Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа
Как известно правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.
Введение………………………...…………………………………………………1
Библиография………………………………………………………………….…18
1.8. Иные
конституционные обязанности
связаны с конкретным
правовым статусом лица
Так,
статья 38 устанавливает обязанность родителей
заботиться о детях и заниматься их воспитанием,
а также обязанность совершеннолетних
трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных
родителях, эти конституционные обязанности
подробно регламентируются Семейным кодексом
РФ.7 Статья 43 Конституции
РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих)
обеспечить получение детьми основного
общего образования. Некоторые конституционные
нормы устанавливают обязанности специальных
субъектов права (например, обязанность
должностных лиц органов государственной
власти и органов местного самоуправления
обеспечить возможность граждан возможность
ознакомиться с документами и материалами,
непосредственно затрагивающих их права
и свободы). Некоторые конституционные
нормы устанавливают обязанности-запреты
(например, запрет пропаганды социального,
расового, национального, религиозного
или языкового превосходства).
1.9. Ограничения
прав и свобод в условиях
режима чрезвычайного
положения
Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и зашиты конституционного строя государства.
Согласно ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
В настоящее время федеральный конституционный закон не принят и в Российской Федерации действует Закон РСФСР от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»,8 который подлежит применению в части, не противоречащей нормам Конституции РФ. Данный закон определяет условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения.
Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:
Условием введения чрезвычайного положения является реальная, чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан или конституционному строю, вызванная обстоятельствами, послужившими основанием для введения чрезвычайного положения, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
Прерогатива решения вопроса о введении чрезвычайного положения принадлежит Президенту РФ. Президент РФ издает указ, о чем незамедлительно сообщает Федеральному Собранию (ст. 88 Конституции РФ). Указ о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (п. «б» ч. 1, ст. 102 Конституции РФ).
В указе должны быть приведены обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.
В Законе РСФСР «О чрезвычайном положении» установлен перечень чрезвычайных мер, включая исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан на период введения чрезвычайного положения. К ним относятся: особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка; запрещение проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций и др.); запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр. В наиболее опасных случаях, когда чрезвычайное положение вводится по первой группе оснований, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы СМИ, приостановление деятельности политических и иных общественных объединений, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания за их счет.
Вместе
с тем ч. 3 ст. 56 Конституции РФ указывает
на перечень прав и свобод человека, которые
не подлежат ограничению ни при каких
обстоятельствах. Это право на жизнь, право
на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, право на защиту
своей чести и доброго имени, достоинство
личности, свобода совести, свобода предпринимательской
деятельности, право на жилище, а также
права человека, связанные с осуществлением
судебной защиты.
Как особый государственно-правовой институт основные права, свободы и обязанности обладают рядом таких свойств, признаков, которые выделяют их из всей системы прав, свобод и обязанностей граждан и обусловливают их определяющую роль в оформлении правового статуса личности в демократическом обществе и государстве.
Отечественные юристы единодушны в том, что основные права, свободы и обязанности образуют общественно-правовой институт, но они расходятся относительно его содержания. Если большинство ученых считают, что в этот институт следует включать все записанные в конституции права, свободы и обязанности граждан, то некоторые, напротив, полагают, что к нему относятся не все, а лишь те права, свободы и обязанности, которые непосредственно связаны с функционированием государственной власти.
Предметом конституционного права является не взятое в отдельности то или иное, записанное в Основном законе право, свобода и обязанность, а все вместе, в единстве, в комплексе.
Вывод о том, что все взятые вместе основные права, свободы и обязанности образуют единый конституционно-правовой институт, имеет важное теоретическое и практическое значение, так как он позволяет взглянуть на них как на нечто целостное, обладающее специфическими признаками и свойствами системы. Конституционные права, свободы и обязанности рассматриваются как основополагающие. Основными конституционные права, свободы и обязанности являются не только по форме, поскольку они закреплены в Основном законе Российского государства, но, что особенно важно, и по содержанию. Именно содержание конституционных прав, свобод и обязанностей выделяет их из всей системы прав, свобод и обязанностей граждан, обеспечивает им в правовом статусе личности решающее значение. Форма же, т.е. закрепление их в Основном законе, есть лишь прямое следствие исключительного значения их содержания.
Вопрос о правах, свободах и обязанностях, порядок их размещения решается конституциями по-разному. Наиболее распространенными является такой порядок, когда в Основном законе фиксируются только права и свободы, а обязанности отсутствуют. Как уже отмечалось, это прежде всего относится к старым конституциям (Конституция США, например). Другое размещение это когда обязанности закрепляются отдельно от прав и свобод. Такая форма конституционного закрепления характерна для современных конституций.
Во многих конституциях права, свободы и обязанности записаны в одной главе и реже, когда им посвящены самостоятельные главы. В качестве примера можно привести Конституцию Республики Узбекистан (гл. 11) .
В
современной Конституции
Практическое
значение такого способа размещения прав,
свобод и обязанностей и их гарантий оказало
бы действенную помощь также и разработчикам
законов, развивающих и конкретизирующих
права, свободы и обязанности. Из этого
тезиса вытекают для них примерно такие
правила: во-первых, в любом законе должны
содержаться не только права и свободы,
но и обязанности, и они должны быть сопряжены
между собой; а во-вторых, отсутствие одного
из указанных компонентов делает закон
односторонним, поскольку регулировать
отношения между обществом, государством
и личностью можно успешно, опираясь на
два рычага права и обязанности.
Из того факта, что конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для других прав, свобод и обязанностей, вовсе не вытекает вывод, что вторые составляют часть первых. Соотношение между этими двумя группами прав, свобод и обязанностей - не отношение части к целому. И конституционные права, и права, установленные нормами каждой отдельной отрасли права, носят самостоятельный характер. Соотношение тут совершенно иное: оно состоит в том, что конституционные права, свободы и обязанности граждан указывают исходное, главное направление развития всей системы прав и обязанностей граждан. Конституционные права, свободы и обязанности определяют в принципе содержание, основную целевую направленность всех других прав, свобод и обязанностей.
Однако записанные в Конституции права, свободы и обязанности для своего претворения в жизнь нуждаются в конкретизации и развитии посредством текущего законодательства. В противном случае они рискуют в значительной степени остаться нереализованными. Поэтому, подчеркивая самостоятельное значение конституционных прав, свобод и обязанностей, в то же время не следует их отрывать от всех остальных прав, свобод и обязанностей, в совокупности которых воплощены содержащиеся в них идеи.
В результате правотворчества, развернувшегося в нашей стране за последние годы, целый ряд конституционных прав и свобод, а также их обязанностей были конкретизированы в нормах текущего законодательства.
Конституционные права, свободы и обязанности обладают наивысшей юридической силой.
Из
этого свойства прежде всего следует,
что все другие права, свободы
и обязанности должны в принципе
соответствовать
Из
наличия у конституционных
Обеспечение за конституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина.
Российское государство берет на себя обязанность охранять, обеспечивать и защищать, т.е. гарантировать, все права и свободы человека и гражданина независимо от того, в каком нормативном акте они записаны (ч. 1 ст. 45) . Однако повышенное внимание оно уделяет основным правам и свободам, а также обязанностям. Это выражается в том, что указанные правд и свободы закреплены в специальной главе Конституции (гл. 2) . Оно также проявляется и в том, что содержащиеся в Основном законе государства положения, направленные на реализацию прав и свобод, имеют в виду прежде всего претворение в жизнь именно основных прав и свобод.