Конституция западных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:23, реферат

Описание

В прошлом абсолютно все западные конституции рассматривались исключительно с позиций полного и абсолютного отрицания. Отсутствие во всех конституциях упоминания о "диктатуре буржуазии" считалось еще одной уловкой международного империализма, маскировкой истинной сущности "...машины для подавления рабочего класса"_. Ни одна из работ западных исследователей конституционализма не могла быть опубликована в СССР, если автор полностью не отрицал "прогнивший характер буржуазных конституций, да и всей западной "псевдодемократии ".

Работа состоит из  1 файл

конституция западных стран.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Процедура пересмотра французской Конституции установлена  в XIV разделе, имеющем лишь одну статью (ст. 89). Порядок изменения включает 2 фазы. Инициатива внесения конституционных  поправок принадлежит президенту республики, действующему по предложению премьер-министра, и парламентариям. Закон об изменении Конституции должен быть принят обеими палатами парламента в идентичной редакции. После этого наступает вторая фаза - ратификация изменений, которая может быть осуществлена двумя способами. Основной - ратификация на референдуме. Для принятия поправки достаточно простого большинства голосов избирателей. Однако президент республики может передать проект изменений на ратификацию парламента, созываемого в качестве конгресса. На этом общем собрании парламентских палат проект считается одобренным, если он получит 3/5 от общего числа поданных голосов. Второй способ применялся при внесении изменений в ст.ст. 85 и 86 (1960 г.), ст. 28 (1963 г.), ст. 61 (1974 г.) и ст. 7 (1976 г.). Внесение поправок в Конституцию с их одобрением на референдуме в смысле ст. 89 до сих пор не осуществлялось.

 

Подытоживая анализ основных черт французской Конституции  необходимо отметить, что эта Конституция  является одной из наиболее типичных конституций нашего времени, когда смещение акцентов в сфере управления государством в сторону исполнительной власти становится все более и более заметным. Несомненно, принятие Конституции 1958 г. стало важным шагом для Франции на пути развития государственно-правового механизма. И несмотря на продолжающуюся критику со стороны как левых, так и правых партий, эта Конституция предоставляет французскому народу гибкие возможности участия в управлении страной.

 

ОСНОВНОЙ ЗАКОН  ФРГ

 

Принятая в 1949 году Конституция ФРГ стала компромиссом между оккупационными войсками, под контролем которых проходила выработка проекта Основного закона, и землями ФРГ, чьи ландтаги его принимали. Текст Основного закона был одобрен парламентами всех земель, кроме Баварии, которая сочла проект чрезмерно централистским. По своему государственному устройству ФРГ - типичная парламентарная республика.

Учредив такой  строй, основной закон ФРГ создал систему центральных органов  государственной власти на основе принципа разделения властей. Хотя этот принцип  прямо и не упоминается, но его трехчленная структура отчетливо видна в положениях второго абзаца ст. 20 Конституции, говорящего об осуществлении государственной власти специальными органами законодательства, исполнительной власти и правосудия. Основная же часть Конституции посвящена регламентации и структуре центральных государственных органов, их взаимоотношениям, отношениям федерации с ее субъектами.

Основные права, свободы и их гарантии перечислены  в разделе I и представляют собой  обширный и детальный список прав и возможных ограничений этих прав с указанием причин. Среди этих прав - такие важные, как право на жизнь и личную неприкосновенность, свободу совести, вероисповедания, мирных, невооруженных митингов и шествий, передвижения. В этом же разделе объявляются гарантии соблюдения этих прав. Неприкосновенность жилища и тайна личной переписки также гарантированы Конституцией. Ст. 17-19 устанавливают возможные ограничения этих прав_. Особенностью Конституции ФРГ является то, что несмотря на то, что установлена обязательная военная служба, в Конституции имеется возможность замены ее альтернативной.

Конституция детально регулирует статус и полномочия всех высших органов власти страны. Согласно Конституции главой государства  является федеральный президент, избираемый специально созываемым Федеральным собранием, с пятилетним сроком полномочий (это свидетельствует о некоторой независимости президента от парламента, срок полномочий нижней палаты которого равен четырем годам). Он обладает правами, точно зафиксированными в Конституции. В целом они не выходят за рамки прав главы парламентарной республики. В отличие от полномочий президента Франции, для осуществления большинства полномочий ему требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Тем не менее у президента достаточно полномочий, чтобы активно влиять на политику страны. Он может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, распускает Бундестаг по предложению канцлера, оставшегося в меньшинстве_, или по собственной инициативе, если ни один из кандидатов на пост главы правительства не собрал требуемого большинства голосов_. По представлению правительства федерации и с согласия Бундесрата глава государства может объявить состояние законодательной необходимости, во время которого федеральные законы могут приниматься без участия Бундестага. Важно и то, что президент не несет политической ответственности за свои действия.

Состоящее из канцлера и министров_ федеральное правительство  занимает главное место в системе  центральных органов власти ФРГ. На правительство возложены обязанности руководства страной, но практически оно выполняет все государственные функции. Кандидатура канцлера предлагается президентом, а избирается он большинством голосов Бундестага. Хотя возможностью выдвижения канцлера обладает и Бундестаг, однако эта возможность заметно ограничена как сроком (2 недели), так и количеством депутатов (их должно быть не менее 1/4 от числа законных членов палаты). Канцлер занимает доминирующее положение в правительстве. Он фактически назначает и увольняет министров, причем их число не лимитировано Конституцией, которая упоминает лишь о министрах иностранных дел, обороны и финансов. Назначение и увольнение министров не нуждаются в утверждении Бундестага. Это делается федеральным президентом по предложению канцлера. Значение и роль канцлера во внешней и внутренней политике государства подчеркивается тем фактом, что только он является единственным министром, несущим с конституционной точки зрения ответственность перед Бундестагом. Соответственно, именно он определяет внутреннюю и внешнюю политику. Из других многочисленных полномочий канцлера необходимо выделить его право издавать постановления в целях исполнения федеральных законов и право издания общих административных предписаний. Особенность правового положения правительства в ФРГ заключается в его праве предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости в отношении определенного законопроекта. Бундестаг тем самым устраняется от участия в его принятии.

Законодательной властью в ФРГ обладает двухпалатный парламент, включающий в себя Бундестаг - нижнюю палату - и Бундесрат - верхнюю. Если организацию Бундестага можно  отнести к классическому типу парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, - то Бундесрат имеет специфические особенности. Так ст. 51 (3) устанав-ливает, что голоса депутатов каждой из земель (земля имеет по меньшей мере 2 представителя) подаются как один голос. Этот принцип был призван уравнять земли с различным количеством населения в правах при принятии решений Бундесратом. Депутаты Бундесрата назначаются правительствами земель.

Законодательная сфера в ФРГ разделена Основным законом на 3 части: исключительная законодательная компетенция Федерации (к ней относятся внешние сношения, гражданство Федерации, пр.); так называемая конкурирующая законодательная компетенция, распространяющаяся на гражданское право, право союзов и собраний и иные сферы; и часть вопросов, дающая Федерации право издавать лишь общие предписания (к ней относятся прописка и выписка, распределение земли и организация территории). Область конкурирующей законодательной компетенции предусматривает принятие решений по вопросам, относящимся к ней, землями лишь тогда, когда Федерация не использует своих прав законодательства. Кроме того, финансовые полномочия федерального парламента ограничены статьей 113, которая допускает принятие им решений, изменяющих любую часть бюджета, лишь с согласия правительства. Полномочия парламента по изданию постановлений могут быть переданы им правительству, федеральному министру и правительству земель. Если в финансовой области полномочия парламента в общем-то довольно схожи с аналогичными правами парламентов в других западных странах, то его контрольные полномочия выглядят значительно слабее. "Конструктивный вотум недоверия" предусматривает избрание нового канцлера взамен смещаемого и за более чем 40-летнюю историю ФРГ не разу не был применен. Не находят широкого применения и иные формы парламентского контроля (следственные комиссии, "большие", "малые" и устные запросы).

Контрольные функции  осуществляются Федеральным конституционным  судом, 8 членов которого избираются в  равном числе Бундестагом и Бундесратом. Он обладает широкой и разносторонней компетенцией: толкование основного закона, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др.

Лишь один из высших органов ФРГ избирается путем  прямого голосования - это нижняя палата парламента Бундестаг. Остальные органы избираются или членами парламента, или специально собираемыми для этой цели органами. Ст. 38 основного закона устанавливает основные принципы голосования, которое объявляется всеобщим, прямым, свободным, равным и тайным. Правом избирать в Бундестаг обладают граждане ФРГ, достигшие 18-летнего возраста, правом быть избранными обладают лица, достигшие совершеннолетнего возраста, который в ФРГ составляет 21 год.

Половина Депутатов  Бундестага избирается в округах  по мажоритар-ной системе относительного большинства путем прямого голосования; другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой из земель, по пропорциональной системе. Для получения мест в парламенте партия должна набрать не менее 5% вторых голосов_ по земельным спискам, и не менее 3 депутатов при избрании по избирательным округам.

По способу  изменения Основной закон ФРГ  относится к числу "жестких". Согласно ст. 79 изменения должны быть одобрены большинством в 2/3 обеими палатами парламента. Однако такие основополагающие принципы, как федеративное устройство ФРГ, принципы сотрудничества земель и наиболее важные права человека, не могут быть изменены вообще. Наиболее важные изменения в конституционном законодательстве ФРГ были сделаны в 1968 г., когда в Конституцию было включено т.н. "чрезвычайное законодательство". Вступающее в силу в случае внешнего нападения на ФРГ или при его угрозе, а также для предотвращения опасности, угрожающей существованию или основам свободного и демократического строя Федерации или одной из ее земель, законодательство допускает в случае затруднения для сбора депутатов передачу полномочий парламента Общему комитету, а также ограничение некоторых прав граждан и усиление роли федерального канцлера.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе, несомненно, невозможно проанализировать или даже перечислить все характерные черты, присущие западным конституциям. Однако, надеюсь, мне удалось на примере четырех крупнейших и наиболее развитых государств европейского и североамериканского континентов выделить наиболее характерные моменты.

В настоящее  время в развитии конституционного законодательства и аям. Однако, надеюсь, мне удалось на примере четырех  крупнейших и наиболее развитых государств европейского и североамериканского  континентов выделить наиболее характерные моменты.

В настоящее  время в развитии конституционного законодательства и конституционной  доктрины вообще главенствует принцип "естественных прав". Провозглашая определенную совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, как  продиктованную естественной природой человека, данная концепция закрепляет независимость этих прав от конкретных социальных условий и государства. Такая надклассовая концепция укрепляет статус человека и гражданина вне зависимости от его пола, возраста, принадлежности к определенной группе общества во всех признавших ее государствах. Определенные виды прав, которыми не пользовались в полной мере некоторые категории граждан, становятся всеобщими, а сами права получают сильную судебную защиту, делая реальными гарантии свободного и беспрепятственного их осуществления.

Практически все  западные политологи и правоведы  отмечают произошедшую за последние 30 лет перемену в соотношении ветвей властей. Наиболее ярко это заметно  при сравнении роли законодательной  и политической ветви. Значительное усиление исполнительных органов объясняется прежде всего их способностью быстро и действенно принимать и приводить в жизнь решения, необходимые в постоянно меняющихся условиях конца XX столетия. Даже в тех странах, где традиционно сильны представительные органы, первенство в сфере оперативных действий всецело принадлежит исполнительной ветви власти.

В политической системе общества западных государств значительную роль играют партии, представляя  интересы разнообразных слоев общества. Тенденция институционализации партий ярко проявляется в произошедшем во многих государствах полном или близким к полному слиянию партий с государственной структурой. Партии сегодня являются наиболее активными участниками выборов, и никакой кандидат, не обладающий поддержкой одной из партий не может расчитывать на получение более или менее значимой части голосов. Партийная система значительно трансформировалась и уже не закрепляет за партиями определенный электорат, а принуждает партии_ привлекать более широкие слои общества, включая в свои предвыборные программы тезисы, поддерживаемые наиболее многочисленными группами.

Являясь гарантом соблюдения прав человека и гражданина Конституция играет чрезвычайно  важную роль в объединении общества, поскольку права, провозглашаемые Конституцией имеют всеобщий, не зависящий от социального положения индивидуума характер. Таким образом, именно за Конституцией следует признать основную заслугу в регулировании общественных отношений и сглаживании социальной напряженности.

Основываясь на всех вышеизложенных тезисах, можно сказать что именно от детальной и полной разработки конституционного законодательства зависит стабильность существования общества.

 

 

 

.


Информация о работе Конституция западных стран