Конституция - основной закон Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание

Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся Конституции как основного закона Республики Беларусь.
Для достижений указанной цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:
1) Понятие и социальная сущность Конституции
2) Регулирующая роль и юридические свойства Конституции
3) Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретические сведения о Конституции………………………………..……..4
1.1 Понятие и социальная сущность Конституции……………………….…….4
1.2 Юридические свойства Конституции………………………………….…….5
2 Конституция Республики Беларусь………………………………………..…..9
2.1 Этапы формирования белорусской конституции…………………...………9
2.2 Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.....16
2.3 Особенности белорусской Конституции……………………………….…..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………….…..30

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 68.61 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИТУЛЬНИК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

1 Теоретические сведения  о Конституции………………………………..……..4

1.1 Понятие и социальная сущность Конституции……………………….…….4

1.2 Юридические свойства Конституции………………………………….…….5

2 Конституция Республики  Беларусь………………………………………..…..9

2.1 Этапы формирования  белорусской конституции…………………...………9

2.2 Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.....16

2.3 Особенности белорусской Конституции……………………………….…..26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников……………………………………….…..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодняшнее развитие содержания конституций обусловлено развитием  общества в соответствующих странах. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят  сво¨ отражение в эволюции конституционного законодательства.

Конституция Республики Беларусь является основным источником отрасли  конституционного права.

Однако как наша, так  и зарубежная конституционно-правовая (государственно-правовая) наука не ограничивается лишь этим аспектом исследования конституции.

Огромное значение конституции  в жизни всякого общества, ее принципиально  особое место во всей правовой системе  государства называют необходимость  всестороннего изучения конституции  как самостоятельного объекта научного познания.

Ученые анализируют понятие  и сущность конституции, предпосылки, способы ее возникновения, ее виды, юридические свойства, место в  правовой системе государства, принципы, функции и другие стороны правовой природы конституции.

В каждой стране своеобразными  путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми  или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории  развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние  на ход исторического процесса.

Конституция Республики Беларусь отражает общие, родовые черты, присущие природе этого вида нормативных  правовых актов.

Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся Конституции  как основного закона Республики Беларусь.

Для достижений указанной  цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:

1) Понятие и социальная  сущность Конституции

2) Регулирующая роль и  юридические свойства Конституции

3) Общая характеристика  Конституции Республики Беларусь. Порядок принятия, внесения изменений  и дополнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  сведения о Конституции

 

1.1 Понятие и социальная сущность Конституции

 

Термин «конституция»  был известен еще в Древнем  Риме: так называли акты императора, имевшие высшую юридическую силу; использовался он и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное значение термин «конституция» приобрел в  ходе буржуазных революций. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности государственного и общественного строя, гарантию своего участия в осуществлении государственной власти.

В настоящее время в  юридической литературе приводится много определений конституции, в основе их берется регулируемый конституцией предмет, а также ее место в системе правовых актов.

Наиболее общим определением конституции будет следующее: “  Конституция — это основной закон  государства, закрепляющий организацию  государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом  и гражданами (индивидуумами)”.

Формально Конституцию можно  определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует  другое название - Основной Закон. Ранее  предыдущие Конституции нашей Республики имели это второе (сопутствующее) название. Сейчас определение Конституции  Республики Беларусь как Основного  Закона содержится лишь в ее преамбуле.

Все современные конституции  закрепляют два важных аспекта, которые  составляют предмет конституционного регулирования:

1) провозглашение и гарантирование  прав и свобод человека и  гражданина;

2) организацию государственной  власти, а часто и определяют  основы конституционного строя,  форму государства (форму правления,  государственного устройства и  др.).

Конституция не является документом, выражающим абстрактную волю или  общее согласие. Как и право  в целом, Конституция отражает влияние  экономически и политически господствующих сил.

От обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют в широком  смысле слова методы и формы осуществления  государственной власти. Предмет  правового регулирования конституционных  норм качественно отличается от предмета правового регулирования обычных  законов своей высшей политической важностью и фундаментальностью. Дата принятия конституции в истории  любого государства представляет собой  важнейшую веху, отмечающую переломный момент его развития.

Определение сущности Конституции  имеет большое значение для понимания  этого документа, выявление тех  целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

По мнению немецкого политического  деятеля Фердинанда Лассаля, сущность конституции представляет собой "фактические  отношения, силы, существующие в данном обществе".

В современный период также  принято считать, что конституция  имеет социально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой – чисто марксистский, характеризующий  любое явление в обществе с  классовых позиций; конституция  в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые  интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции – это закрепление  в ней существующего конфликта  между классами.

Демократическая сущность конституции  будет тогда наиболее полной, когда  в ней оптимально с учетом международных  стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто Конституция принимается  в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и  выражаемых ими взглядах. Поэтому  нередко конституция - это итог компромисса  между ними, например, между правящими  силами и оппозицией. В этой связи  вполне уместным будет определение  сущности конституции как юридически закрепляющей общественное согласие, которое основывается на личной и  политической свободе.

Современное общепринятое понимание  сущности конституции состоит в  том, что конституция - это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются  пределы вторжения государства  в область прав и свобод человека и гражданина.

 

 

    1. Юридические свойства Конституции

 

Наряду с идеологическими  и политическими свойствами любая  конституция обладает и юридическими свойствами. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Они позволяют установить ее место  в общей системе правовых источников государства.

Как уже указывалось, конституция  является главным, основным законом  государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система  текущего законодательства, в ней  определяется компетенция государственных  органов. По этой причине конституцию  нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции  указывается, в каких случаях, для  дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз.

Благодаря закрепленному  в конституции правовому статусу  органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых  ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама конституция обладает верховенством  по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое  свойство. Соответствующие правила (о верховенстве конституции) закрепляются в самом основном законе. Приоритет  конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории белорусского государства  был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий  юридический вес, нежели Конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном  суверенитете был придан статус конституционного закона. Который обладал более  высокой юридической силой, нежели конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого  документа .

Юридический вес конституционных  норм предопределяется их верховенством  не только по отношению к разрабатываемым  нормативным актам, т.е. необходимости  базировать их на конституции, но и  обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно в переходных положениях конституции  на это обращается внимание.

Так, сначала в Законе от 15 марта 1991 г. "О порядке вступления в силу

Конституции", а затем  в разделе IX Конституции "Заключительные и переходные положения" предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие Конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции  Республики Беларусь. Установить факт несоответствия ранее принятого  акта новой Конституции - это, прежде всего обязанность того органа, который  его издал. Именно по этой причине  в постановлении Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13 апреля 1994 г. "О первоочередных мерах  по реализации Конституции 1994 г." предусматривалась  необходимость проанализировать раннепринятые  акты на предмет соответствия их Конституции  и при выявлении расхождений  внести соответствующие коррективы. Наряду с этими органами определенной автономией обладают правоприменители, которые могут применять лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат Конституции. Однако при не устранении противоречий в самом акте путем внесения в  него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких  актов, или их отдельных положений  недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (в Республике Беларусь - Конституционный  Суд).

Следующим важнейшим юридическим  свойством конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко  это зависит от стабильности общественных отношений. Образцом стабильности является Конституция США, которая была принята  в 1787 году, и действует уже более  двухсот лет, в нее внесено  всего 27 поправок. В свою очередь  во Франции было принято полтора  десятка конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция. Оптимальное сочетание норм-целей  и норм конкретного характера  способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее норм с учетом складывающихся политических, экономических  и социальных условий .

Стабильности конституции  в юридическом плане содействует  предусматриваемый в ней усложненный  порядок ее принятия.

Понятие и система функций  конституции

Социально-политическая сущность конституции, ее предназначение в обществе и государстве проявляются в  системе функций конституции. Функции  конституции – это основные направления  ее воздействия на социальную действительность, характеризующие ее предназначение в обществе и государстве. К числу  основных функций конституции относятся  юридическая, политическая и идеологическая .

Юридическая функция заключается в том, что конституция это главный источник права в стране, она обладает высшей юридической силой и является базой для развития текущего законодательства, которое развивает и конкретизирует ее положения и должно ей соответствовать. Следовательно, конституция создает основы правопорядка в данном обществе и государстве и выступает мерилом законности поведения любых субъектов в них.

Политическая функция означает, что конституция устанавливает основы организации публичной власти в данной стране, в частности статуса государства и общественных объединений, их роли. Также основы участия населения в осуществлении управления обществом, в принятии и исполнении управленческих решений, она юридическими средствами оформляет и укрепляет (или наоборот, разрушает) политический режим, сложившийся в той или иной стране. Политическая функция неодинаково реализуется в государствах с различными политическими режимами. Если в демократических странах она направлена на стимулирование политической активности населения, создание реальных механизмов сто воздействия на публичную власть, то в авторитарных и тоталитарных государствах, наоборот, политическая функция заключается в свертывании такой активности и снижении до минимума возможностей влияния граждан на публичную власть.

Идеологическая функция  конституции выражается в том, что  в принимаемом им основном законе государство наиболее четко заявляет о тех духовных ценностях, на которые  оно ориентировано. В конституциях демократических государств это  свобода личности, незыблемость прав человека, демократия, Собственность, семья и т.п. Например, преамбула  Конституции США 1787 года провозглашает в числе главных целей принятия Конституции «содействие общему благосостоянию, а также обеспечение нынешнему и будущим поколениям благ свободы. Конституция Испании 1978 года в ст. 1 объявляет высшими ценностями государства «правопорядок, свободу, справедливость, равенство, политический плюрализм».

Информация о работе Конституция - основной закон Республики Беларусь