Личные неимущественные права авторов и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:38, реферат

Описание

Термин «авторские права» общеизвестен. Однако, как показывает практика, вопрос о том, какими именно правами наделяются авторы в отношении своих произведений, остаётся для многих неясным. Данный вопрос приобретает особую актуальность для тех, кто так или иначе участвует в обороте объектов, охраняемых авторскими правами. Ведь соответствующее право автора порождает обязанность участника оборота совершить или, что чаще, воздержаться от совершения определённых действий в отношении охраняемого объекта.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по праву ИС.docx

— 40.34 Кб (Скачать документ)

Право на отзыв – право  автора отказаться от ранее принятого  решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право  на произведение или предоставлено  право использования произведения, причиненных таким решением убытков.

Данное нововведение в  гражданское законодательство РФ не менее спорно, чем введение личного  неимущественного права на обнародование. Право на отзыв означает, что, игнорируя  договор на обнародование произведения, заключенный, например, с издательством, автор может потребовать изъятия  товара, в котором воплощено произведение, из гражданского оборота; тем самым  поставив издательство в разорительное  положение. Понимая абсурдность  этого права законодатель перекладывает материальную ответственность за отзыв на автора за реализацию его же права. Поэтому на международном уровне право на отзыв не закреплено.

 

8.Право автора на защиту репутации и право на неприкосновенность.

Право автора на защиту репутации  на международном уровне признается с 1928г. Исходя из статьи конвенции право автора на защиту репутации – это личное неимущественное право автора противодействовать любому извращению, искажению, изменению и иному посягательству на свое произведение, включая его название, способному нанести ущерб чести, достоинству и репутации автора.

C практической точки зрения  это означает, что даже если  автор передал другому лицу  свое исключительное право на  переработку, то у него остается  личное неимущественное право  контролировать эту переработку,  чтобы не было извращено или искажено содержание его произведения и не нанесен ущерб его чести, достоинству или репутации. Следовательно, передача имущественного права на переработку не подразумевает полную свободу переработчика.

Ситуация не меняется, если произведение перешло в общественное достояние (т.е. переработка может  осуществляться без разрешения автора): наследники вправе запрещать изменения  произведения, если они искажают содержание и наносят ущерб репутации автора. Тем самым, право автора на защиту репутации охраняется бессрочно.

Российская Федерация, будучи членом Бернского союза, должна соблюдать  положения Конвенции, однако право  на защиту репутации (имевшееся в  Законе РФ “Об авторском праве  и смежных правах” 1993г.) в ГК РФ заменено на право на неприкосновенность произведения и рассматривается как, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Содержание этого права составляет запрещение без согласия автора вносить какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название, в том числе вносить в произведение изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (ст.1266 ГК РФ). Право на неприкосновенность произведения имеет пределы, не является нарушением права на неприкосновенность произведения создание пародий и стилизаций, а также критика произведения. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или в иной письменной форме.

Право на неприкосновенность не идентично праву на защиту репутации. Более того, по своему существу право  на неприкосновенность является исключительным имущественным правом.

Ст.12 Бернской конвенции 1886г.: “авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки  и другие изменения своих произведений”, т.е. переработка произведения допускается  только с разрешения автора. Сопоставив данное положение с определением права на неприкосновенность, приходим к выводу, что данное право тождественно исключительному имущественному праву  на переработку произведения. Тем  самым, произошедшая в ГК РФ замена лишает автора его личного неимущественного права на защиту репутации.

Кроме того, норму “неприкосновенность  произведения охраняется бессрочно” (ст.1267 ГК РФ) необходимо признать ошибочной. Ст. 1282 ГК РФ: по истечении срока действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние, в результате чего оно может свободно использоваться любым лицом без  чьего-либо разрешения. Под использованием ст. 1270 ГК РФ понимает в том числе и переработку.

 

9. Право доступа

Сущность права доступа заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. Ранее данное право в российском авторском законодательстве специально не выделялось, но в принципе следовало из него. Переход картины или скульптуры в собственность заказчика или другого лица не означал передачи им авторских прав на произведение, которые сохранялись за автором (ст. 513 ГК РСФСР 1964 г.). В частности, автор мог воспроизводить свое произведение в копиях, для чего имел право добиваться от собственника предоставления ему возможности для этого. Прямое решение данного вопроса в законодательстве необходимо только приветствовать.

Право доступа предоставляется авторам произведений изобразительного искусства с конкретной целью, а именно для обеспечения возможности воспроизведения произведения, т.е. для реализации имущественного права. Сказанное, однако, не означает, что в рассматриваемом праве отсутствуют личные элементы. Напротив, они выражены в нем достаточно явно, проявляясь, в частности, в невозможности перехода данного права к правопреемникам, включая и наследников. Это еще раз подтверждает условность подразделения субъективных авторских прав на личные и имущественные.

Закон не определяет условий  осуществления и пределов рассматриваемого права, кроме единственного указания на то, что от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Как представляется, при  реализации автором права доступа  в одинаковой мере должны быть гарантированы  как интересы собственника произведения, так и интересы автора. В частности, собственник, безусловно, должен терпеть  те дополнительные неудобства, которые  могут возникнуть в сфере его  прав в связи с осуществлением права на доступ. Однако эти неудобства должны быть сведены к возможному минимуму и носить оправданный характер. Если при приобретении произведения не было специально оговорено иное, собственник сам решает вопрос, в каком месте и в какое время автору обеспечивается доступ к произведению. В любом случае собственник может требовать от автора гарантий обеспечения сохранности произведения. В свою очередь, автору должна быть предоставлена реальная возможность для воспроизведения результата его творческой деятельности. Ни собственник, ни автор не должны злоупотреблять своими правами и осуществлять их в противоречии с их назначением.

 

10.Защита личных  неимущественных прав

В последнее время растет количество гражданских дел, связанных  с защитой авторских прав на произведения науки, литературы и искусства.

Поэтому особое внимание ГК РФ уделяет способам защиты личных неимущественных прав.

Нередко нарушения авторских  прав выражаются в том, что произведения литературы и науки незаконно  копируются, тиражируются, воспроизводятся  без ссылок на автора или издаются под чужой фамилией.

Следует отметить, что, реализуя право на имя, автор персонифицирует  его посредством указания своего подлинного имени или псевдонима. Поэтому на практике нарушение права  автора на имя нередко заключается  в том, что его имя не упоминается.

Так, Г. обратился в суд  с иском к ЗАО "Общественное российское телевидение" (ОРТ) о взыскании  денежной компенсации за нарушение  авторских прав. Он сослался на то, что  в программе ОРТ прозвучали песни  без указания его имени как  автора текстов. Отсутствие в программе  ссылки на имя автора, по мнению истца, привело к нарушению его личного  неимущественного права.

Районный суд в иске Г. отказал.

Судебная коллегия по гражданским  делам городского суда решение оставила без изменения.

Судебная коллегия по гражданским  делам Верховного Суда РФ указала, что  между Российским авторским обществом (далее - РАО) и ОРТ заключено лицензионное соглашение, в соответствии с которым  РАО передает ОРТ разрешение на сообщение  обнародованных произведений, относящихся  к репертуару РАО, для всеобщего  сведения путем их телевизионной  передачи в эфир. ОРТ обязалось использовать в своих передачах лишь те произведения, которые идентифицированы по названиям, фамилиям и инициалам авторов.

Произведения Г. входят в  репертуар РАО, а песни зарегистрированы в обществе под подлинным именем автора.

В программе ОРТ прозвучали упомянутые песни. Имя Г. как автора текстов песен указано не было.

По смыслу закона только автор может разрешить использовать произведение анонимно, т.е. распорядиться  своим неимущественным правом, РАО  же заключает с авторами договоры о передаче полномочий на коллективное управление именно имущественными правами. Отсутствие в лицензионном соглашении РАО с ОРТ указаний о конкретном способе реализации права на имя в силу закона не означает, что РАО может распоряжаться личными неимущественными правами авторов.

Г. зарегистрировал в РАО  упомянутые песни для сбора гонорара за их использование под подлинным  именем автора. Для получения разрешения на анонимное использование произведений телекомпания должна была обратиться к автору, но не сделала этого, что  привело к нарушению авторских  прав (право на имя) последнего.

Претензии о нарушении  авторских прав (право на имя) должны быть обращены к нарушителю права  автора, в данном случае к ОРТ, которое неправомерно использовало произведение анонимно, в связи с чем ссылка суда на то, что все претензии автор вправе предъявить к РАО, несостоятельна (последнее не нарушало авторских прав Г.)

Согласно ст. 1251 ГК РФ в  случае нарушения личных неимущественных  прав автора их защита осуществляется, в частности, путем:

  1. признания права;
  2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
  3. пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  4. компенсации морального вреда;
  5. публикации решения суда о допущенном нарушении.

Первый способ защиты - признание права - применяется, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий.

Как известно, нарушение  личных неимущественных прав автора нередко выражается в том, что  его произведения незаконно копируются, тиражируются, воспроизводятся без  ссылок на автора или издаются под  чужой фамилией. В таких случаях  защита может осуществляться посредством  иска о признании права авторства. Для подтверждения авторства  может быть назначена лингвистическая  экспертиза, в рамках которой решаются вопросы о полном или частичном  сходстве, тождестве или различии произведений (например, литературно-художественного, публицистического или научного произведения); является ли объект результатом  индивидуального творчества (например, персонаж, видеоклип и т.п.); является ли произведение самобытным или переработанным, отредактированным и др.

Дела о признании авторства  рассматриваются в порядке особого  производства, поскольку они относятся  к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 262 ГПК РФ).

В большинстве случаев  требование о признании авторского права является предпосылкой применения других способов защиты. Например, чтобы  взыскать убытки, связанные с незаконным использованием произведения, истец  должен доказать, что именно он является его автором или иным правообладателем.

Признание права может  сопровождаться публичным объявлением  о его существовании, которое  делается нарушителем или за его счет.

Такой способ защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется, когда нарушенное авторское или смежное право может быть восстановлено путем устранения последствий его нарушения (например, путем изъятия из оборота контрафактных экземпляров).

Пресечение  действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение.

Например, в случае бездоговорного использования произведения его  автор может потребовать как  запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые  он понес в связи с таким  использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы  лишь прекратить (пресечь) нарушение  его права на будущее время  или устранить угрозу его нарушения.

Так, писатель Б. потребовал прекращения использования отрывков из его произведения «В августе сорок  четвертого» для чтения с эстрады. Свое требование автор обосновал  тем, что читались произвольно взятые из произведения фрагменты детективного плана, не связанные с основным содержанием  романа и его идейно-художественной направленностью. Специальным указанием Министерства культуры РСФСР было запрещено использовать роман Б. для публичного чтения с эстрады. Типичными примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой сфере являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и др.

Следующий способ защиты - это компенсация морального вреда (ст. 151 ГК РФ). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (достоинство личности, деловая репутация и т.п.), либо нарушающими его личные неимущественные права (право на имя, право авторства и т.д.), либо нарушающими имущественные права гражданина.

Детальное регулирование  вопросов компенсации морального вреда  осуществляется посредством ст. ст. 1099 - 1101 ГК РФ.

В предмет доказывания  по делам о компенсации морального вреда входят следующие юридические  факты:

  1. имели ли место действия (бездействие) ответчика, причинившие истцу нравственные или физические страдания, в чем они выражались и когда были совершены;
  2. какие личные неимущественные права истца нарушены этими действиями (бездействием) и на какие нематериальные блага они посягают;
  3. в чем выразились нравственные или физические страдания истца;
  4. степень вины причинителя вреда (в том случае, если она должна учитываться);
  5. размер компенсации.

Информация о работе Личные неимущественные права авторов и их характеристика