Конституционный контроль в Португалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 20:13, доклад

Описание

Конституция Португалии 1911 г. впервые закрепила принцип судебного контроля в отношении конституционности законов. Однако только Конституцией 1976 г. была предусмотрена и создана специализированная и действенная система конституционного контроля. До 1982 г. эти полномочия осуществляли Революционный Совет и конституционная комиссия. С 1982 г. действует Конституционный суд.

Работа состоит из  1 файл

конст котр в португалии.docx

— 15.56 Кб (Скачать документ)

ПОРТУГАЛИЯ

Согласно Конституции  Португалии (ред. 1992 г.), Конституционный  суд считается органом судебной власти (ст. 211, 223). Кстати, Конституция  Португалии 1911 г. впервые закрепила  принцип судебного контроля в  отношении конституционности законов. Однако только Конституцией 1976 г. была предусмотрена и создана специализированная и действенная система конституционного контроля. До 1982 г. эти полномочия осуществляли Революционный Совет и конституционная  комиссия. С 1982 г. действует Конституционный  суд.

Конституционный суд состоит  из 13 судей, из которых 10 назначает парламент 2/3 голосов, 3 - Конституционный суд. Из назначенных парламентом 10 судей 6 и из назначенных Конституционным  судом 3 судей должны быть избраны  из числа судей других судов, а  остальные должны быть юристами. Судьи  Конституционного суда дают клятву перед  Президентом Республики. Они не могут  выполнять другую оплачиваемую работу. Разрешается только заниматься неоплачиваемой преподавательской и научной  деятельностью. Как и во многих других странах, здесь также члены Суда независимы и несменяемы до конца  срока деятельности. Они могут  прекратить исполнение своих обязанностей добровольно или по решению суда, если есть основания. Судьи не могут  быть членами какой-либо партии и  вообще заниматься политической деятельностью.

Срок пребывания на должности - 6 лет. Председатель Суда избирается членами  Суда (ст. 224).

Полномочия Конституционного суда:

- решение вопроса конституционности  и законности (формальной и материальной) законов, международных договоров; 
- подтверждение факта смерти Президента Страны, его физической неспособности а также временной невозможности исполнять свои обязанности; 
- в случае отсутствия на территории страны Президента Республики в порядке, предусмотренном Конституцией, при возникновении спора о согласии или несогласии парламента или специальной комиссии с фактом подтверждения отсутствия Президента Республики (подтверждение факта отсутствия без согласия по ст. 132 приводит к отставке Президента); 
- в случае отставки Президента, дает парламенту заключение в отношении обоснованности этого; 
- разрешение споров, связанных с выборами (при осуществлении этого правомочия, в связи с выборами Президента и депутатов Европарламента, имеет право производить проверки и подтверждает их результаты. Во время парламентских и местных выборов берутся на рассмотрение только споры. Эти вопросы рассматриваются на пленарном заседании); 
- подтверждение факта смерти кандидатов в Президенты или их физической неспособности участвовать в новых выборах (ст. 127 п. 3); 
- утверждает законность уставов политических партий и их объединений, соответствие Конституции и законам (в этом вопросе тоже есть существенная особенность. Конституционному суду Португалии предоставлено право регистрации политических партий и их коалиций, и начиная с 30 ноября 1993 г. , в установленном законом порядке ежегодно проверять банковские cчета партий); 
- предварительно утверждает конституционность проведения референдумов.

Достойна внимания и та особенность, что Конституционному суду Португалии предоставлено право  осуществлять контроль имущественного положения государственных чиновников. Каждый чиновник, занимающий высокий  политический пост, в начале и конце  своей карьеры представляет в  Конституционный суд декларацию о доходах и собственности. Суд  правомочен проверять декларации и  публиковать их в печати.

Конституционный суд также  правомочен (ст. 280 Конституции) рассмотреть  следующие судебные решения:

а) решение Суда об отказе обращения в Конституционный  суд относительно неконституционности  правовой нормы; 
б) решение об изменении решения относительно конституционности правовой нормы, принятого во время судебного процесса; 
в) когда суд не принимает обращение о противоречии закону подзаконного акта; 
г) когда принимается решение отказать местному органу или субъекту в обращении по поводу противоречия правовой нормы местному или республиканскому закону; 
д) когда суд отказал органу республиканской власти или субъекту в обращении по поводу законности правового акта территориального органа.

Конституционный суд правомочен рассматривать и жалобы на решения  судов, которые относятся к неконституционности  или противозаконности этих решений.

В Конституционный суд  могут обращаться Президент Республики, председатель парламента, премьер-министр, защитник прав человека, генеральный  прокурор, 1/10 депутатов, министры, территориальные  законодательные органы, их председатели или 1/10 депутатов, руководитель территориального исполнительного органа (по вопросам компетенции территориальных органов) (ст. 281).

На основании обращения  Президента, до подписания закона или  ратификации международного договора решает вопрос их конституционности. Основная особенность в том, что (также, как  в Румынии) парламент может 2/3 голосов  подтвердить юридическую силу принятого  им правового акта. Определен круг законов (в частности, о выборах, референдуме, Конституционном суде, обороне, чрезвычайных ситуациях и  т. д. , которые должны приниматься  квалифицированным большинством голосов), по вопросу предварительного контроля которых в Конституционный суд могут обращаться премьер-министр или 1/5 депутатов. А министры в порядке предварительного контроля могут обращаться по территориальным (региональным) правовым вопросам.

Интересные особенности  есть в порядке судопроизводства. В частности, докладчики по делу избираются жеребьевкой и обязаны представить  проект решения. При голосовании  решения, в случае равенства голосов, председатель имеет право решающего  голоса. По вопросам абстрактного контроля решения принимаются на пленарном  заседании Суда, а по вопросам конкретного  контроля для рассмотрения дел и  принятия решения организуются палаты, состоящие из 6 членов. Причем, председатель может перенести рассмотрение какого-либо конкретного дела на пленарное заседание.

Стороны в Суде представлены адвокатами, рассмотрение дел письменное. Судебный процесс не публичный.

В суде есть 2 постоянных представителя  прокуратуры. Если по конкретным делам  данная правовая норма трижды признается несоответствующей Конституции, то представители прокуратуры в  Суде могут начать процедуру абстрактного контроля. В этом случае решение  Суда имеет всеохватывающий характер и данная норма теряет силу. В  этой стране также Суду предоставляется  право самостоятельно решать сроки  введения в действие своих решений.

Одной из существенных особенностей конституционного правосудия Португалии является то, что там действует  так называемая "система смешанного типа", т. е. вопрос решения конституционности  нормативных актов по конкретным делам правомочны решать и суды общей  юрисдикции. Одновременно их решения  по этим вопросам могут быть обжалованы в Конституционном суде. Обращающийся также может потребовать, чтобы  рассматриваемый вопрос о конституционности  был перенесен в Конституционный  суд. Во всех случаях, принятые по конкретным делам решения распространяются только на данное дело. Суд принимает  решения и по вопросам соответствия законам подзаконных актов. Обычно такой контроль конкретный. 

 


Информация о работе Конституционный контроль в Португалии