Ликвидация юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания.

Содержание

1. Понятие юридического лица

2. Организационно-правовые формы юридических лиц

3. Образование юридических лиц

4. Правоспособность и дееспособность юридического лица

5. Реорганизация юридических лиц

6. Ликвидация юридического лица

7. Основные виды юридических лиц

Работа состоит из  1 файл

ю РК.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

    
5. Реорганизация  юридических лиц

    
            В отличие от ГК 1964 года, новый кодекс более детально регулирует отношения, связанные с реорганизацией и ликвидацией юридических лиц, исходя при этом, прежде всего, из интересов кредиторов реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.  
            Статья 45 ГК предусматривает следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Законодательством могут быть предусмотрены и другие формы реорганизации.  
            Реорганизация может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация осуществляется по решению собственника имущества юридического лица (уполномоченного им органа) или органа юридического лица уполномоченного учредительными документами на его реорганизацию. Следует, однако, иметь в виду, что для отдельных видов юридических лиц императивной нормой законодательного акта к компетенции конкретных органов юридического лица относится принятие решения о его реорганизации. Так, согласно статье 79 ГК, к исключительной компетенции общего собрания участников относится решение вопроса о реорганизации или ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью.  
            Соответственно, реорганизация юридического лица осуществляется решением собственника его имущества (уполномоченного им органа), или органом, уполномоченным законодательным актом, либо учредительными документами, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.  
            Решение о реорганизации юридического лица принимается, как правило, его высшим органом. В ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, реорганизация юридического лица производится с согласия компетентного государственного органа. Указанная норма учитывает прежде всего положения антимонопольного законодательства. В нашей республике аналогичные положения были исключены из Закона "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и не предусмотрены ГК.  
            Принудительная реорганизация может быть осуществлена по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 3 ст. 45 ГК).  
            Таким образом, ГК устанавливает лишь судебный порядок принудительной реорганизации юридических лиц.  
            Порядок принудительной ликвидации определен пунктом 3 статьи 45 ГК, в соответствии с которой "если собственник имущества юридического лица, уполномоченный им орган, учредители или орган юридического лица, уполномоченный на его реорганизацию его учредительными документами, не осуществит реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении судебного органа, суд назначает управляющего юридическим лицом и поручает ему. осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на утверждение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц".  
            Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента регистрации вновь возникающих юридических лиц.  
            При реорганизации юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в государственный регистр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.  
            ГК (ст. 46) решает вопрос правопреемства при реорганизации юридических лиц применительно к каждому ее виду.  
            Так, при слиянии и преобразовании юридического лица права и обязанности каждого из них (при слиянии) и реорганизованного (при преобразовании) переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным балансом.  
            При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.  
            В случае разделения юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.  
            При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них, в соответствии с разделительным балансом, переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.  
            Требования, предъявляемые к передаточному акту и разделительному балансу (их содержания, утверждения), содержатся в статье 47 ГК.  
            Важными представляются положения пункта 1 рассматриваемой статьи, согласно которому передаточный акт и разделительный баланс должны решать вопросы правопреемства по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также обязательства, срок исполнения которых не наступил.  
            Имущество (права и обязанности) переходят к правопреемнику реорганизуемого юридического лица в момент регистрации вновь возникших юридических лиц или вносимых в учредительные документы изменений, если иное не предусмотрено законодательными актами или решением о реорганизации.  
            Статья 47 ГК предусматривает два основания отказа в регистрации вновь создаваемых в результате реорганизации юридических лиц:  
            1) непредставление с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса;  
            2) отсутствие в передаточном акте или разделительном балансе положений о правопреемстве реорганизованного юридического лица.  
            Помимо указанных, отказ в регистрации может последовать по общим основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 42 ГК.  
            Статья 48 ГК закрепляет следующие гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации:  
            1. орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица;  
            2. при разделении и выделении кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков;  
            3. если разделительный баланс (при разделении и выделении) не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделялось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

    
6. Ликвидация  юридического лица

    
            1. Если при реорганизации юридического  лица прекращение его влечет  правопреемство по обязательствам, то при ликвидации юридическое лицо прекращается без правопреемства.  
            Ликвидация может быть добровольной и принудительной.  
            Добровольная ликвидация юридического лица производится по решению собственника его имущества ( уполномоченного им органа) либо соответствующего органа юридического лица по любому основанию.  
            Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях:  
            1) банкротства;  
            2) признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;  
            3) систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;  
            4) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства;  
            5) принятия решения соответствующим органом, уполномоченным государством, по основаниям, предусмотренным законодательными актами.  
            Ликвидация отдельных видов юридических лиц возможна по решению соответствующего органа, уполномоченного государством по основаниям, предусмотренным законодательными актами.  
            Перечень оснований принудительной ликвидации юридического лица, таким образом, исчерпывающим не является.  
            Ликвидация юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией, назначаемой собственником его имущества (уполномоченным им органом) либо соответствующим органом юридического лица - в случае добровольной ликвидации, судом - в остальных случаях. Ликвидационная комиссия на период ликвидации управляет юридическим лицом и выступает от его имени.  
            Ликвидационная комиссия сообщает в органы юстиции о предстоящей ликвидации, дает официальное объявление о ликвидации юридического лица в прессе с указанием срока подачи претензий кредиторами, который не может быть менее 2-х месяцев.  
            При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются, согласно статье 51 ГК, в следующей очередности:  
            в первую очередь - удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;  
            во вторую очередь - удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;  
            в третью очередь - производятся расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждения по авторским договорам;  
            в четвертую очередь - погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;  
            в пятую очередь - производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами.  
            Следует отметить, что порядок капитализации указанных платежей действующим законодательством, к сожалению, не определен;  
            Претензии кредиторов, неудовлетворенные за недостатком имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными.  
            Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом, обеспечиваются из стоимости заложенного имущества в пределах суммы обеспечения, а в остальной части - наравне с кредиторами пятой очереди.  
            Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался в суд, и требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.  
            2. Банкротство. Частным случаем ликвидации юридического лица является объявление его банкротом. 
            Понятие банкротства дано в статье 52 ГК, согласно которой "банкротство - признанная решением суда или официально объявленная во внесудебном порядке на основании соглашения с кредиторами несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации". Таким образом, основанием признания юридического лица банкротом является его несостоятельность, под которой понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов за счет принадлежащего ему имущества. Признание же юридического лица банкротом - основание его ликвидации. Введение особой процедуры ликвидации несостоятельного юридического лица основной целью имеет обеспечение интересов его кредиторов. Ввиду недостаточности имущества ликвидируемого должника для удовлетворения требований всех его кредиторов, процедуры банкротства призваны обеспечить справедливое распределение активов банкрота между кредиторами под их контролем.  
            В соответствии с Гражданским кодексом возможно банкротство индивидуального предпринимателя и юридического лица. Очевидно, однако, что институт банкротства в отношении учреждений и казенного предприятия применяться не должен, так как при недостаточности у них денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Поэтому, согласно статье 2 Закона РК "О банкротстве" от 21 января 1997 года, действие его не распространяется на казенные предприятия и учреждения. В зависимости от того, кто инициирует применение процедуры банкротства в отношении несостоятельного должника, банкротство возможно в добровольном или принудительном порядке.  
            Добровольное банкротство имеет место в случае признания должника банкротом решением суда на основании заявления самого должника либо официального объявления должника о своем банкротстве во внесудебном порядке на основании соглашения с кредиторами. Принудительное банкротство возможно на основании заявления в суд кредиторов или иных указанных в Законе "О банкротстве" лиц.  
            ГК предоставляет должнику право обращаться в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в связи с его несостоятельностью. Однако, в случаях принятия должником (а в отношении государственного предприятия - уполномоченным органом) решения о ликвидации он обязан обратиться в суд с таким заявлением, если имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, т.е. если он несостоятелен.  
            Кредитор может обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, если он не исполнил обязательство в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения. Таким правом обладают кредиторы, имущественные требования которых вытекают из гражданско-правовых обязательств, а также налоговые и иные уполномоченные государственные органы в отношении обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Следовательно, работники юридического лица в связи с задержкой выплаты им заработной платы обратиться в суд с заявлением о признании работодателя банкротом не могут. Требования их о взыскании невыплаченной заработной платы могут быть удовлетворены в порядке общеискового производства. Согласно Закону "О банкротстве", производство по делу о банкротстве может быть возбуждено также по заявлению уполномоченного государственного органа в отношении государственного предприятия и хозяйственных товариществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее двух третей. В интересах государства и его органов, кредиторов отсутствующего должника, а также в случаях умышленного банкротства, заявление о признании должника банкротом может быть заявлено прокурором.  
            Дело о банкротстве, согласно статье 34 Закона "О банкротстве", должно быть рассмотрено судом в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Судом может быть вынесено одно из следующих постановлений: а) решение о признании должника банкротом и возбуждении конкурсного производства; б) решение от отказе в признании должника банкротом; в) определение о применении реабилитационной процедуры при наличии ходатайства; г) определение о прекращении производства по делу.  
            После возбуждения производства по делу о банкротстве, но не позднее 15 дней, вводится внешнее управление должником. Органы управления несостоятельного должника отстраняются от управления его имуществом и делами, которое переходит к назначенному администратору.  
            3. Реабилитационные процедуры Не менее важной задачей процедуры банкротства является предоставление возможности должнику восстановить платежеспособность и предотвратить его ликвидацию. В этом заинтересован бывает не только должник, но нередко и кредиторы, да и общество в целом.  
            До вынесения судом соответствующего решения к неплатежеспособному должнику могут быть применены реабилитационные процедуры.  
            Реабилитационная процедура - судебная или внесудебная процедура, в рамках которой к несостоятельному должнику могут быть применены любые не реорганизационные, организационно-хозяйственные, финансово-экономические; правовые и иные не противоречащие законодательству меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации. Реабилитационная процедура может быть применена лишь в отношении коммерческих организаций и не должна превышать двух лет. Ходатайство о применении указанной процедуры может быть заявлено должником, собственником его имущества (в отношении государственных предприятий) или кредитором. На осуществление реабилитационной процедуры необходимо согласие кредиторов, представляющих более 50 процентов от общей суммы обеспеченных залогом требований, и более 50 процентов от общей суммы требований остальных кредиторов. Реабилитационная процедура осуществляется назначаемым с согласия кредиторов реабилитационным управляющим.  
            В случае объявления несостоятельного должника банкротом осуществляется его ликвидация в порядке конкурсного производства, для чего назначается конкурсный управляющий. Срок ликвидации банкрота определяется судом и не может превышать двух лет.  
            Требования кредиторов банкрота удовлетворяются в порядке очередности, установленной статьей 51 ГК.  
            Закон РК "О банкротстве" предусматривает упрощенные процедуры банкротства в отношении отсутствующего должника, а также несостоятельного должника при принятии им (собственником его имущества) решения о ликвидации. В указанных случаях не применяются реабилитационные процедуры, решение о признании должника банкротом и его ликвидации должно быть вынесено в течение двух недель в отношении отсутствующего должника и в месячный срок в отношении ликвидируемого несостоятельного должника.

    
7. Основные  виды юридических  лиц

    
            1. Наиболее распространенной организационно-правовой  формой, используемой для осуществления  действий, связанных с предпринимательской  деятельностью, являются хозяйственные  товарищества. Общие положения о хозяйственных товариществах и об отдельных его видах содержатся в ГК. Создание и деятельность хозяйственных товариществ регулируется также Указом Президента РК, имеющим силу Закона "О хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995 года. Особенности правового статуса отдельных видов коммерческих организаций, учреждаемых в форме хозяйственного товарищества, могут быть предусмотрены специальными законодательными актами, нормы которых должны соответствовать ГК. Исключение составляет банковское законодательство, обладающее приоритетом по отношению к ГК в части регулирования отношений, связанных с созданием, реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков, контролем за банковской деятельностью и ее аудиторской проверкой, лицензированием отдельных видов банковских операций. Отношения между банками и их клиентами, а также отношения между клиентами через банки регулируются гражданским законодательством в порядке, установленном пунктом 2 статьи 3 ГК.  
            Для юридических лиц, деятельность которых основывается на привлечении денег и иного имущества лиц, не являющихся участниками товарищества (банков, страховых обществ, инвестиционных компаний, фондов и т.п.), законодательными актами может быть предусмотрена возможность образования лишь в определенной организационно-правовой форме. Так, коммерческие банки могут учреждаться лишь в форме акционерного общества согласно Указу Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О банках и банковской деятельности".  
            Согласно статье 58 ГК, хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Указ "О хозяйственных товариществах" допускает возможность создания в случаях, предусмотренных законодательными актами, некоммерческой организации в форме акционерного общества. Так, согласно статье 37 Закона Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг", фондовая биржа, будучи некоммерческой организацией, является акционерным обществом.  
            ГК предусматривает следующие виды хозяйственных товариществ: 1) полное товарищество; 2) товарищество с ограниченной ответственностью; 3) товарищество с дополнительной ответственностью; 4) коммандитное товарищество; 5) акционерное общество.  
            Учредители хозяйственного товарищества после его регистрации приобретают статус участников. Учредителями хозяйственного товарищества, по общему правилу, могут быть как юридические, так и физические лица. Указ содержит общий запрет на участие в хозяйственных товариществах органов представительной, исполнительной и судебной власти, однако в случаях, предусмотренных законодательными актами, участниками хозяйственного товарищества могут быть специально создаваемые для этих целей органы исполнительной власти.  
            Учредителями и соответственно участниками полного товарищества, а также в коммандитном товариществе, могут быть только граждане. Товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество с дополнительной ответственностью и акционерное общество могут учреждаться одним лицом.  
            Полным товариществом признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.  
            Товариществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Ответственность участников такого товарищества по его обязательствам ограничена стоимостью внесенного ими вклада в уставный капитал товарищества.  
            В товариществе с дополнительной ответственностью его участники несут ответственность по обязательствам товарищества своими вкладами в его уставный капитал, а при их недостаточности - дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным вкладам.  
            Коммандитным признается товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в уставный капитал товарищества (вкладчиков). Вкладчики не участвуют в управлении товариществом.  
            Акционерным обществом признается товарищество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, равной номинальной стоимости. Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций и не несут ответственность по обязательствам общества за исключением акционеров корпоративных накопительных пенсионных фондов. Последние несут солидарную ответственность по обязательствам фондов в порядке и на условиях, установленных пенсионным законодательством.  
            Различают открытые и закрытые акционерные общества. Акционеры открытого акционерного общества вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия остальных акционеров. Для продажи акций закрытого акционерного общества акционер должен предложить выкупить их другим акционерам либо самому обществу и лишь в случае отказа или неполучения ответа в течение одного месяца со дня запроса, возможна продажа акций третьим лицам. Поскольку приведенная норма статьи 86 ГК является императивной, в учредительных документах закрытого акционерного общества не может содержаться иное правило. В товариществе с ограниченной ответственностью участники также имеют право преимущественной покупки отчуждаемой одним из них принадлежащей ему доли.  
            Законодательство предъявляет определенные требования: к уставному капиталу товариществ, к размеру, установив его минимальный размер для каждого вида, к порядку и срокам его формирования и изменения  
            Высшим органом управления товарищества является общее собрание его участников. Для осуществления текущего руководства деятельностью товарищества создаются исполнительные органы, которые могут быть коллегиальными и(или) единоличными. Кроме того, в хозяйственных товариществах могут создаваться, а в некоторых случаях их создание является обязательным, контролирующие органы: наблюдательный совет и ревизионная комиссия (ревизор).  
            2. Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов.  
            Правовое положение производственного кооператива, права и обязанности его членов определяется ГК и Законом Республики Казахстан "О производственном кооперативе".  
            Членов кооператива должно быть не менее двух. ГК устанавливает субсидиарную ответственность членов кооператива по его обязательствам в размерах и в порядке, предусмотренном Законом "О производственном кооперативе". Данный Закон не устанавливает минимального размера уставного фонда, необходимого для учреждения и функционирования производственного кооператива.  
            Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности, делится на паи его членов пропорционально их взносам, если уставом кооператива не предусмотрен иной порядок.  
            Согласно пункту 4 статьи "99 ГК, член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. Указанная норма императивна, следовательно, иное правило не может быть установлено учредительными документами.  
            Статья 100 ГК предусматривает основания и последствия прекращения членства в кооперативе. Член кооператива вправе по своему усмотрению в любое время выйти из кооператива, однако при этом выдача пая и иные выплаты производятся лишь по окончании финансового периода и утверждения финансовой отчетности кооператива. Членство в кооперативе прекращается также в связи с исключением из кооператива, в частности, в связи с членством в аналогичном кооперативе, а также в связи со смертью члена кооператива. Согласно пункту 4 указанной статьи, "в случае смерти члена производственного кооператива наследники могут быть приняты в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. При отказе наследника умершего члена кооператива от вступления в кооператив либо отказе кооператива от приёма наследника ему выплачивается доля в имуществе, пропорциональная паю умершего члена кооператива, а также причитающиеся умершему часть чистого дохода кооператива и вознаграждение за личное трудовое участие в деятельности кооператива".  
            3. Государственные предприятия. Общие положения о государственных предприятиях содержатся в статьях 102-104 ГК, конкретизируемые нормами Закона "О государственном предприятии".  
            Согласно статье 102 ГК, к государственным относятся предприятия:  
            1) основанные на праве хозяйственного ведения;  
            2) основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие).  
            Закон "О государственном предприятии" в зависимости от вида государственной собственности различает также:  
            1) предприятия, находящиеся в республиканской собственности;  
            2) предприятия, находящиеся в коммунальной собственности.  
            Кроме того, пункт 3 статьи 1 Закона специально выделяет дочернее государственное предприятие. Дочернее государственное предприятие - предприятие, созданное государственным предприятием.  
            В соответствии с пунктом 4 статьи 102 ГК государственное предприятие создается, ликвидируется и реорганизуется по решению уполномоченного государственного органа. Такими органами, согласно Закону "О государственном предприятии", являются: Правительство Республики Казахстан в отношении республиканских государственных предприятий и главы местных администраций в отношении коммунальных государственных предприятий, а учредителями таких предприятий являются уполномоченные соответственно Правительством и акимами органы.  
            Закон "О государственном предприятии" ограничивает предпринимательскую деятельность государства, допуская возможность создания им новых и сохранения функционирующих государственных предприятий лишь в определенных сферах деятельности. Так, согласно пункту 3 статьи 4 Закона, создание государственного предприятия на праве хозяйственного ведения допускается при условии, если своим назначением оно будет отвечать требованиям статьи 18 Закона, а создание предприятия на праве оперативного управления - требованиям статьи 32 указанного Закона.  
            Учредительным документом государственного предприятия является устав, утверждаемый учредителем.  
            Фирменное наименование государственного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества, т.е. слово "государственное".  
            Органом государственного предприятия является руководитель, назначаемый уполномоченным государственным органом. Статья 9 Закона "О государственном предприятии" допускает возможность оформления отношений уполномоченного органа с руководителем предприятия посредством контракта.  
            Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, относящимся к основным фондам. На совершение сделок, объектом которых является указанное имущество, по общему правилу, необходимо согласие уполномоченного органа (ст. 25 Закона), а сделок по распоряжению предприятием в целом как имущественным комплексом - по решению Правительства (в отношении республиканских предприятий) и главы местной администрации (в отношении коммунальных предприятий). Согласие уполномоченного органа необходимо также на открытие филиалов, учреждение дочерних предприятий и совместных предприятий с участием иностранного капитала, на предоставление частным предпринимателям ссуды с выплатой процента по ним.  
            Для предприятий, основанных на праве оперативного управления, установлены еще более жесткие условия распоряжения ими имуществом, закрепленным за ними. В соответствии со статьей 38 Закона казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, полученных в результате собственной хозяйственной деятельности, лишь с согласия уполномоченного органа.  
            Согласно статье 13 Закона, для государственного предприятия выполнение заказа государства является обязательным.  
            Предприятие на праве хозяйственного ведения содержится за счет собственных доходов от собственной деятельности, отчисляя часть прибыли собственнику (ст. 27 Закона), а предприятие на праве оперативного управления финансируется за счет собственного дохода по смете, утверждаемой уполномоченным органом. При недостаточности у казенного предприятия собственных средств для покрытия его расходов недостающие средства выделяются ему из соответствующего бюджета.  
            Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам.  
            Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство не несет ответственности по обязательствам такого предприятия. Также и предприятие на праве хозяйственного ведения не отвечает по обязательствам государства. Напротив, по обязательствам казенного республиканского предприятия субсидиарную ответственность несет Республика Казахстан, а по обязательствам коммунального - соответствующая административно-территориальная единица.  
            Ликвидация и реорганизация государственных предприятий осуществляется по решению его учредителя (ст. 102 ГК). Однако в соответствии со статьей 16 Закона "О государственном предприятии" решение о ликвидации и реорганизации государственных предприятий принимается в отношении республиканских предприятий - Правительством, а в отношении коммунальных предприятий - акимами. Учредители не принимают решения, а лишь осуществляют реорганизацию и ликвидацию в соответствии с принятым решением об этом.  
            Статья 45 Закона предусматривает возможность преобразования предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие/В случаях, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, такая реорганизация обязательна.  
            В частности, предприятие на праве хозяйственного ведения должно быть преобразовано в казенное предприятие в случае отсутствия прибыли по итогам последних двух лет.  
            4. Некоммерческие организации могут, как уже отмечалось ранее, создаваться лишь в таких организационно-правовых формах, которые предусмотрены законодательными актами. Поэтому для каждого не предусмотренного ГК вида некоммерческой организации необходимо принятие соответствующего закона.  
            ГК предусматривает следующие виды некоммерческих организаций: учреждение, общественное объединение, общественный фонд, потребительский кооператив, религиозное объединение, ассоциации (союзы).  
            Приведенный перечень исчерпывающим не является и может быть дополнен законодательными актами.  
            Учреждение - организация, созданная и финансируемая собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.  
            Учреждениями являются органы государственного управления (как субъекты гражданского права), учреждения образования, культуры и спорта и т п.  
            Учреждения не являются собственниками имущества, а обладают правом оперативного управления, и финансируются собственником его имущества.  
            При недостаточности у учреждения денежных средств для удовлетворения требований его кредиторов, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества.  
            Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законодательством.  
            Общественное объединение - организация, возникшая в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству.  
            К общественным объединениям относятся политические партии, профессиональные союзы, добровольные общества, творческие союзы и т.д.  
            Цели, на достижение которых направлено общественное объединение, не связаны с получением его членами прибыли, граждане объединяются для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей.  
            Необходимость определения правового статуса общественных объединений в ГК связана исключительно с их участием в имущественных отношениях и пределы гражданско-правового регулирования отношений, связанных с их учреждением и деятельностью, должны быть ограничены указанной сферой. Правовое положение общественных объединений определено также Законом РК "Об общественных объединениях", детализируемых специальными законодательными актами, регулирующими отношения по созданию и деятельности конкретных их видов (Закон РК "О профессиональных союзах" и др.).  
            Имущество общественного объединения принадлежит ему на праве собственности. Участники (члены) общественных объединений не имеют прав на переданное ими этим объединениям имущество, в том числе и на членские взносы.  
            Оставшееся после ликвидации общественного объединения имущество не может быть распределено между его членами, а направляется на цели, предусмотренные его уставом.  
Религиозное объединение является разновидностью общественного объединения и существенно в правовом положении от последних не отличается.  
            Общественный фонд - некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели. Главной особенностью фонда является то, что лица, учредившие фонд не приобретают членства в нем и не участвуют непосредственно в управлении его делами.  
            Порядок управления общественным фондом и порядок формирования его органов определяются уставом, утверждаемым учредителем (учредителями).  
            Статья 107 ГК устанавливает обязательные требования, предъявляемые к уставу фонда, и обязывает общественный фонд ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в официальных печатных изданиях.  
            Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов. В случаях, предусмотренных законодательным актами, в потребительский кооператив могут вступать юридические лица (п. 1 ст. 108 ГК).  
            В отличие от производственного в потребительском кооперативе не требуется личное трудовое участие его членов в общих делах.  
            На членов потребительского кооператива возлагается обязанность путем внесения дополнительных взносов в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки. Кроме того, они солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса членов кооператива.  
            Доходы, полученные кооперативом, не могут распределяться между его членами и направляются на уставные цели.  
            В случае ликвидации потребительского кооператива или выходе из него член кооператива имеет право на выделение своей доли в имуществе кооператива, пропорциональной его паю. Наследники члена кооператива имеют первоочередное право на принятие в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.  
            Особенностью сельских потребительских кооперативов является возможность создания таких кооперативов для удовлетворения материальных и иных потребностей не только своих членов, но и других граждан, проживающих в сельской местности. Другие особенности указанных кооперативов могут быть предусмотрены специальным законодательством.  
            Объединения юридических лиц. Согласно пункту 4 статьи 34 ГК, юридические лица могут создавать объединения. Если юридические лица создают объединение, целью которого является извлечение прибыли, такое объединение является коммерческой организацией и соответственно оно может быть создано только в форме хозяйственного товарищества (акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество с дополнительной ответственностью). Если же такому объединению не придается статус юридического лица - налицо консорциум (ст. 233 ГК).  
            Юридические лица могут создать также некоммерческое объединение со статусом юридического лица в форме ассоциации (союза) - (ст. 110 ГК).  
            Ассоциации (союзы) являются добровольными объединениями юридических лиц.  
            Пункт 1 статьи 110 ГК предусматривает возможность создания ассоциации коммерческими и некоммерческими организациями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  используемой литературы:

   ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. (Часть  общая). Учебное пособие. Том I. - Алматы: Гылым, 1998. Отв. ред.: профессор Г.И. Тулеугалиев. 
 


Информация о работе Ликвидация юридического лица