Личных прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание

Объектом исследования являются личные права и свободы человека и гражданина.
Предмет - общественные отношения, регулирующие права и свободы человека и гражданина.
Целью исследования выступает исследование института личных прав и свобод человека и гражданина. Данную цель предполагается достичь путем последовательного решения следующих задач.
Во-первых, дать общую характеристику прав и свод человека и гражданина в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
3


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА ГРАЖДАНИНА……………………………………
6
1.1. Современное содержание прав и свобод человека и гражданина
6
1.2. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………….
8

2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА………………………………………………..
14
2.1. Право на жизнь и достоинство личности…………………………
15
2.2. Право на свободу и личную неприкосновенность……………….
18
2.3. Право на частную жизнь…………………………………………..
19
2.4. Неприкосновенность жилища……………………………………..
21
2.5. Национальная принадлежность…………………………………….
23
2.6. Свобода передвижений и места жительства………………………
25
2.7. Свобода мысли и слова ……………………………………………
27

3. ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА………………………………….
30
3.1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина………….
31
3.2. Конституционные гарантии правосудия…………………………..
36


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

личные права и свободы.doc

— 392.53 Кб (Скачать документ)

Если же принимается закон, отменяющий или смягчающий ответственность, то по принципу гуманизма обратная сила закона как раз признается. Конституционная гарантия в этом случае устанавливает: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Эти правила действия закона во времени имеют силу для всех отраслей права. Они закреплены нормами уголовного, гражданского, трудового, административного и другого законодательства Российской Федерации.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью настоящей контрольной работы было изучение личных прав и свобод человека и гражданина. Подводя итоги данного исследования, представляется необходимым сделать следующие выводы.

1. В современном мире существуют различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует разнообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Различие подходов обусловлено различными интересами их представителей, особенностями духовной, культурной жизни, историческими традициями, обычаями, интеллектуальным многообразием и другими причинами.

Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в «чистом виде», как таковых, безусловно объективных и общепризнанных прав и свобод человека не существует. Реальностью являются лишь представления, суждения, взгляды, теории о том, что такое права человека, а также основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы опосредуют, воздействуют на складывающиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей. В этом смысле права и свободы человека и гражданина изначально возникают, существуют, развиваются лишь в качестве важнейшего элемента правосознания и сознания в целом различных социальных субъектов, стремящихся придать своим представлениям значение правильного, правового, правдивого, справедливого и соответственно этому проявляющихся практически во всех нормативно-регулятивных системах, а также в идеологии, философии, науке, в культуре в целом.

Поэтому фактически существующие и возникающие социальные возможности людей признаются, трактуются в качестве тех или иных прав и свобод человека и гражданина только в значении «должного» и главным образом - в противовес объективно возможным и объективно существующим иным представлениям, интерпретациям, предпочтениям. Ибо без этого определенного противопоставления, без необходимости истолкования социальных возможностей и обязанностей с позиции должного, справедливого, идеального и т. д., без некоторого минимума противоречия, антиномии - вопрос о правах человека утратил бы самостоятельную социальную значимость, а точнее, в исторической ретроспективе никогда бы ее не приобрел. И, строго говоря, только при этих условиях возможны были как появление самой идеи прав человека, понятия «права человека», так и сохранение и повышение актуальности их истолкования в дальнейшем.

В то же время многообразие подходов к правам человека и гражданина не умаляет возможности и необходимости выработки и признания определенного минимума общечеловеческих, общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономических, культурных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум, в качестве основных прав и свобод человека и гражданина, должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей.

При этом во всех случаях все-таки следует помнить о том, что это действительно лишь часть прав и свобод человека и гражданина и проблема прав человека не может быть сведена только к обеспечению наличия указанного минимума. Ведь за «рамками» остается множество других, часто не менее важных для людей прав и свобод, а роль и значение тех или иных из них могут резко возрастать в зависимости от развития конкретно-исторической ситуации в стране, и, соответственно, они, по существу, могут приобретать значение основных прав и свобод. Не менее важно иметь в виду и то, что этот минимум как бы универсальных ценностей в полном объеме признают далеко не все государства мира и тем более не все обеспечивают их фактическое наличие и реализацию.

 

2. Права и свободы человека и гражданина - это сложное многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимоотношений между индивидом, обществом, государством.

3. Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод человека и гражданина в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют три большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные. При этом грань, проводимая между этими группами прав и свобод, достаточно условна, поскольку все они характеризуют единую, целостную систему общественных отношений. А многие конкретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.

4. Личные права и свободы человека и гражданина - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее, в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека и гражданина. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и другие.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем: а) по своей сути они являются правами человека, т.е. каждого индивида и не связаны непосредственно с принадлежностью к гражданству государства; б) эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; в) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.

Названные особенности личных прав и свобод человека и гражданина подтверждаются содержанием ст. 20-30 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем анализ названных статей приводит к выводу о декларативной направленности некоторых из них, отсутствии механизма реализации. Назовем в этой связи ст. 27 Конституции РФ, предусматривающую право свободно выбирать место пребывания и жительства. Здесь налицо противоречие между юридическим и фактическим содержанием статьи. Переходное законодательство, таким образом, содержит много привлекательных положений, но правовая практика нивелирует их, превращает в фикцию. К сожалению, нет механизма, способного обеспечить реализацию конституционных принципов о высшей ценности прав и свобод человека (ст. 2), а также об их непосредственном действии (ст. 18) и др.

5. Под гарантиями личных прав и свобод человека и гражданина понимаются средства, обеспечивающие реализацию этих права. Право можег быть реализовало, только если ему соответствует чья-то обязанность это обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности.

Права, свободы и обязанности реализуются на основе равноправия -главного принципа, характеризующего статус личности. В статье 19 Конституции РФ выделены три основных его аспекта:

  1. равенство всех перед законом и судом;
  2. равенство прав и свобод человека и гражданина;
  3. равноправие мужчины и женщины.

Личные права и свободы человека и гражданина основываются на их гарантированности. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование личных прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.

Политические гарантии предполагают соответствующим образом сориентированную политику власти, ее нацеленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе, должный уровень политической культуры граждан; борьбу с бюрократизмом, взяточничеством и другие политико-организационные факторы.

Однако именно суды, судебная власть   могут   и   должны   обеспечивать максимальную защиту прав и свобод человека и гражданина в сложный период перехода российского общества от авторитарного режима к демократическому, в период слома старых командно-административных отношений и становления отношений рыночных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993, вступившая в действие 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 г. - Ч. 1,2. - М., 2000.
  3. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.
  4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 26 марта 2000 г.).
  5. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции от 24 июня 1999 г.).
  6. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996.
  7. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г.
  8. Федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993.
  9. Федеральный закон «Об обжаловании в суд действий, и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции от 14 декабря 1995 г.).
  10. Федеральный закон «О милиции» от 18.04.1991.
  11. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. №395-1.
  12. Указ Президента РФ «Об учреждении должности Уполномаченного РФ при Европейском Суде (назначается Президентом РФ)» от 29 марта 1998 г.
  13. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 26.06.1997.
  14. Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1996 г.
  15. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» от 23 марта 1995 г.
  16. Постановление Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35.
  17. Правила «О порядке регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России установлен Правилами, утвержденые постановлением Правительства РФ (в редакции от 16 марта 2000 г.).
  18. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Утвержденое постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789.
  19. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 794.

 

Судебная практика

 

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ «В связи с жалобой А. Я. Аванова на Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г.» от 15 января 1998 г.
  3. Постановление Конституционного Суд РФ «По делу о проверке конституционности ст. 1 и 21 Закона РФ «О государственной тайне» от 27 марта 1996 г.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» от 4 апреля 1996 г.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ «По жалобам Р.Н. Самигулиной и А.А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209 УПК РСФСР» от 20 ноября 1995 г.
  6. Постановление Конституционного Суда РФ «По поводу обращения А.В. Козырева» от 27 сентября 1995 г.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу Л.Н. Ситаловой» от 25 апреля 1995 г.
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994г.

 

Литература

 

  1. Алексеев С.С. Философия права. - М., 1997.
  2. Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. - М., 1984. .
  3. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. - М..1998.
  4. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. - М., 2001.
  5. Белявский А.В. Судебная защита чести и достоинства. - М., 1996.
  6. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. опыт персоналистической философии. // Царство духа и царство кесаря. - М., 1995.
  7. Битрук Н.В. Статус личности в политической системе общества // Политология. - М., 1993.
  8. Варлен М. Новые аспекты института Российского гражданства // Законность. - 2002. - № 12.
  9. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997.
  10. Голубев К.И. Компенсация морального вреда как способ защиты неимущественных благ личности. - СПб.,  2000.
  11. Государственное право Германии / Пер. с нем. - Т. 1.   - М., 1994.
  12. Гражданское право. Учебник. Часть 2. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстова. - М., 2001.
  13. Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. - 2002. - № 6.
  14. Деревянко А.П., Шабельников Н.А. История России с древнейших времен до к. XX века: Учебное пособие. - М., 2001.
  15. Иваненко В.С. Всеобщая декларация прав человека и конституция РФ // Правоведение. - 1998. - № 4.
  16. Игнатенко Г.В. Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения.
  17. Екатеринбург, 1993.

Информация о работе Личных прав и свобод человека и гражданина