Коррупция в условиях современных рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 15:22, реферат

Описание

Сущность, основные формы коррупции в России. Причины возникновения, анализ последствий и методы по борьбе с коррупцией.

Содержание

Введение.......................................................................................... 3
Глава I.
§1. Понятие коррупции.................................................................... 4
§2. Формы коррупции в России....................................................... 5
Глава II.
§1. Причины возникновения коррупции.......................................... 12
§2. Последствия коррупции............................................................. 14
Глава III. Меры по борьбе с коррупцией.......................................... 16
Заключение...................................................................................... 19
Список литературы......................................................................................... 20

Работа состоит из  1 файл

нурия.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

  Введение.......................................................................................... 3

  Глава I.

  §1. Понятие коррупции.................................................................... 4

  §2. Формы коррупции в России....................................................... 5

  Глава II.

  §1. Причины возникновения коррупции.......................................... 12

  §2. Последствия коррупции............................................................. 14

  Глава III. Меры по борьбе с коррупцией.......................................... 16

  Заключение...................................................................................... 19

  Список  литературы......................................................................................... 20

  ВВЕДЕНИЕ

  На  сегодняшний день тема коррупции  в России в условиях современных  рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы наконец  с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. По одним из последних данных Транспаренси Интернешнл индекс восприятия коррупции в России, характеризующий уровень коррупции в стране, в 2001г. равен 2.3, и Россия занимает 79-81 место из 91 (по результатам 10 независимых исследований)[1]. Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость.

  Коррупция описывается в СМИ как серьезный  барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее  вмешательства и устранения. Но эффективная  борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.

  Все вышесказанное послужило своего рода толчком к началу подробного изучения коррупции. Но в силу сложности  как самого явления коррупции, так  и его изучения, сегодня только начинается разработка теоретических подходов в этом направлении. А так как с коррупцией приходится сталкиваться довольно часто, работа исследователей опирается на конкретные формы проявления рассматриваемого явления в различных сферах общественной жизни. 

  ГЛАВА I.

  §1. Понятие коррупции.  

  Коррупция – явление отнюдь не новое в  жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально  всем государствам. В России первое упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 г., где  речь идет о мздоимстве, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550 г. наряду с мздоимством уже фигурировало и лихоимство. Под ним понималось получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин.

  Затем круг проявлений коррупции, зафиксированный юридической практикой в России, стал еще шире. К мздоимству и лихоимству прибавились хищение государственного имущества и лиходейство. На протяжении всей многовековой истории России происходила борьба с различными формами коррупции, которая в отдельные периоды, например, при Петре I, наказывалась чрезвычайно жестоко, вплоть до смертной казни.

  Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corrumpere" – подкупать. Современное  значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. На международном уровне свое нормативное закрепление термин получил в резолюции "Практические меры борьбы с коррупцией", подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, проходившего в Гаване в августе-сентябре 1990 г. В резолюции речь идет о "нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности".

  В феврале 1995 г. Международная группа по коррупции (МГК) Совета Европы приняла следующее определение коррупции: "Коррупцией, в той мере, в какой она попадает в сферу деятельности МГК, является подкуп (взятка), а равно и любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса государственного должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента... и имеет целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя либо иных лиц"[2].

  В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом  прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

  §2. Формы коррупции  в России.

  Коррупция – явление отнюдь не новое в  жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально  всем государствам. Говорить о том, что коррупция возникла в современной  России, не приходится, поскольку она существовала столько же, сколько существует государственность, только проявлялась она в разных формах.

  Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции  были мздоимство - получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия). Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти, при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут бесконечно варьироваться.

  В наше время наиболее характерными и  распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др. Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных нравов.

  Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная); вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и  наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с  использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям.

  К низовой коррупции вплотную примыкает  бюрократический рэкет. Эти явления  имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли.  В случае, когда обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной организации, принято говорить о "вертикальной" коррупции. Она, как правило, выступает в качестве моста между коррупцией вершинной и низовой. Масштабная низовая коррупция и бюрократический рэкет предельно опасны, поскольку, во-первых, создают благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивают вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

  Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях:

  1. Когда власть должна предоставить  ему некоторые услуги (дать разрешение, предоставить справку). В подобных  ситуациях коррупции способствует:

  ·      сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом

  ·      незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление

  ·      сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан

  ·      усложненность бюрократических процедур

  ·      монополия ведомств на предоставление услуг

  ·      структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.

  2. Когда власть, выполняя свою ограничивающую  и регулирующую функцию, обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм. В этих ситуациях коррупции способствует отсутствие удобных процедур реализации гражданином своих обязательств, а также неадекватность штрафов, способствующих уклонению от их уплаты с помощью взяток.

  Никаких других законов, кроме законов административного  права, при этих действиях чиновник не нарушает. Это следует понимать как то, что взятка в этом пространстве чаще всего выступает как официальная оплата дополнительных услуг. Например, установление платы за выдачу и оформление каких-либо документов, в несколько раз превышающей затраты на эту операцию, причем администрацией цена устанавливается самостоятельно, без утверждения комитетом по ценам и антимонопольным комитетом, поскольку в этом случае администрация в оказании этой услуги выступает как исключительный монополист.

  Любая форма коррупции предполагает наличие  человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики. 

  Государственная коррупция существует постольку, поскольку  у чиновника имеется возможность  распоряжаться не принадлежащими ему  ресурсами за счет принятия (или  непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

  Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

  ·      вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

  ·      служебного мошенничества и других формах хищения;

  ·      получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;

  ·      оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков внимания";

  ·      поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

  ·      латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

  ·      вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

  ·      устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

  ·      получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

  Возможность возникновения коррупции  напрямую связана с непрозрачностью процесса, что в бюджетном  процессе прямо ведет к произволу чиновников: выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета, находится в руках чиновников, велико искушение получить "откат", вот вам и коррупция.

  Исследования  центра "Стратегия" в российских регионах (от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска) показали, что везде бюджетный процесс непрозрачен. Наиболее открыт бюджет (т.е. доступна информация о бюджете и бюджетном процессе) в Санкт-Петербурге, Карелии и Обнинске. В бюджетном процессе также имеются специфические формы проявления коррупции (далее приведены результаты исследований по регионам Северо-запада):

  Законодательные органы субъектов  федерации соглашаются  с просьбой губернатора  и принимают бюджет с нарушениями  законодательства: сразу в целом (а не в 3-х чтениях), без постатейной разбивки (Республика Коми, Архангельская область). По сути, не только граждане, но и депутаты не имеют информации о бюджете.

  Резервные фонды депутатов. В Санкт-Петербурге каждый депутат имеет право единолично и бесконтрольно израсходовать по своему усмотрению около 800000$ (более 1500000$ в 2002г.) в год[3].

Информация о работе Коррупция в условиях современных рыночных отношений