Конституция Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 11:20, реферат

Описание

Данная тема актуальна так как Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений.
Целью работы является анализ конституции Французской республики, для решения цели необходимо решить ряд задач, что по сути и будет являться содержанием нашей работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Действующая Конституция Франции (характеристика).
Глава 2. Конституция Франции о формах государственного устройства.
2.1. Конституционно правовой статус.
2.2. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Конституция Франции (контрольная).doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

В случае вакантности поста президента республики по какой бы то ни было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, - то правительством.

В случае вакантности и если препятствие объявлено конституционным советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит - кроме случая непреодолимой силы - не менее чем через двадцать и не позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления об окончательном характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о переносе выборов.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе выборов.

В  случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре до возможного снятия кандидатур, конституционный совет объявляет о новом проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает и в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, оставшихся для участия во втором туре.

Правительство Франции -  коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров - собрание министров под председательством Президента республики, и кабинет министров - собрание министров под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству.

Правительство назначается следующим образом: Президент республики подбирает кандидатуру и  назначает премьер-министра. Премьер-министр подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных сил в нижней палате парламента.

Парламент состоит из двух палат: нижней - Национального собрания и верхней - Сената. Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат - с 35 лет. На всех выборах существует избирательный залог. При выборах депутатов он составляет 1 тыс. франков с кандидата, сенаторов - 200 франков. По официальной версии, внесение залога объясняется необходимостью покрыть избирательную кампанию хотя бы частично и в некоторой мере воспрепятствовать выдвижению лиц, выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями.

Национальное собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если через неделю никто не получил такого большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов. В условиях существующей многопартийности в первом туре замещается незначительная часть мест. Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись, выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.

Верхняя палата - Сенат - формируется по-иному. По мысли учредителей Пятой республики особые условия образования Сената должны создавать ему иное политическое “лицо”, чем у Национального собрания. Эта палата формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс.

2.2. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства.

Французская Республика – унитарное государство. Оно делится на регионы, департаменты и коммуны, которые счи­таются территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с этим существуют административные округа, где выборных органов самоуправления нет и управляет назначен­ный сверху супрефект. Есть историко-географические единицы — канто­ны, которые не имеют собственных органов самоуправления и управле­ния, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы — трибуналы малой инстанции. Особое положение занимает являющаяся формой по­литической автономии Корсика — остров в Средиземном море (там есть местный парламент с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолич­но осуществляет избираемый советом его председатель). Кроме того, при парламенте создаются еще три совета с правом совещательного голоса: экономический, социальный, культурный. Новая Каледония (бывшая ко­лония) имеет теперь статус «ассоциированного государства» с Фран­цией. У нее есть местный парламент, но в отличие от «ассоциированных государств» США, которые ранее были подопечными территориями, во­прос о членстве Новой Каледонии в ООН не ставился.[9]

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет. Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на 1/2 через 3 года). Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект (позже он получил название комиссара респуб­лики, но сегодня используется и прежний термин), а избираемый им председатель совета. Тем не менее совет департамента менее самосто­ятелен в своих действиях, чем совет общины, он более жестко контроли­руется центром, префекту подчинены также некоторые местные службы министерств.[10]

В регионах, объединяющих 3—5 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. — прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые вы­полняют не распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят представители предпринимателей, профсоюзов, обще­ственных организаций, лица, назначенные правительством. Исполни­тельным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метропо­лии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внут­ригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-тер­риториальных единицах имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это комиссар республики — реги­ональный префект (им является по совместительству комиссар самого крупного в регионе департамента), в департаменте — также комиссар республики (префект), в округе, не являющемся «территориальным кол­лективом» и не имеющем своего совета, есть су префект. Комиссар рес­публики назначается Советом министров. Он представляет в своей адми­нистративно-территориальной единице правительство и каждого мини­стра, руководит деятельностью государственных служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за поддержание общест­венного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство. В его распоряжении находится полиция. Аналогичные полномочия осущест­вляет в округе супрефект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Францию не случайно называют "лабораторией кон­ституции", а французов "великими потребителями кон­ституции". Действительно, за годы Нового и Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. на референдуме, состоявшемся 28 сен­тября, и оформила создание во Франции Пятой Респуб­лики.

Структурно Конституция Франции состоит из пре­амбулы, которая содержит также первую статью, в кото­рой Франция провозглашается неделимой, светской, со­циальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия про­исхождения расы и религии; утверждает все вероиспове­дания.

Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела отменены: раздел I. О суверените­те; раздел. II. Президент Республики; раздел III. Прави­тельство; раздел IV. Парламент; раздел V. Об отношениях между Правительством и Парламентом; раздел VI. О меж­дународных договорах и соглашениях; раздел VII. Консти­туционный совет; раздел VIII. О судебной власти; раздел IX. Высокая Палата правосудия; раздел X. Об уголовной от­ветственности членов Правительства; раздел XI. Эконо­мический и социальный совет; раздел XII. О местных "кол­лективах; раздел XIII. О сообществе (был отменен консти­туционным законом от 4 августа 1995 г.); раздел XIV. О сог­лашениях об объединении; раздел XV. О Европейских Сообществах и Европейском Союзе; раздел XVI. О пере­смотре Конституции; раздел XVII. Переходные положе­ния (был отменен конституционным законом от 5 августа 1995г.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Франция является светской республикой, правовым государством. Ее опыт становления конституционализма является важным для современных постсоветских государств.

Список литературы

1.      Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общей редакцией М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма-Инфра-М., 2002 г.

2.      А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.

3.      Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 2002.

4.        А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., “Приор”, 2000.

5.      Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М., 2002

6.      Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. - М., 2000 г.

7.      Конституционное (государственное) право: справочник. М., 2002

8.      Конституционное право: Учебное пособие в 2-х частях / Авт. и сост. Богданова Н.А. М., Юрид. колледж МГУ, 2003.

9.      Конституционное (государственное) право зарубежных стран.  Учебник для юридических вузов. Т.3: Особенная часть. Страны  Европы. / Отв. ред.  Страшун Б.А. - М.: БЕК, 2002.

 



[1] Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — / М.: Издательская группа ИНФРА - М — НОРМА, 2002. — С. 665.

[2] Конституционное (государственное) право зарубежных стран.  Учебник для юридич. вузов.Т.3: собенная часть. Страны  Европы / Отв. ред.  Страшун Б.А.-М.: БЕК, 2002. С. 392.

[3] Конституционное (государственное) право зарубежных стран.  Учебник для юридич. вузов. Т.3: собенная часть. Страны  Европы / Отв. ред.  Страшун Б.А.-М.: БЕК, 2002. С. 400.

[4] Конституция Франции, ст.2, разд.1 // Современные зарубежные конституции.- сост. В.В.Маклаков, М., 2002, С. 79

[5] См.: там же, ст.8, разд.2. С. 82.

[6] См.: там жест.20, разд.3\\ С. 84.

[7] Конституция Франции 1958 г. М., Инфра - М., 2001. С. 204.

[8] Конституция Франции, ст.6. // Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М., 2002. С. 80.

[9] Конституционное право зарубежных стран, гл. 17 , Чиркин В.Е. С. 427.

[10] Там же. С. 429.


Информация о работе Конституция Франции