Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 01:14, контрольная работа
Принципы гражданского процессуального права.
Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора.
Задача:
Громов обратился в суд с иском об истребовании у Фролова имущества, переданного на хранение. В ходе судебного разбирательства Фролов согласился вернуть имущество и признал иск, но просил суд не взыскивать с него государственную пошлину, уплаченную истцом. Истец согласился с ходатайством ответчика.
Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.
К содержанию и форме надзорной жалобы, представления процессуальным законом предъявляются общие требования. В них приводятся:
1)
наименование суда, в который
обращаются заинтересованные
2)
наименование лица, подающего жалобу,
представление, его место
3)
наименование других лиц,
4)
указание на суды, рассматривавшие
правовой конфликт по первой,
апелляционной, кассационной
5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются, и на допущенное судами существенное нарушение закона;
6) просьба лица, подающего жалобу, представление.
Наиболее важные требования к содержанию надзорной жалобы или представления сформулированы в п. п. 6 и 7 ч. 1 ст. 378. Согласно этим пунктам они должны содержать указание на то, в чем заключается допущенное судами при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного постановления существенное нарушение закона, а также просьбу лица, подающего жалобу или представление. Таким образом, ГПК РФ требует от лиц, подающих надзорные жалобы или представления, правового обоснования своих требований.
Правовое обоснование надзорной жалобы или представления должно согласовываться с основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, установленных ст. 387 ГПК РФ, а просьба лица, подающего жалобу или представление, - с полномочиями суда надзорной инстанции (ст. 390 ГПК РФ).
Надзорная жалоба подписывается лицом, обращающимся за пересмотром. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие его полномочия. Представление подписывается Генеральным прокурором РФ, его заместителями либо прокурором субъекта РФ. Кроме того, должны наличествовать копии надзорной жалобы, представления по числу лиц, участвующих в деле, а также заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по правовой коллизии.
Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора определяется ст. 377 ГПК РФ, где указана подсудность конкретных дел конкретным составным звеньям судебно-надзорной системы - президиуму суда субъекта РФ, окружному (флотскому) военному суду, Судебной или Военной коллегии и Президиуму ВС.
Итак,
право на обжалование решений, определений
в порядке надзора принадлежит
лицам, участвующим в деле, а также
лицам, не участвующим в деле, если
их права и законные интересы нарушены
обжалуемыми судебными
В системе судов общей юрисдикции учреждены три надзорные инстанции: президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области, автономных округов; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ; Президиум Верховного Суда РФ, каждая из которых имеет строго определенную компетенцию, в зависимости от которой определяется и порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора.
Надзорная жалоба или представление прокурора, которые были поданы в соответствующий суд, наделенный функцией надзора, изучаются в президиуме председателем суда (его заместителем) либо судьей по их поручению; а в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии, Президиуме Верховного Суда РФ - судьей Верховного Суда РФ.
Указанные судьи вправе возвратить заинтересованному лицу надзорную жалобу или представление без рассмотрения по существу в пределах 10 дней с момента их поступления. Согласно ст. 379 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора возвращаются судьей без рассмотрения по существу в следующих случаях:
-
если жалоба или представление
не отвечают требованиям,
-
если жалоба или представление
поданы лицом, не имеющим
-
если пропущен срок
- если до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
- если жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК РФ.
После устранения всех препятствий, вызвавших возвращение надзорной жалобы, представления, они вновь могут быть адресованы суду в целях осуществления контроля.
При отсутствии оснований для возвращения надзорной жалобы или представления документы принимаются к рассмотрению, которое в суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, длится не более одного месяца, если материалы дела не были истребованы, и не более двух месяцев при истребовании дела из нижестоящего суда, а в Верховном Суде РФ - не более чем два месяца или три месяца соответственно, не считая периода времени со дня истребования дела до дня ею поступления в Верховный Суд РФ.
По итогам изучения требований заинтересованного лица судья выносит одно из следующих определений:
В последнем случае лишь Председатель Верховного Суда РФ (его заместитель) вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда РФ и отменить его, передав надзорную жалобу или представление прокурора с делом в суд надзорной инстанции для рассмотрения их по существу, следовательно, в настоящее время председатели (их заместители) судов субъектов РФ аналогичным правом не обладают.
Если надзорная жалоба или представление были переданы с делом для последующего рассмотрения, суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии всех необходимых документов. Время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции назначается так, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание, однако их неявка не препятствует проведению разбирательства.
Срок рассмотрения дела судом надзорной инстанции дифференцируется и зависимости от статуса суда и его места в судебной системе, поэтому общий срок составляет месяц, но не более, а в Верховном Суде РФ он не должен превышать два месяца со дня вынесения определения судьей о передаче жалобы с делом для рассмотрения.
Дело, разрешаемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в его рассмотрении другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ председательствует один из судей коллегии.
Докладчик освещает обстоятельства правового конфликта, содержание ранее принятых судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы или представления и излагает суть определения суда о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Затем присутствующие судьи могут задать докладчику вопросы.
Вслед за этим лица, участвующие в деле, представители, прокурор, и иные субъекты, обратившиеся в суд надзорной инстанции, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом, дают свои объяснения. Первым всегда выступает жалобщик либо прокурор, подавший представление. Если инициаторами возбуждения надзорного производства выступили обе стороны, то сначала объяснения суду дает истец.
Судебные прения как часть судебного заседания в надзорном производстве отсутствуют.
В
ходе рассмотрения дела в суде надзорной
инстанции все вопросы
По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ выносят определения, по своей внешней форме идентичные кассационным, они подписываются председательствующим на заседании президиума либо всеми судьями, если речь идет о Судебной коллегии.
Надзорное постановление (определение) вступает в законную силу со дня его принятия, о нем сообщается лицам, участвующим в деле.
Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе:
-
оставить постановление суда
первой, второй или надзорной
инстанций без изменения, а
жалобу или представление
- отменить постановление суда первой, второй или надзорной инстанций полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
-
отменить постановление суда
первой, второй или надзорной
инстанций полностью либо в
части и оставить заявление
без рассмотрения либо
- оставить в силе одно из вынесенных по делу судебных постановлений;
отменить либо изменить постановление суда первой, второй или надзорной инстанций и вынести новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
-
оставить надзорную жалобу или
представление прокурора без
рассмотрения по существу при
наличии оснований,
На схеме 2 (см. Приложение) представлены полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора.
Измененное
и новое решение, определение
суда надзорной инстанции должны
быть основаны на фактах, установленных
в предусмотренном законом
Суд надзорной инстанции не вправе сам устанавливать юридические факты и на их основе выносить новое решение.
Одновременно
с отменой кассационного
Отменяя решение и передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, надзорный суд может указать этому суду, какие процессуальные действия следует провести по делу: о необходимости вызова и допроса свидетелей, об истребовании письменных доказательств, о проведении экспертизы по делу и др. Указания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, изложенные в определении, в том числе и указания о толковании закона, являются обязательными для суда, вновь рассматривающего данное дело.
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"