Конституционно-правовые нормы: понятия, признаки, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание

Конституционное право - ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое поло¬жение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуп¬равления. Конституционное право характеризуется особым пред¬метом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в про¬цессе реализации суверенитета российского народа во всех его фор¬мах, обеспечения функционирования институтов представитель¬ной и непосредственной демократии.

Содержание

Введение 1
Понятие и предмет конституционного права. 2
Источники конституционного права. 6
Конституционно-правовые нормы и институты 6
Особенности конституционно - правовых норм 7
Классификация конституционно-правовых норм 8
Заключение 19
Список используемой литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Конституционно-правовые нормы понятия, признаки, классификация..docx

— 45.82 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение 1

Понятие и предмет конституционного права. 2

Источники конституционного права. 6

Конституционно-правовые нормы и институты 6

Особенности конституционно - правовых норм 7

Классификация конституционно-правовых норм 8

Заключение 19

Список используемой литературы 19

Введение

Конституционное право - ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования - исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия - установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений - конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ).1

Понятие и предмет конституционного права. 

Термин конституция (от лат. constitutio установление) был известен еще  в Древнем Риме и использовался  для выражения различного рода установлении и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни сменившее его феодальное государство  не имели конституций как основного  закона государства, в котором закреплялось бы его устройство. Конституции в  собственно государственно-правовом смысле появились в результате буржуазных революций и были призваны зафиксировать  экономическое и политическое господство буржуазии. 

Под конституцией в юридической  науке понимается основной закон (система  законов), обладающий высшей юридической  силой и закрепляющий основы общественного  строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов. 2

Сущность любой конституции  состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения  политических сил, существующего на момент принятия основного закона. Современная юридическая наука  классифицирует существующие конституции  по различным критериям. 

  1. По форме действующие конституции бывают писаные и неписаные. Под писаной конституцией обычно понимают единый основной закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие важнейшие общественные и государственные институты и изложенные по определенной системе. Неписаная это такая конституция, которая представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций. 
  2. По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный и неограниченный срок действия временные и постоянные. Большинство конституций являются постоянными, хотя в истории имели место случаи принятия конституций на определенный срок . 
  3. В зависимости от способа принятия или изменения конституции делятся на гибкие (изменяемые в обычном законодательном порядке) и жесткие (принимаемые или изменяемые в порядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодательным процессом) 
  4. По форме правления, определенной самой конституцией, они делятся на монархические и республиканские.
  5. В зависимости от формы государственного устройства конституции классифицируются на федеративные, унитарные и конфедеративные.
  6. По закрепленному политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные. 3

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых  представляет собой относительно самостоятельную  часть правовой системы. В юридической  науке основными критериями деления  права на отрасли являются предмет  и метод правового регулирования. Предметом конституционного права  как отрасли права являются общественные отношения, возникающие в связи  с закреплением и регулированием:

  1. основ конституционного строя, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
  2. взаимоотношений между государством и гражданином.
  3. состава и компетенции ее субъектов.
  4. организации и функционирования системы органов власти Республики, органов судебной власти. 

Метод правового регулирования  конституционного права обусловлен многообразием содержания общественных отношений. Нормы конституционного права это правовые нормы, которые  регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Для  осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права. 

Нормы конституционного права  можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация  может быть произведена по различным  признакам, критериям. В юридической  науке существуют немало таких критериев. По характеру содержащихся предписаний  нормы конституционного права классифицируются на:

  1. управомочивающие;
  2. обязывающие;
  3. запрещающие. 

По степени определенности содержащихся предписаний различают  нормы:

  1. императивные;
  2. диспозитивные. 

По юридической силе (форме  закрепления) эти нормы подразделяются на: 

  1. конституционные (обладающие высшей юридической силой);
  2. содержащиеся в иных законодательных актах. 

Таковы основные виды конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно  встретить и другие критерии классификации  норм конституционного права и соответствующие  им виды конституционно-правовых норм. 

Нормы конституционного права  могут быть объединены в правовые институты по признаку регулирования  однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную  обособленность. Таковыми являются институт гражданства, институт избирательного права и др. 

Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми  отношениями. Для общественных отношений  вообще и для правоотношений в  частности характерно наличие как  минимум двух сторон отношений, именуемых  субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и  организации, органы, социальные общности. 

Конституционно-правовые отношения  возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами. В зависимости от отношения к  воле людей юридические факты  подразделяются на события и действия. События это явления, не зависящие  от воли человека. 

Под действиями же понимают юридические факты, которые происходят по воле людей. Наиболее распространенным в юридической науке критерием  классификации является субъект  конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные). Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное  право как отрасль права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Республики, взаимоотношений между государством и гражданином, деятельности системы органов государственной власти, других субъектов республики.  4

Источники конституционного права. 

Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения  правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права. Источниками конституционного права Республики являются законодательные  и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К  ним относятся: 

  1. Конституция Республики главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные. Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия. 5
  2. Помимо Конституции к источникам права относятся законы, дополняющие Конституцию: Закон о статусе Президента, Закон о статусе Правительства, Закон о Государственной Думе RR. 
  3. С учетом специфики Республики, к источникам конституционного права относятся Правила Большой Политической игры (БПИ). Эти Правила являются вторым по важности после Конституции правовым актом Республики. 6

Конституционно-правовые нормы и институты

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные государственным принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Особенности конституционно - правовых норм

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и  значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого  среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) значительно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяснения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в конституционном праве лишь при определении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Классификация конституционно-правовых норм

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления  специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения  эффективности их применения. Классификация  конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены и классифицированы по различным основаниям. Так, по характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть императивными, когда в них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия») и ст. 50 Конституции Франции («Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительства, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства»). Примерами вторых являются: положение ст. 63 Основного закона ФРГ, согласно которому, если кандидатура на должность Федерального канцлера в течение определенного срока так и не смогла получить необходимого большинства голосов членов Бундестага, то «Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг»; а также положение ч. 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которому, если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов». Как уже отмечалось, в конституционном праве, в отличие от отраслей частного права, преобладают императивные нормы.

По их назначению в механизме  правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые — формы и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование. Так, в ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой», а в ч. 2 той же статьи — процессуальная норма: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации».

По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового  воздействия на соответствующие  общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие («Защита Испании является правом и обязанностью испанцев» — ст. 30 Конституции Испании или «Уважение и защита достоинства человека является первоочередной обязанностью государства» — ст. 2 Конституции Греции); б) запрещающие («Никто из членов королевской семьи не может быть министром» — ст. 98 Конституции Бельгии или «Применение смертной казни не допускается» — ст. 24 Конституции Португалии); в) дозволяющие («Все граждане Нидерландов имеют равное право на доступ к государственной службе» — ст. 3 Конституции Нидерландов или «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации» — ст. 11 Основного закона ФРГ).

Информация о работе Конституционно-правовые нормы: понятия, признаки, классификация