Конве́нция ООН о права́х ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 08:34, реферат

Описание

История создания. Основные положения Конвенции. Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей. Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации в развитии Конвенции.

Работа состоит из  1 файл

Конве́нция ООН о права́х ребёнка.docx

— 18.70 Кб (Скачать документ)

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.Содержание

История создания

Одним из первых шагов Генеральной  Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята  Всеобщая декларация прав человека. В  её положениях и положениях Международных  пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной  Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление  всей полноты прав детей, и которая  имела целью обеспечить им «счастливое  детство». Декларация провозгласила, что  «человечество обязано давать ребенку  лучшее, что оно имеет», гарантировать  детям пользование всеми правами  и свободами на их благо и благо  общества.[1]

К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка. В ознаменование этого был  выдвинут ряд правовых инициатив, в  числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть  в Комиссии по правам человека ООН  проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта  был польский профессор-международник  А. Лопатка. Работа над текстом проекта  Конвенции велась десять лет и  завершилась в 1989 году, ровно через  тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Во время работы над  Конвенцией и после её принятия Генеральной  Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для  осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка,[2] вступившая в силу в 2002 году.[3]

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых  конфликтах (143 страны-участника на октябрь 2010 года[4]) и о торговле детьми, детской проституции и детской  порнографии (149 стран-участников на сентябрь 2011 года[5]). В декабре 2011 года Генеральная  Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который будет  открыт для подписания в 2012 году и  вступит в силу при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб  на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола.[6][7]

Основные положения Конвенции

Первая часть Конвенции

Статьи 1-4 определяют понятие  «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право  знать своих родителей, право  на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей  по отношению к детям.

Статьи 12-17 излагают права  детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести  и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению  информации.

Статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей-статья 23, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 закрепляют права  детей на уровень жизни, необходимый  для физического, умственного, духовного, нравственного и социального  развития ребёнка, а также права  на образование, отдых и досуг.

Статьи 32-36 устанавливают  ответственность государства в  защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-40 определяют права  ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции

Статьи 41-45 упоминают о  способах информирования основных положений  Конвенции и их права на работу с 14 лет

А также рассказывают о  Комитете по правам ребёнка, о его  структуре, функциях, правах и обязанностях

Третья часть Конвенции

Статьи 46-54 указывают решение  процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций  ООН, Конвенция о правах ребёнка  открыта для подписания всеми  государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

Конвенция о праве ребёнка  на образование и о воспитании детей

Конвенция в ст. 28 гарантирует  детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует  от государств-членов ООН поощрение  развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности  для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

Неотъемлемую часть образования  составляет воспитание. Так среди  задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Ст.20 определяет задачи общественного  воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие  учреждения по уходу за детьми. При  рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность  преемственности воспитания ребёнка  и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Ст.21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении  в другой стране: «усыновление в  другой стране может рассматриваться  в качестве альтернативного способа  ухода за ребенком, если ребёнок  не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая  могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение  какого-либо подходящего ухода в  стране происхождения ребёнка является невозможным».

Принципиальной в обеспечении  прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически  в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации  в развитии Конвенции

1993 год Комитет ООН по  правам ребёнка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и  22 января 1993 года, рассмотрел представленный  в соответствии со статьей  44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребёнка и принял соответствующие замечания.

1993 год — Правительство  Российской Федерации приняло  Постановление № 848 от 23 августа  1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

1993 год — Правительство  Российской Федерации Постановлением  № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило  Положение «О Комиссии по координации  работ, связанных с выполнением  Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации».

1993 год — Правительством  Российской Федерации создана  Комиссия по координации работ,  связанных с выполнением Конвенции  о правах ребёнка и Всемирной  декларации об обеспечении выживания,  защиты и развития детей в  Российской Федерации (просуществовала  до 2004 года, с 2006 года созданы Правительственная  Комиссия по делам несовершеннолетних  и защите их прав, а также  Правительственная Комиссия по  правам ребёнка в Российской  Федерации).

1994 год — Президент  Российской Федерации Указом  № 1696 от 18 августа 1994 года утвердил  Президентскую программу «Дети  России».

1995 год — Президент  Российской Федерации подписал  Указ № 942 от 14 сентября 1995 года  «Об утверждении Основных направлений  государственной социальной политики  по улучшению положения детей  в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий  в интересах детей)».

1995 год — Принят Семейный  кодекс Российской Федерации.

1995 год — Принят Федеральный  закон от 98-ФЗ «О государственной  поддержке молодёжных и детских  общественных объединений».

1997 год — Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных  целевых программах по улучшению  положения детей в Российской  Федерации на 1998—2000 годы» утверждены  федеральные целевые программы  по улучшению положения детей  в Российской Федерации, Указом  Президента Российской Федерации  "О президентской программе  «Дети России» от 15 января 1998 г.  № 29 указанные программы объединены  в программу «Дети России»,  которой присвоен статус президентской.

1998 год — Утверждён Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребёнка и приложение к нему.

1998 год — Государственная  Дума Российской Федерации, а  Президент Российской Федерации  утвердил Федеральный закон от 4 июля 1998 года № 98-ФЗ «Об основных  гарантиях прав ребёнка в Российской  Федерации»

2000 год — Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 25 августа 2000 г. утверждены 10 федеральных  целевых программ по улучшению  положения детей на 2001—2002 гг (в связи с окончанием срока действия Президентской программы "Дети России).

2002 год — Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 3 октября 2002 г. № 732 утверждена  федеральная целевая программа  «Дети России на 2003—2006 годы».

2002 год — Утверждён Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка (1998—2002 гг.).

2004 год — Федеральным  законом № ФЗ-122 от 22 августа 2004 года внесены поправки в закон  «Об основных гарантиях прав  ребёнка в Российской Федерации»  в части, разгранчиения полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.

2004 год — Федеральным  законом № ФЗ-190 от 21 декабря 1994 года внесены поправки в закон  «Об основных гарантиях прав  ребёнка в Российской Федерации»  в части, касающейся прав ребёнка  в России на отдых и оздоровление.

2006 год — Утверждены  Указами Президента Российской  Федерации и соответствующими  постановлениями Правительства  Российской Федерации механизмы  реализации приоритетных национальных  проектов «Образование», «Здоровье».

2006 год — Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 6 мая 2006 года № 272 утверждена  Правительственная Комиссия по  делам несовершеннолетних и защите  их прав.

2006 год — Совместным  приказом Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России от 28 июня 2006 года № 506/168/294 создана Межведомственная комиссия по вопросам семьи и детей. Комитету по правам ребёнка ООН представлен доклад, получены его заключительные замечания.[8]

2007 год — Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 21 марта 2007 Г. № 172 утверждена  федеральная целевая программа  «Дети России на 2007—2010 годы».

2007 год — Поручением  Президента Российской Федерации  в июне 2007 года Правительству  поручено разработать новую федеральную  целевую программу, направленную  на предупреждение правонарушений  среди детей и молодёжи, включающую  мероприятия спортивной, культурной  направленности.


Информация о работе Конве́нция ООН о права́х ребёнка