министра; 7определяет структуру Прав-ва РБ, назнач на должность и освобождает от должности замов Премьер-министра, министров и др членов Прав-ва, принимает решение об отставке Прав-ва или его членов; 8с согласия СР назначает на должность Председателя Конст Суда, Предс Верх Суда, Предс Высшего Хоз. Суда…; 9с согласия СР назначает на должность судей Верх Суда, судей Высшего Хоз. Суда, Председателя Центр комиссии по выборам и проведению респ референдумов, Ген прокурора. Председателя и членов Правления, Нац банка; 10назначает 6 судей Конст Суда, иных судей РБ; 11освобождает от должности Председателя и судей Конст Суда, Председателя и судей Верх Суда, Председателя и судей Высшего Хоз. Суда, Председателя и членов Центр комиссии по выборам и проведению респ референдумов, Ген прокурора. Председателя и членов Правления НБ по основаниям… с уведомлением СР; 12назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета гос контроля; 13обращается с посланиями к народу РБ о положении в гос-ве и об осн направлениях внут и внеш пол-ки; 14обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, к-ые заслушиваются без обсуждения на заседаниях ПП и СР; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать п/д ними в любое время с речью или сообщением; 15имеет право председательствовать на заседаниях Прав-ва РБ; 16назначает руководителей респ органов гос управления и определяет их статус;

назначает представителей Президента в Парламенте и др долж лиц…17решает вопросы о приеме в гражданство РБ, его прекращении и предоставлении убежища; 18устанавливает гос праздники и праздничные дни, награждает гос наградами, присваивает классные чины и звания; 19осущ помилование осужденных; 20ведет переговоры и подписывает м/днар договоры, назначает и отзывает диплом представителей РБ в иност гос-вах и при м/днар организациях; 21принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломат представителей иност гос-ств; 22в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате к-ых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории РБ или в отдельных ее местностях чрезвыч положение с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение СР; 23…вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3-мес срок; 24подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конст, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в ПП; 25имеет право отменять акты Прав-ва; 26осущ контроль за соблюдением з/д-ва местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исп и распорядительных органов в случае несоотв их з/д-ву; 27формирует и возглавляет Совет Безопасности РБ; назначает на должность и освобождает от должности Гос секретаря СБ; 28является Главнокомандующим ВС РБ; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование ВС; 29вводит на территории РБ в случае воен угрозы или нападения воен положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение СР…

   
57. Декреты и указы През РБ. Статья 85. Президент на основе и в соотв с Конст издает указы и распоряжения, имеющие обяз силу на всей территории РБ. …В случаях, предусмотренных Конст, Президент издает декреты, имеющие силу законов…Статья 101. ПП и СР законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законод полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон д определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. …Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих измен и доп Конст, ее толкование; измен и доп программных законов; утверждение респ бюджета и отчета о его исполнении; измен порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конст прав и свобод граждан. Закон о делегировании законод полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу. …В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Прав-ва может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Прав-ва, они скрепляются подписью Премьер-м. Временные декреты д.б. в 3-дневный срок представлены для последующего рассмотрения ПП, а затем СР. Эти декреты сохр силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава кд из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, к-ые отменены.    

Информация о работе Конституционное право. Ответы